Функции государства и государственного управления




(по учебнику Е. В. Охотского)

ГОСУДАРСТВО - это особая политическая организация общества, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, выражающая волю и интересы общества, способная придавать своим решениям общеобязательный характер.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ - это целенаправленное, органи­зующее и регулирующее воздействие государства (через систему госу­дарственных органов, организаций и соответствующих должностных лиц) на общественные процессы, сознание, поведение и деятель­ность людей.

Между государством и обществом существуют многочислен­ные прямые и обратные связи. В пределах этих связей государ­ство реализует свои властные полномочия по упорядочению и совершенствованию частной, коллективной и общественной жизнедеятельности людей. Вот эта «погруженность» государства в общество характеризуется таким понятием, как «функции госу­дарства». Посредством реализации этих функций государство проявляет свою сущность и реализует свое социальное предназ­начение.

Слово «функция» (лат. functio) в дословном переводе с латин­ского языка означает исполнение, осуществление. Функции проявляются в конкретных действиях социальных институтов. Функции государства - это основные направления деятель­ности государства и его структур, обусловленные целями, соци­ально-политической сущностью и характером стоящих перед го­сударством задач.

Функции современного цивилизованного демо­кратического государства направлены на обеспечение безопас­ности общества, защиту конституционного строя, целостности и суверенитета страны, интересов, запросов и ожиданий каждого человека. И главное - обеспечение оптимального баланса между интересами общества и его социально-экономическими возмож­ностями; властными полномочиями государства и потребностя­ми населения; интересами правящей элиты и народа в целом; между внешними задачами государственных органов и их внут­ренними задачами.

Структурировать функции можно по разным основаниям:

- по сферам действия они делятся на внутренние и внешние;

- по значимости - на основные и вспомогательные;

- по времен­ным параметрам - на постоянные и временные;

- по уровням вла­стной иерархии - на функции федерального уровня и функции субъектов федерации;

- по характеру воздействия - на регулятив­ные, охранительные и воспитательные.

Внутри страны государство реализует:

1. Политическую функцию: обеспечение народовластия, ре­гулирование отношений между различными классами, слоями, нациями, религиозными конфессиями, центром и регионами по поводу власти, ее удержания и использования в интересах обес­печения социального спокойствия, сотрудничества, разрешения возможных противоречий и конфликтов.

Многие из перечислен­ных функций закреплены на конституционном уровне. Так, ст. 3 Конституции РФ нормативно закрепляет функцию реализации народовластия, противодействия захвату власти или присвоению властных полномочий; ст. 2 - признания, соблюдения и защиту прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности госу­дарства; ст. 4 - обеспечения суверенитета, целостности и непри­косновенности территории Российской Федерации. Гарантом прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимо­сти и государственной целостности Российской Федерации явля­ется ее Президент (ст. 80);

2. Правоохранительную функцию, включая функцию легали­зованного принуждения: упорядочение совместной жизни лю­дей; охрана законности и правопорядка в обществе; защита прав и свобод граждан, их достоинства, жизни, здоровья и имущества; пресечение коррупционных, экстремистских, террористических и других преступных проявлений; наказание правонарушителей, умиротворение социальных конфликтов. В Российской Федера­ции на конституционном уровне закреплены функции обеспече­ния законности (ст. 114. п.е.), правосудия (ст. 46, 118, 125, 126, 127) и прокурорского надзора (ст. 129);

3. Административную функцию: контроль и надзор за испол­нением общеобязательных правил и предоставление государ­ственных услуг физическим и юридическим лицам, включая вы­дачу разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности, а также регистрацию документов, прав и объек­тов. Эта функция является ведущей для всех органов исполни­тельной власти. Для них установлена также функция по управле­нию государственным имуществом.

Исчерпывающий перечень базовых функций федеральных органов государственной исполнительной власти закреплен в Конституции РФ (ст. 71, 72, 114), Федеральном конституцион­ном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Рос­сийской Федерации», Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Указах Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти » и от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов ис­полнительной власти» и других нормативно-правовых актах;

4. Экономическую функцию. Ее суть изложена в Конститу­ции РФ (статьи 4 и 114) и заключается в создании государством благоприятных инвестиционных и организационно-правовых предпосылок, необходимых для упорядоченной, законной и эф­фективной экономической деятельности всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности. Конституцион­но гарантируется свободное перемещение товаров, услуг, финан­совых средств и трудовых ресурсов, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности.

Государство в лице его Правительства и соответствующих ми­нистерств, комитетов, служб и агентств:

- разрабатывает и обеспе­чивает проведение в стране единой экономической политики (финансовой, кредитной, денежной),

- формирует правовое поле ее реализации с целью динамичного повышения конкурентной способности национальной экономики;

- формирует государствен­ный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением;

- управ­ляет госсобственностью;

- обеспечивает равноправие и защиту всех форм собственности, организует работу налоговой, тамо­женной и денежно-валютной систем;

- осуществляет поддержку малого и среднего бизнеса;

- финансирует программы научно-тех­нических и промышленных исследований.

 

5. Социальную функцию, имеющую своей целью обеспече­ние прав и свобод каждого человека и гражданина, создание условий для его активной созидательной жизнедеятельности каждого. В конечном итоге именно качество жизни является главным критерием эффективности реализации не только соци­альных полномочий государства, но и государственного управле­ния в целом.

В соответствии с Конституцией (ст. 7) Российская Федерация провозглашена социальным государством, заявлено, что его по­литика направлена на создание благоприятных условий для до­стойной жизни человека и свободного развития личности. Отсю­да вытекает его первоочередная задача - обеспечение условий жизни, соответствующих международным стандартам. А именно, возможность трудоустройства, безопасный для здоровья труд и адекватная за него оплата, забота о семье, матери и ребенке, оптимальное социальное страхование, достойное пенсионное обеспечение, возможность получения качественного образова­ния и медицинской помощи, пригодная для жизни экологичес­кая среда, посильное налоговое бремя и, что особенно важно, правовая защищенность;

6. Экологическую функцию. Это деятельность государства по обеспечению охраны, восстановления и улучшения природных условий жизни людей. Государство запрещает вредные производ­ства, контролирует соблюдение экологических стандартов, ока­зывает помощь пострадавшим от экологических катастроф.

На международной арене реализуются внешние функции госу­дарства - основные направления деятельности государства, про­являющиеся во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями.

Речь идет о следующих функциях:

1. Функция международного сотрудничества по поддержа­нию мира и мирового правопорядка, зашиты свободы, суверени­тета и исторического существования своей страны, ее зашиты от внешней угрозы. Реализуется эта функция посредством диплома­тических усилий, активного участия в работе Совета Безопасно­сти ООН, партнерского сотрудничества с НАТО, Европейским Союзом и другими международными организациями. А также путем укрепления собственных вооруженных сил и их участия в миротворческих мероприятиях, активной деятельности разве­дывательных и контрразведывательных структур, повышения статуса пограничных войск, строительства оборонительных со­оружений. Сотрудничество государств в этой области в основном развивается на двустороннем, многостороннем или региональ­ном уровнях;

2. Внешнеэкономическая функция: взаимодействие с други­ми государствами и международными организациями в сфере экономического, торгового, военно-технического и финансово­го сотрудничества. На этом направлении Россия активно взаи­модействует с Международной организацией труда (МОТ), Все­мирной торговой организацией (ВТО), Международным валют­ным фондом (МВФ), Всемирным банком реконструкции и развития, странами Шанхайского соглашения и другими орга­низациями;

3. Функция международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды. Огромную роль в этом смысле играет учас­тие страны в деятельности соответствующих организаций ООН, Всемирной организации здравоохранения, Международного агентства по атомной энергии, Межправительственной океано­графической комиссии и других международных специализиро­ванных учреждений.;

4. Функция международного культурного, научного и спор­тивно-туристического и другого сотрудничества. Реализуется эта функция как на уровне двух- и многосторонних межгосударст­венных отношений, так посредством сотрудничества в рамках многих международных структур. Прежде всего таких, как МАГАТЭ (международное агентство по атомной энергетике) и ЮНЕСКО.

Убедительным доказательством справедливости вышесказан­ного, является деятельность Министерства иностранных дел Российской Федерации. Исходя из стратегического внешнепо­литического курса на защиту суверенитета, безопасности, терри­ториальной целостности Российской Федерации, защиту прав и интересов граждан и юридических лиц России, функции Ми­нистерства могут быть представлены следующим образом:

разработка проектов международных договоров Российской Федерации и подготовка предложений о заключении, выпол­нении, прекращении и приостановлении действий таких до­говоров;

ведение переговоров с иностранными государствами и между­народными организациями, в том числе по поводу расшире­ния торгово-экономических и финансовых связей, научно-технических, культурных и других обменов Российской Феде­рации с иностранными государствами и международными организациями;

реализация дипломатическими средствами усилий Россий­ской Федерации по обеспечению международного мира, гло­бальной и региональной безопасности с учетом ответственно­сти России как постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника общеевропейского процесса и других региональ­ных механизмов. Обеспечение участия России в деятельности ООН, Содружества независимых государств и других между­народных организаций, конференций и форумов;

участие в разработке конкретных мероприятий по обороне и безопасности Российской Федерации, осуществлению кон­версии ее оборонной промышленности;

□ участие в разработке основных направлений государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом;

□ организация на территории Российской Федерации и за рубе­жом консульской работы;

□ содействие функционированию иностранных дипломатичес­ких и консульских представительств на территории Россий­ской Федерации и осуществление в пределах своей компетенции контроля за деятельностью обслуживающих их предприя­тий, учреждений и организаций.

Функции государства реализуются в рамках четырех основ­ных направлений - правотворческой, исполнительно - распоря­дительной, правоохранительной и контрольно-надзорной дея­тельности и в трех основных формах - правовой, организацион­но-правовой и организационной.

Основные методы реализации государственно-управленческих полномочий следующие: импе­ративный (властно - побудительный); диспозитивный (автоном­ный), предусматривающий значительную самостоятельность участников управленческих отношений, предоставляющий им возможность на законных основаниях регулировать свои взаи­моотношения по своему усмотрению; поощрительный, стиму­лирующий правомерное, социально активное поведение; реко­мендательный, позволяющий субъектам управленческих отно­шений согласованно избирать наиболее приемлемый вариант решения.

Используются эти методы комплексно. В реальной управлен­ческой практике их конфигурация зависит от многих факторов объективного и субъективного характера, диктуется теми целями и задачами, которые реализует субъект управления. Демократи­ческие государства преимущественно опираются на правовое ре­гулирование общественных отношений в сочетании с методами убеждения, стимулирования и контроля.

Функции государства и функции государственного управлния - понятия близкие, но не тождественные. Между ними много общего, но не меньше и различий. Общее состоит в том, что те и другие являются властным управляющим воздействием. Те и другие нацелены на решение важнейших общественных задач и государственных предначертаний.

Тем не менее, первое значительно шире, ведь к основным направлениям деятельности любого государства, кроме собственно государственного управления (исполнительно-распорядительной деятельности), относятся законодательство, правосудие, надзор и контроль.

Функции государственного управления как вид конкретного государственно-властного организационно-организующего управляющего воздействия на управляемый объект состоит из целого ряда взаимосвязанных элементов. Главные из них:

- анализ конкретной ситуации;

- прогнозирование развития событий и процессов;

- выбор целей;

- разработка политики, стратегии и тактики решения промежуточных задач и достижения поставленных целей;

- информационно-аналитическое и кадровое обеспечение управленческого процесса;

- координация, регулирование и мотивация усилий исполнителей;

- контроль;

- оценка промежуточных и итоговых результатов управления.

 

Важным элементом систематизации функций управления является закрепление процедур их реализации в административных регламентах - нормативных правовых актах, закрепляющих сроки, последовательность, процедуры и содержание процессов при осуществлении управленческих функций.

Введение административных регламентов позволяет обеспечить прозрачность осуществления функций, регламентировать деятельность органов исполнительной власти, устранить параллелизм, противоречивость и необоснованную закрытость (секретность) при принятии и реализации управленческих решений. И самое главное - обеспечить более эффективный контроль деятельности должностных лиц.

Применительно к функциям государственных органов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 679 регламенты делятся на:

а) административные регламенты исполнения государственных функций

б) административные регламенты предоставления государственных услуг.

Функциональная система государственного управления включает в себя общие, специфические и вспомогательные функ­ции-компоненты.

К общим относят функции, которые отражают сущностные и наиболее крупные составляющие управленческого процесса - целеполагание, прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, кадровое обеспечение, мотива­цию, учет и контроль.

Специфические, касаются отдельных сфер и аспектов государ­ственного управления - регулирования рыночных отношений; управления здравоохранением, образованием, наукой, культурой и социальной зашитой населения; управления в сфере бюджет­но-финансовых отношений, налогообложения и лицензирова­ния; участия в разрешении конфликтных ситуаций и т.д. Реали­зуют эти функции соответствующие органы государственного и муниципального управления, их структурные подразделения и подведомственные организации.

Кроме того, управление невозможно без вспомогательных функций - организационного, информационного, финансово­го, материально-технического, документационного обеспечения управленческого процесса. Причем на всех его этапах и в каждом его звене.

А теперь представим основные составляющие функциональ­ной системы государственного управления в их логической по­следовательности.

1. Анализ ситуации (англ. analysis). Анализ представ­ляет собой целый комплекс операций информационно-аналити­ческого поискового характера. От глубины понимания ситуации и правильности ее интерпретации в будущих управленческих ре­шениях зависит четкость работы, дисциплинированность кадров, эффективность функционирования всего механизма управления.

2. Прогнозирование (англ. prognosis предвидение, предсказа­ние) означает представление субъекта управления о возможном состоянии и об изменениях управляемого объекта в процессе ре­ализации управленческого решения во времени и пространстве. Прогнозирование являет собой вполне осознанное представление о будущем объекта и о том, как реально обеспечить реализацию поставленных целей в данных конкретных условиях.

Прогноз должен опираться на до­стоверное знание и точную информацию, учитывать материаль­ные, правовые, интеллектуально-кадровые, социокультурные, национально-психологические и другие возможности общества. Чтобы предвидеть, говорил Огюст Конт, надо знать, а чтобы гра­мотно управлять - надо предвидеть.

3. Программирование (англ. programme) - процесс определе­ния ориентиров социально-политического и экономического развития, осуществляемых путем разработки и утверждения ком­петентными органами специальных правовых документов, вклю­чающих концепции, прогнозы и программы. Программирование позволяет мобилизовать имеющие­ся материальные, финансовые, кадровые и организационные ре­сурсы общества, сконцентрировать внимание общества на дости­жении стратегических целей общественной значимости.

4. Моделирование социальных процессов (англ. desing) - важ­нейший элемент государственного управления на научных осно­ваниях. В данном случае речь идет о разработке и передаче в рас­поряжение управляющего субъекта различных вариантов-моде­лей развития управляемой системы, разработанных с учетом возможных изменений внешних (объективных и субъективных) обстоятельств. Например, геополитической обстановки, между­народной и внутриполитической ситуации, конъюнктуры миро­вого рынка, сложившейся экономической ситуации в стране или отдельной отрасли; возможных природных, техногенных и иных катаклизмов и т.д.

5. Принятие управленческого решения. Управленческое реше­ние - это идеальная модель будущего состояния объекта. Это до­кумент, реализация которого ведет к разрешению проблемы и тем самым определяющий дальнейшее развитие управляемой системы. Государственное управленческое решение - это выраженная в официальной форме властная воля государства и каждого госу­дарственного органа в пределах предоставленных ему полномочий.

