Предлагаемый комплекс методик для проведения психодиагностического обследования в разных возрастных группах .




ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

Психологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста

 

 

Методическое пособие

 

Составители Лобаскова М.М., Мухордова О.Е., Шрейбер Т.В.

 

 

Методическое пособие предназначено для практических психологов образования. Пособие содержит в себе описание диагностических методов: схемы наблюдения, тесты, опросники. В пособие включены наиболее адекватные методики исследования личности дошкольников, познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер. Описанные в пособии методики снабжены стимульным материалом, инструкциями, ключами и способами интерпретации полученных результатов.

Предлагаемые в пособии материалы могут быть использованы в деятельности воспитателей, руководителей детских дошкольных учреждений.

 

Содержание

Введение 3

Организация психодиагностического исследования 5

Рекомендации к составлению психологического заключения 13

Психологическая диагностика в период раннего детства (от 1 года до 3 лет)

Краткая характеристика периода раннего детства 27

Психолого-педагогические параметры готовности поступления ребёнка в

дошкольное учреждение (К.Л.Печора) 28

Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям ДОУ 29

Диагностика уровня психического развития детей раннего

возраста (по Рычковой Н.А.) 30

Схема наблюдения за различными сторонами поведения маленького

ребёнка (Бейли Н.) 36

Психологическая диагностика в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет)

Краткая характеристика дошкольного возраста 43

Исследование когнитивной сферы

Корректурная проба 45

Методика изучения непроизвольного и произвольного запоминания 46

Методика изучения активного словаря с помощью сюжетных картинок 47

Методика «Нелепицы» 47

Методика «Исключение лишнего» 48

Кубики Коса 48

Методика «Полянки» (Бардина Р.И.) 49

Тест «Дорисовка фигур» (Дьяченко О.М., Кириллова А.И.) 51

Диагностика психологической готовности к обучению в школе

Методика «Домик» 52

Стандартизированная беседа для изучения мотивационнной готовности к школе 53

Ориентировочный тест школьной зрелости А.Керна-Я.Йирасека 54

Графический диктант (Эльконин Д.Б.) 57

Изучение индивидуально-типологических особенностей дошкольников

Схема изучения темперамента по жизненным показателям свойств нервной

системы (Ильина А.И., Палей И.М.) 58

Изучение эмоционально-волевой сферы дошкольников

Программа наблюдения за эмоциональными проявлениями детей (Шванцара Й.) 60

Методика изучения развитости самоконтроля 61

Методика «Лестница» 61

Тест тревожности (Тэммл Р., Дорки М., Амен В.) 62

Диагностика межличностных отношений дошкольников со взрослыми и сверстниками

Социометрия 63

Цветовой тест отношений 64

Тест «Рисунок семьи» 65

Тест сказок Ж.Руайе 75

Методика изучения фрустрационных реакций С.Розенцвейга 77

Детский апперцептивный тест 82

Методика «Дом-Дерево-Человек» 91

Литература 103

Приложения 105

Введение.

Психологическая диагностика – один из основных видов деятельности практического психолога в дошкольном учреждении. Предметом психодиагностики в ДОУ являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.

Психологическая диагностика проводится психологом по запросу администрации ДОУ, воспитателя или родителей. В зависимости от запроса, цели психодиагностического обследования также могут быть различными: определение общего уровня психического развития детей, решение вопроса об определении ребенка в специализированное дошкольное учреждение (речевой детский сад, ДОУ для детей с задержкой психического развития и пр.), психодиагностика в рамках психологического консультирования по вопросу детско-родительских отношений и т.д.

При заключении договора между ДОУ и родителями в письменном виде подтверждается согласие родителей на участие их ребенка в диагностическом обследовании. Тем самым соблюдается принцип законности и добровольности в принятии психологической помощи.

При подготовке к диагностическому обследованию психолог заранее обязан информировать персонал и педагогов о времени, месте и участниках обследования, подготовить стимульный материал и инструментарий.

Содержание психодиагностического обследования составляют обязательные многократные наблюдения за ребёнком в различных ситуациях общения, игры, занятий (не менее 3 наблюдений в одних и тех же видах деятельности), беседы с воспитателями и самим ребёнком, анализ продуктов деятельности и документации, а также применение диагностических методик, направленных на изучение познавательной, эмоционально-волевой сферы ребёнка, уровня моторного развития, социальных контактов со взрослыми и сверстниками.

Результатом психодиагностики является написание психологического заключения с элементами прогноза дальнейшего развития и формулирования рекомендаций по оптимизации процесса развития в случае необходимости.

Информация о результатах психологического обследования должна предоставляться в строгом соответствии с этическими нормами и принципами диагностической работы профессионального психолога.

Психологическая диагностика должна органично вписываться в целостную систему деятельности практического психолога и соответствовать целям, задачам коррекционной, консультативной и профилактической работы в детском дошкольном учреждении.

 

 


Предлагаемый комплекс методик для проведения психодиагностического обследования в разных возрастных группах.

Ясельная группа 1,5-3 г. Младшая группа 3-4 года Средняя группа 4-5 лет Старшая группа 5-6 лет Подготовительная группа 6-7 лет
Наблюдение Беседа с воспитателями Анализ документов (адаптационных карт детей) Диагностика по Н.А.Рычковой. Наблюдение Беседа с воспитателем Диагностическая беседа с ребенком Доска Сегена, «Исключение неоднороднородного понятия» «Последовательность событий» (из 2 картинок) «Разрезные картинки» (2-3 части) «Нелепицы». «Классификация». Сюжетные картинки для описания. Доски Сегена. «Нелепицы» «Разрезные картинки» из 2-3-4 частей «Последовательность событий» из 3 картинок Кубики Кооса (2 пробы) «Классификация» «Четвертый лишний» Тест Розенцвейга Методика Россалимо ЦТО Цветные матрицы Равена. Наблюдение Беседа с воспитателем. Наблюдение. Беседа с воспитателем Анализ документов. Классификация. Анализ отношений понятий (вербальных и невербальных). «Последовательность событий» из 4 картинок. Кубики Кооса «Полянки» ЦТО Тест Розенцвейга Тест тревожности Теммл, Дорки, Амен Методика «Лестница» Методика Ж.Руайе. Методика Р.Жиля. Методика Россалимо. ДАТ «Рисунок семьи». Наблюдение. Беседа с воспитателем. Анализ документов. Корректурная проба Методика Занкова (6 слов). «Полянки». «Таблицы Шульте». Матрицы Равена (1 и 2 субтесты). Тест Керно-Йерасека. Тест Розенцвейга. Тест тревожности Теммл, Дорки, Амен. Методика Р.Жиля. Методика Ж.Руайе Методика «Лестница» «Дорисовка фигур» Методика «Домик» ДАТ «Социометрия»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: