С портала административной реформы.




Одним из основных направлений совершенствования системы государственного управления в Российской Федерации является повышение эффективности деятельности государственных структур.

Данное направление характеризуется комплексностью и вариативностью решаемых целей и задач, а также применяемых механизмов. В связи с этим можно выделить наиболее крупный проект по внедрению показателей эффективности и результативности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, а также руководителей территориальных органов государственных внебюджетных фондов, их региональных отделений, ответственных за реализацию полномочий Российской Федерации по предоставлению государственных услуг, осуществлению контрольно-надзорных функций на территории субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Для качественного улучшения состава госслужащих Министерством экономического развития Российской Федерации с 2013 года ведется разработка и внедрение показателей эффективности и результативности деятельности органов государственной власти и государственных гражданских служащих.

 

В целях внедрения механизма оценки, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Минэкономразвития России была проведена ревизия всех функций государственных учреждений, на основе которой созданы механизмы оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений), руководителей территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений).

Данным постановлением было предусмотрено проведение оценки эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) путем сбора мнений граждан о качестве наиболее массовых и социально значимых государственных услуг.

В настоящее время сбор мнений граждан осуществляется после получения ими результатов государственных услуг с использованием следующих механизмов: отправка смс-сообщений получателям государственных услуг с просьбой оценить качество услуги, опрос через электронные терминалы или иные устройства, расположенные непосредственно в местах предоставления государственных услуг (в том числе в МФЦ), опрос через специализированный ресурс в сети Интернет – сайт «Ваш контроль» (www.vashkontrol.ru), а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

Граждане могут оценивать качество госуслуг по таким критериям как: время ожидания в очереди, вежливость сотрудника, комфортность условий, доступность информации о порядке получения услуги и другим.

Постановлением № 1284 предусмотрена возможность для оценки гражданами массовых и социально значимых государственных услуг Росреестра, МВД России, ФМС России, ФНС России и Пенсионного фонда РФ, а также всех государственных услуг, оказываемых в МФЦ по принципу «одного окна», в том числе услуг Росимущества, Роспотребнадзора, ФССП России и Фонда социального страхования РФ.

 

Теперь граждане могут напрямую влиять на качество предоставления государственных услуг в конкретных территориальных органах, так как их оценки могут быть использованы как основание для применения в отношении соответствующих руководителей мер дисциплинарного взыскания, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Каждый федеральных орган исполнительной власти и государственный внебюджетный фонд обязан устанавливать показатель эффективности деятельности в сфере удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг своих территориальных подразделений и ежегодно повышать его.

К 2018 году показатель эффективности деятельности каждого руководителя территориального подразделения указанных органов должен будет составлять не менее 90%.

За не достижение этих показателей руководителей могут привлечь к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Оценки, полученные от граждан в рамках внедряемой системы, с каждым годом будут иметь все большее значение, что в итоге позволит качественно повысить уровень позитивного восприятия гражданами процедуры их взаимодействия с органами власти в части получения результатов государственных услуг.

В ДОПОЛНЕНИЕ!!!

Анатолий Адамович. Реформирование системы государственной службы Российской Федерации // Государственная служба, 2014, №1 (87).

Государственная служба Российской Федерации в новейшее время как государственный, социальный и правовой институт де-юре существует с момента вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2267 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе». За минувшее время она прошла довольно сложный путь своего становления и развития. Есть определенные достижения.

В целях повышения ее эффективности были разработаны федеральные программы:

Ø «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)» (выполнение продлевалось до 2008 года включительно)

Ø «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)».

Цель второй программы – «создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики»*.

Контроль реализации мероприятий должен был осуществлять государственный заказчик, координатор программы – Администрация Президента Российской Федерации.

Время реализации второй программы истекло. И, естественно, есть смысл подвести итоги и определить основные направления дальнейшего совершенствования государственной службы. Анализ публикаций о государственной службе, выступлений в электронных средствах массовой информации по поводу дальнейшего развития этого института выявил различия мнений и подходов в отношении данного вопроса. Но в подавляющем большинстве они касаются качественных характеристик указанного институт а, не затрагивая его статуса, то есть места и роли государственной службы в системе органов государственной власти, механизме государственного управления.

Много сделано по сравнению с предыдущими периодами для регламентации государственной службы: были введены антикоррупционные стандарты, установлена единая система запретов, ограничений, обязанностей. Сформированы и реализуются программы подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих, развития системы дополнительного профессионального образования и т.д.

 

В то же время ряд задач решается крайне медленно или вообще не решается. Например, первой программой предусматривалось обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы. На практике даже в случаях объективной необходимости взаимосвязи и взаимодействия нет. Нередко их нужно налаживать в «ручном режиме».

Планировалось «формирование современной правовой основы военной и правоохранительной службы, совершенствование правовой основы государственной гражданской службы Российской Федерации». Здесь сделано немало, хотя есть еще над чем работать, в частности, над созданием процессуальных правовых норм, регламентирующих координацию деятельности органов, в которых осуществляются военная и правоохранительная службы.