6. С прогнозированием и программированием тесно связано планирование (англ.. planning) управленческого процесса, прежде всего реализации управленческого решения Функция планиро­вания в государственном управлении - важнейшее средство проведения в жизнь социально-экономической политики. И де­ло не только в постановке целей, формулировке задач и показа­телей, а, прежде всего, в определении необходимых для их дости­жения ресурсов, максимально конкретном определении сроков и исполнителей, форм и методов организации исполнения, по­этапного контроля деятельности управляющего субъекта и всех тех, силами которых обеспечивается выполнение плановых зада­ний. Хорошее планирование - гарантия высокоэффективного управления, но только при условии, если оно опирается на точ­ный расчет и исчерпывающий анализ потенциальных возможно­стей и имеющихся средств, учитывает интересы людей, возможности управляющей и управляемой подсистем.

7. Организация (англ. organization) реализации управленческо­го процесса - совокупность форм, методов и, главное, действий по налаживанию вертикальных и горизонтальных взаимосвязей между людьми, способ упорядочения действий групп и индиви­дов на основе общепринятых норм и ценностей - политических, правовых, нравственных, религиозных и др. Цель - обеспечение разумного разделения и коопе­рации труда, строгое разграничение прав и обязанностей работ­ников, гарантированность должной исполнительской дисциплины и персональной ответственности каждого.

8. Мотивация и стимулирование как управленческая функция чаще всего рассматривается применительно к ограниченным, ло­кальным системам и по отношению к конкретному индивиду. Учитывая, что в основе мотивов лежат интересы, потребности, ориентации и устремления, управляющему субъекту важно по­нять, как использовать их в целях качественного решения управ­ленческих задач.

9. Учет, контроль и надзор - важнейшая функция наблюде­ния и оценки результатов управления, а также накопления и обобщения необходимой управленческой информации. Кон­троль обеспечивает обратную связь объектов управления с аппа­ратом управления. С помощью контроля выявляются отклоне­ния в управляемой системе от заданных параметров и на их осно­ве принимаются меры для приведения ее в нормальное состояние. Этим контроль отличается от надзора, где надзираю­щий только констатирует отклонение и информирует компетент­ные инстанции с просьбой соответствующим образом отреагиро­вать на полученную информацию.

Функция учета и контроля призвана обеспечить должную дисциплину, законность и результативность деятельности субъ­ектов и объектов государственного управления. Важно, чтобы система учета и контроля удовлетворяли требованиям оператив­ности, гласности, объективности, законности и комплексности.

В заключение еще раз подчеркнем, что функции управления занимают особое место в управленческом цикле. Их результат: новое состояние управляемого объекта. Содержание функций оп­ределяется на основе закона и закрепляется в соответствующих нормативных правовых актах. Тем самым они получают юридиче­скую силу и правовую обоснованность.

ИНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Функции государственного управления реализуются через управленческие функции государственных органов.

По субъекту воздействия, по объему (масштабу), по средствам и по характеру воздействия на объект управления их можно разделять на социально - организационные и внутриорганизационные.

Социально-организационные функции государственного управления направлены на все многообразие общественных процессов, происходящих во внутригосударственной жизни. В них заключен основной смысл управленческой деятельности государства, реализуется его предназначение по выполнению своих обязанностей перед обществом.

Внутриорганизационные функции государственного управления нацелены на организацию, упорядочение, активизацию деятельности всех структур государственного аппарата, придание ей определенности и динамизма.

По содержанию и глубине воздействия на систему общественных отношений функции государственного управления делятся на общие испецифические

Общие функции государственного управления отражают сущностные моменты и присутствуют практически в любом управленческом взаимодействии его субъектов и объектов. В теории управления в числе таких наиболее значимых функций выделяются следующие: организация, планирование, прогнозирование, мотивация, регулирование, контроль.

Специфические функции государственного управления находят свое воплощение в конкретных проявлениях всего многообразия возникающих на практике ситуаций, где необходимо действовать только от имени государства, реализуя его компетенцию. В их числе можно назвать функции правоприменения, проведения выборов и референдумов, государственный статистический учет (перепись населения), лицензирование видов деятельности, регулирование особых правовых режимов (президентского правления, чрезвычайного положения, свободных экономических зон) и ряд других.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: