ИЗ ИСТОРИИ:
Служба в органах управления представляет собой один из видов социальной деятельности, являющейся необходимым условием функционирования государства и общества.
Понятие «служилых людей» как группы лиц, состоящих на службе государства, появилось в России еще в XV в. С XVI в. служилых людей стали набирать и за службу давали жалованье, одежду и обувь, «доспехи и снаряжение». При Иване Грозном сложилась практика ведения Разрядных книг, в которые заносились записи о назначениях служилых людей на должности. Книга велась в Разрядном приказе.
При Петре I Разрядные книги были отменены и стал употребляться термин «чиновник », т. е. служащий государству и жалованный чином. Принятая Петром I Табель о рангах установила 14 классов для чиновников на государственной службе, звания, оплату труда, порядок прохождения службы.
Принятый в 1896 г. Закон о гражданской службе обобщал нормы и опыт предшествующего правового регулирования служебной деятельности и обеспечивал правовое регулирование этих вопросов вплоть до 1917 г.
В 1922 г. было принято Временное положение о службе в государственных предприятиях и учреждениях, которое более 70 лет было единственным актом общего характера по вопросам служебной деятельности.
В советский период служба в органах управления местных Советов не выделялась в качестве особого, отдельного и самостоятельного вида службы, а рассматривалась как государственная служба. Она основывалась на общих принципах государственного управления и каких-то существенных отличий от государственной службы, осуществляемой на более высоких уровнях государственного управления, не имела.
Формирование муниципальной службы и выделение ее в качестве самостоятельного института обусловлено окончательным переходом от советской модели организации власти на местах к организации местной власти на началах самоуправления, а также закреплением конституционного статуса местного самоуправления в качестве особой формы публичной власти.
Закрепление в ст. 12 Конституции РФ принципа обособленности органов местного самоуправления от системы органов государственной власти позволило говорить и о самостоятельности органов местного самоуправления при решении кадровых вопросов, в осуществлении кадровой политики. С учетом конституционных положений федеральное законодательство разграничило служебную деятельность на муниципальную службу и государственную службу. Вместе с тем муниципальная служба тесно взаимосвязана с государственной службой, идентична ей по набору основных структурных элементов, но содержательно имеет отличия от государственной службы.
В современных условиях взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации проявляется в обеспечении:
1) единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы;
2) единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;
3) единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;
4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;
6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.
Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы устанавливается законом субъекта РФ.
ЦЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ состоит в обеспечении полномочий местного самоуправления, решения непосредственно населением и органами местного самоуправления вопросов местного значения, осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, на основе сочетания общегосударственных интересов и задач, решаемых на местном уровне.
ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ:
1) обеспечение эффективной работы органов местного самоуправления, прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;
2) исполнение положений Конституции РФ, действующего законодательства, устава и иных нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления на территории муниципального образования;
3) обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;
4) подготовка, принятие и отражение в принимаемых муниципальных правовых актах воли и законных интересов жителей муниципального образования, исполнение решений органов местного самоуправления;
5) защита интересов муниципального образования.
Муниципальная служба обладает чертами, общими для всех видов служебной деятельности, а также особенностями, позволяющими говорить о том, что это новый вид публичной служебной деятельности. Можно выделить СЛЕДУЮЩИЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫМУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ:
1) является самостоятельным институтом муниципального права с отдельным законодательным и иным нормативно-правовым регулированием;
2) формируется в сфере публичной власти, поскольку муниципальная деятельность – это публично-властная деятельность, и функционирует она как публичная служба;
3) самостоятельно решает вопросы формирования состава муниципальных служащих, включая подбор, расстановку и управление персоналом муниципальной службы, их аттестации, присвоения квалификационных разрядов и другие вопросы прохождения муниципальной службы в органах местного самоуправления;
4) правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом об общих принципах организации местного самоуправления, Законом о муниципальной службе, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, в которых определяются порядок прохождения муниципальной службы, требования к муниципальным должностям, права и обязанности муниципального служащего, гарантии для муниципальных служащих;
5) финансирование муниципальной службы обеспечивается за счет средств местных бюджетов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ. В ст. 2 Закона о муниципальной службе установлено, что МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА:
1) это профессиональная деятельность граждан; 2) осуществляется на постоянной основе;
3) осуществляется на должностях муниципальной службы;
4) должности муниципальной службы замещаются путем заключения трудового договора (контракта).
Таким образом,
► муниципальная служба представляет собой особый вид публичной профессиональной служебной деятельности, осуществляемой гражданами Российской Федерации, на невыборной муниципальной должности в органах местного самоуправления, замещаемой путем заключения трудового договора (контракта) и на платной основе, за счет средств местного бюджета, в соответствии с федеральными законодательством, законодательством субъекта РФ, уставом муниципального образования, с целью обеспечения решения вопросов местного значения, а в случаях, установленных законом, – реализации отдельных государственных полномочий.
В Российской Федерации муниципальная служба основывается на ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРИНЦИПАХ, важнейшие из которых закреплены в Законе о муниципальной службе, в частности:
1) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия. В ст. 2 Конституции РФ определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Права и свободы человека и гражданина действуют непосредственно. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Органы местного самоуправления, должностные лица, муниципальные служащие обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
2) равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равных условий ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
3) профессионализма и компетентности муниципальных служащих. Муниципальные служащие обязаны неуклонно повышать свой профессиональный уровень, поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных обязанностей. В целях определения уровня профессиональной подготовки и соответствия муниципального служащего замещаемой должности, для решения вопроса о сохранении или присвоении ему очередного квалификационного разряда, а также для включения муниципального служащего в резерв для замещения вышестоящей должности муниципальной службы проводится аттестация служащего, организуется повышение уровня его подготовки и к валификации;
4) стабильности муниципальной службы. Данный принцип ориентирует муниципальных служащих и лиц, претендующих на должности муниципальной службы, на стабильную работу в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования на муниципальной должности с четко определенным кругом профессиональных прав и обязанностей, социальных гарантий, с регулярно выплачиваемой заработной платой, четкой системой повышения квалификации и переподготовки кадров, установленными критериями для профессионального роста и другими составляющими, характерными для муниципальной службы;
5) доступности информации о деятельности муниципальных служащих. Служение интересам населения, интересам развития территории муниципального образования предопределяет открытый, гласный характер деятельности муниципальных служащих, их близость к населению и доступность для населения. В соответствии со ст. 2 Закона о муниципальной службе муниципальное образование является нанимателем для муниципальных служащих, поэтому граждане должны иметь необходимую информацию о деятельности нанимаемых ими работников на должности муниципальной службы;
6) взаимодействия с общественными организациями и гражданами;
7) единства основных требований к муниципальной службе, а также учета исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы (эти особенности могут найти отражение в уставе мун. обр.);
8) правовой и социальной защищенности муниципальных служащих. Основные направления реализации этого принципа изложены в действующем законодательстве о муниципальной службе, предусматривающем положения о гарантированности каждому муниципальному служащему надлежащих условий работы, денежного содержания, ежегодного оплачиваемого отпуска, медицинского обслуживания, пенсионного и иного социального обеспечения, защищенности муниципального служащего и членов его семьи от неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей и других гарантий;
9) ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. В случаях и порядке, установленных, в частности, трудовым законодательством, муниципальный служащий несет ответственность за упущения в работе, а также за действия и решения, нарушающие права и законные интересы граждан;
10) внепартийности муниципальной службы. Этот принцип направлен на деполитизацию органов местного самоуправления, недопустимость создания в органах местного самоуправления политических организаций, подконтрольности муниципальной службы тем или иным структурам политических партий.