До настоящего времени не принят закон о правоохранительной службе. Есть акты, которые регламентируют деятельность федеральных служб, осуществляющих те или иные правоохранительные функции, но нет закона о правоохранительной службе, хотя он предусмотрен Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации». Прошло более десяти лет с момента принятия Закона № 58-ФЗ, но специального документа такого же уровня о правоохранительной службе так и не появилось. И причина не в медлительности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Принятие такого акта потребует ответа на многие вопросы, в том числе затрагивающие статус государственной службы в правовом демократическом государстве.

Не решается задача создания системы управления государственной службой. Согласно статье 16 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации», «…система управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения Сводного реестра государственных служащих Российской Федерации, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также в целях вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе».

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», «…до образования федерального органа по управлению государственной службой и государственных органов субъектов Российской Федерации по управлению государственной службой функции этих органов … выполняются государственными органами (аппаратами государственных органов)»*.

В результате – ключевыми элементами управления в этой сфере стали подразделения государственной службы и кадровой политики в государственных органах, подчиненные руководителям этих органов. Подразделения эти друг с другом никак не взаимосвязаны и объективно не могут выполнять те задачи, которые были предусмотрены Законом. В результате система управления государственной службой, задуманная и даже утвержденная в правовом отношении, отсутствует. И это негативно сказалось на результатах реализации Программы реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы). Многие запланированные мероприятия выполнены частично или еще выполняются. Поэтому скорее всего может повториться то, что было с первой Программой, сроки выполнения которой были увеличены. Несомненно, определять основные направления развития государственной службы – компетенция руководства страны. Однако анализ состояния этой системы, эффективности ее функционирования, отношения общества к ней позволяют предполагать несколько возможных вариантов дальнейшего развития государственной службы.

Продлить сроки выполнения второй Программы реформирования и развития государственной службы Российской Федерации с целью достижения всех результатов, ею предусмотренных.

Глава государства неоднократно обращал внимание на неэффективность государственной службы. Основная причина в том, что не выполняются надлежащим образом функции.

Во-первых, это связано с недостаточным уровнем профессиональной подготовки многих государственных служащих, отсутствием у многих из них опыта практического выполнения служебных обязанностей.

Во-вторых, проблемой остается безответственность ряда государственных служащих, порожденная неконкретностью определения их обязанностей. Нередко обязанности государственных служащих нацелены на достижение каких-то промежуточных, но не конечных результатов деятельности того или иного государственного органа. Поэтому сегодня речь должна идти «о персональной ответственности каждого управленца за достижение результата»*.

В-третьих, на функционировании института государственной службы отрицательно сказывается коррупция в системе государственных и муниципальных органов, которая все более приобретает системный характер, превращаясь в антисистему управления. Не служение обществу, стране, а стремление как можно быстрее и любой ценой разбогатеть, стало основной целью жизни и деятельности многих государственных и муниципальных служащих.

Сейчас принимаются меры по противодействию коррупции, совершенствованию государственной и муниципальной служб. Но общество ожидает, что эти меры будут более оперативные, эффективные, решительные и рациональные. В последнее время все настойчивее формируется мнение о необходимости наведения порядка в стране. Под порядком понимается ужесточение ответственности за исполнение законов и состояние дел в муниципальном образовании, субъекте Российской Федерации, в той или иной отрасли, подведомственной федеральному органу исполнительной власти и т.п.

Как реакция на это мнение все более и более расширяются субординационные связи и отношения в системе государственного и муниципального управления, которые вытесняют координационные, реординационные и кооперационные связи. Это, с одной стороны, влияет на государственную и муниципальную службы, служит одной из причин их бюрократизации и коррупции, безынициативности и безответственности многих государственных и муниципальных служащих. С другой стороны, эти же проблемы порождает и правовой статус государственной службы, который направляет трансформацию государственной службы (по аналогии и муниципальной службы) в сторону превращения ее в институт, обслуживающий интересы лиц, замещающих государственные должности (муниципальные должности) и должности представителей нанимателя. В результате государственный служащий работает не столько на государство, общество (муниципальный служащий – на местное сообщество), сколько на тех, кто его принял на службу и управляет им в процессе ее прохождения. Видимо, уже назрела необходимость внести изменения в статью 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации» и изложить ее в следующей редакции: «Государственная служба есть профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной службы по исполнению полномочий Российской Федерации (субъектов Российской Федерации) в соответствии с наделенной компетенцией».

Соответственно, часть 1 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации» изложить в следующей редакции: «Должность муниципальной службы – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, по исполнению в соответствии с наделенной компетенцией полномочий муниципального образования, избирательной комиссии муниципального образования».

Такие изменения в законах позволят государственным служащим (муниципальным служащим) осуществлять свою служебную деятельность не в интересах государственного (муниципального) органа или представителя нанимателя, а в интересах государства, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, но в строгом соответствии с наделенной законодательством компетенцией.

 

Институт государственной службы будет изменяться, а равно с ним будет меняться и институт муниципальной службы. И крайне важно, чтобы эти трансформации осуществлялись не спонтанно, а целенаправленно в интересах человека, общества и государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: