(по учебнику Е. В. Охотского)
ГОСУДАРСТВО - это особая политическая организация общества, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, выражающая волю и интересы общества, способная придавать своим решениям общеобязательный характер.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ - это целенаправленное, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему государственных органов, организаций и соответствующих должностных лиц) на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей.
Между государством и обществом существуют многочисленные прямые и обратные связи. В пределах этих связей государство реализует свои властные полномочия по упорядочению и совершенствованию частной, коллективной и общественной жизнедеятельности людей. Вот эта «погруженность» государства в общество характеризуется таким понятием, как «функции государства». Посредством реализации этих функций государство проявляет свою сущность и реализует свое социальное предназначение.
Слово «функция» (лат. functio) в дословном переводе с латинского языка означает исполнение, осуществление. Функции проявляются в конкретных действиях социальных институтов. Функции государства - это основные направления деятельности государства и его структур, обусловленные целями, социально-политической сущностью и характером стоящих перед государством задач.
Функции современного цивилизованного демократического государства направлены на обеспечение безопасности общества, защиту конституционного строя, целостности и суверенитета страны, интересов, запросов и ожиданий каждого человека. И главное - обеспечение оптимального баланса между интересами общества и его социально-экономическими возможностями; властными полномочиями государства и потребностями населения; интересами правящей элиты и народа в целом; между внешними задачами государственных органов и их внутренними задачами.
Структурировать функции можно по разным основаниям:
- по сферам действия они делятся на внутренние и внешние;
- по значимости - на основные и вспомогательные;
- по временным параметрам - на постоянные и временные;
- по уровням властной иерархии - на функции федерального уровня и функции субъектов федерации;
- по характеру воздействия - на регулятивные, охранительные и воспитательные.
Внутри страны государство реализует:
1. Политическую функцию: обеспечение народовластия, регулирование отношений между различными классами, слоями, нациями, религиозными конфессиями, центром и регионами по поводу власти, ее удержания и использования в интересах обеспечения социального спокойствия, сотрудничества, разрешения возможных противоречий и конфликтов.
Многие из перечисленных функций закреплены на конституционном уровне. Так, ст. 3 Конституции РФ нормативно закрепляет функцию реализации народовластия, противодействия захвату власти или присвоению властных полномочий; ст. 2 - признания, соблюдения и защиту прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности государства; ст. 4 - обеспечения суверенитета, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. Гарантом прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации является ее Президент (ст. 80);
2. Правоохранительную функцию, включая функцию легализованного принуждения: упорядочение совместной жизни людей; охрана законности и правопорядка в обществе; защита прав и свобод граждан, их достоинства, жизни, здоровья и имущества; пресечение коррупционных, экстремистских, террористических и других преступных проявлений; наказание правонарушителей, умиротворение социальных конфликтов. В Российской Федерации на конституционном уровне закреплены функции обеспечения законности (ст. 114. п.е.), правосудия (ст. 46, 118, 125, 126, 127) и прокурорского надзора (ст. 129);
3. Административную функцию: контроль и надзор за исполнением общеобязательных правил и предоставление государственных услуг физическим и юридическим лицам, включая выдачу разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности, а также регистрацию документов, прав и объектов. Эта функция является ведущей для всех органов исполнительной власти. Для них установлена также функция по управлению государственным имуществом.
Исчерпывающий перечень базовых функций федеральных органов государственной исполнительной власти закреплен в Конституции РФ (ст. 71, 72, 114), Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Указах Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти » и от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» и других нормативно-правовых актах;
4. Экономическую функцию. Ее суть изложена в Конституции РФ (статьи 4 и 114) и заключается в создании государством благоприятных инвестиционных и организационно-правовых предпосылок, необходимых для упорядоченной, законной и эффективной экономической деятельности всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности. Конституционно гарантируется свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств и трудовых ресурсов, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности.
Государство в лице его Правительства и соответствующих министерств, комитетов, служб и агентств:
- разрабатывает и обеспечивает проведение в стране единой экономической политики (финансовой, кредитной, денежной),
- формирует правовое поле ее реализации с целью динамичного повышения конкурентной способности национальной экономики;
- формирует государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением;
- управляет госсобственностью;
- обеспечивает равноправие и защиту всех форм собственности, организует работу налоговой, таможенной и денежно-валютной систем;
- осуществляет поддержку малого и среднего бизнеса;
- финансирует программы научно-технических и промышленных исследований.
5. Социальную функцию, имеющую своей целью обеспечение прав и свобод каждого человека и гражданина, создание условий для его активной созидательной жизнедеятельности каждого. В конечном итоге именно качество жизни является главным критерием эффективности реализации не только социальных полномочий государства, но и государственного управления в целом.
В соответствии с Конституцией (ст. 7) Российская Федерация провозглашена социальным государством, заявлено, что его политика направлена на создание благоприятных условий для достойной жизни человека и свободного развития личности. Отсюда вытекает его первоочередная задача - обеспечение условий жизни, соответствующих международным стандартам. А именно, возможность трудоустройства, безопасный для здоровья труд и адекватная за него оплата, забота о семье, матери и ребенке, оптимальное социальное страхование, достойное пенсионное обеспечение, возможность получения качественного образования и медицинской помощи, пригодная для жизни экологическая среда, посильное налоговое бремя и, что особенно важно, правовая защищенность;
6. Экологическую функцию. Это деятельность государства по обеспечению охраны, восстановления и улучшения природных условий жизни людей. Государство запрещает вредные производства, контролирует соблюдение экологических стандартов, оказывает помощь пострадавшим от экологических катастроф.
На международной арене реализуются внешние функции государства - основные направления деятельности государства, проявляющиеся во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями.
Речь идет о следующих функциях:
1. Функция международного сотрудничества по поддержанию мира и мирового правопорядка, зашиты свободы, суверенитета и исторического существования своей страны, ее зашиты от внешней угрозы. Реализуется эта функция посредством дипломатических усилий, активного участия в работе Совета Безопасности ООН, партнерского сотрудничества с НАТО, Европейским Союзом и другими международными организациями. А также путем укрепления собственных вооруженных сил и их участия в миротворческих мероприятиях, активной деятельности разведывательных и контрразведывательных структур, повышения статуса пограничных войск, строительства оборонительных сооружений. Сотрудничество государств в этой области в основном развивается на двустороннем, многостороннем или региональном уровнях;
2. Внешнеэкономическая функция: взаимодействие с другими государствами и международными организациями в сфере экономического, торгового, военно-технического и финансового сотрудничества. На этом направлении Россия активно взаимодействует с Международной организацией труда (МОТ), Всемирной торговой организацией (ВТО), Международным валютным фондом (МВФ), Всемирным банком реконструкции и развития, странами Шанхайского соглашения и другими организациями;
3. Функция международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды. Огромную роль в этом смысле играет участие страны в деятельности соответствующих организаций ООН, Всемирной организации здравоохранения, Международного агентства по атомной энергии, Межправительственной океанографической комиссии и других международных специализированных учреждений.;
4. Функция международного культурного, научного и спортивно-туристического и другого сотрудничества. Реализуется эта функция как на уровне двух- и многосторонних межгосударственных отношений, так посредством сотрудничества в рамках многих международных структур. Прежде всего таких, как МАГАТЭ (международное агентство по атомной энергетике) и ЮНЕСКО.
Убедительным доказательством справедливости вышесказанного, является деятельность Министерства иностранных дел Российской Федерации. Исходя из стратегического внешнеполитического курса на защиту суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, защиту прав и интересов граждан и юридических лиц России, функции Министерства могут быть представлены следующим образом:
□ разработка проектов международных договоров Российской Федерации и подготовка предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действий таких договоров;
□ ведение переговоров с иностранными государствами и международными организациями, в том числе по поводу расширения торгово-экономических и финансовых связей, научно-технических, культурных и других обменов Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями;
□ реализация дипломатическими средствами усилий Российской Федерации по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности с учетом ответственности России как постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов. Обеспечение участия России в деятельности ООН, Содружества независимых государств и других международных организаций, конференций и форумов;
□ участие в разработке конкретных мероприятий по обороне и безопасности Российской Федерации, осуществлению конверсии ее оборонной промышленности;
□ участие в разработке основных направлений государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом;
□ организация на территории Российской Федерации и за рубежом консульской работы;
□ содействие функционированию иностранных дипломатических и консульских представительств на территории Российской Федерации и осуществление в пределах своей компетенции контроля за деятельностью обслуживающих их предприятий, учреждений и организаций.
Функции государства реализуются в рамках четырех основных направлений - правотворческой, исполнительно - распорядительной, правоохранительной и контрольно-надзорной деятельности и в трех основных формах - правовой, организационно-правовой и организационной.
Основные методы реализации государственно-управленческих полномочий следующие: императивный (властно - побудительный); диспозитивный (автономный), предусматривающий значительную самостоятельность участников управленческих отношений, предоставляющий им возможность на законных основаниях регулировать свои взаимоотношения по своему усмотрению; поощрительный, стимулирующий правомерное, социально активное поведение; рекомендательный, позволяющий субъектам управленческих отношений согласованно избирать наиболее приемлемый вариант решения.
Используются эти методы комплексно. В реальной управленческой практике их конфигурация зависит от многих факторов объективного и субъективного характера, диктуется теми целями и задачами, которые реализует субъект управления. Демократические государства преимущественно опираются на правовое регулирование общественных отношений в сочетании с методами убеждения, стимулирования и контроля.
Функции государства и функции государственного управлния - понятия близкие, но не тождественные. Между ними много общего, но не меньше и различий. Общее состоит в том, что те и другие являются властным управляющим воздействием. Те и другие нацелены на решение важнейших общественных задач и государственных предначертаний.
Тем не менее, первое значительно шире, ведь к основным направлениям деятельности любого государства, кроме собственно государственного управления (исполнительно-распорядительной деятельности), относятся законодательство, правосудие, надзор и контроль.
Функции государственного управления как вид конкретного государственно-властного организационно-организующего управляющего воздействия на управляемый объект состоит из целого ряда взаимосвязанных элементов. Главные из них:
- анализ конкретной ситуации;
- прогнозирование развития событий и процессов;
- выбор целей;
- разработка политики, стратегии и тактики решения промежуточных задач и достижения поставленных целей;
- информационно-аналитическое и кадровое обеспечение управленческого процесса;
- координация, регулирование и мотивация усилий исполнителей;
- контроль;
- оценка промежуточных и итоговых результатов управления.
Важным элементом систематизации функций управления является закрепление процедур их реализации в административных регламентах - нормативных правовых актах, закрепляющих сроки, последовательность, процедуры и содержание процессов при осуществлении управленческих функций.
Введение административных регламентов позволяет обеспечить прозрачность осуществления функций, регламентировать деятельность органов исполнительной власти, устранить параллелизм, противоречивость и необоснованную закрытость (секретность) при принятии и реализации управленческих решений. И самое главное - обеспечить более эффективный контроль деятельности должностных лиц.
Применительно к функциям государственных органов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 679 регламенты делятся на:
а) административные регламенты исполнения государственных функций
б) административные регламенты предоставления государственных услуг.
Функциональная система государственного управления включает в себя общие, специфические и вспомогательные функции-компоненты.
К общим относят функции, которые отражают сущностные и наиболее крупные составляющие управленческого процесса - целеполагание, прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, кадровое обеспечение, мотивацию, учет и контроль.
Специфические, касаются отдельных сфер и аспектов государственного управления - регулирования рыночных отношений; управления здравоохранением, образованием, наукой, культурой и социальной зашитой населения; управления в сфере бюджетно-финансовых отношений, налогообложения и лицензирования; участия в разрешении конфликтных ситуаций и т.д. Реализуют эти функции соответствующие органы государственного и муниципального управления, их структурные подразделения и подведомственные организации.
Кроме того, управление невозможно без вспомогательных функций - организационного, информационного, финансового, материально-технического, документационного обеспечения управленческого процесса. Причем на всех его этапах и в каждом его звене.
А теперь представим основные составляющие функциональной системы государственного управления в их логической последовательности.
1. Анализ ситуации (англ. analysis). Анализ представляет собой целый комплекс операций информационно-аналитического поискового характера. От глубины понимания ситуации и правильности ее интерпретации в будущих управленческих решениях зависит четкость работы, дисциплинированность кадров, эффективность функционирования всего механизма управления.
2. Прогнозирование (англ. prognosis предвидение, предсказание) означает представление субъекта управления о возможном состоянии и об изменениях управляемого объекта в процессе реализации управленческого решения во времени и пространстве. Прогнозирование являет собой вполне осознанное представление о будущем объекта и о том, как реально обеспечить реализацию поставленных целей в данных конкретных условиях.
Прогноз должен опираться на достоверное знание и точную информацию, учитывать материальные, правовые, интеллектуально-кадровые, социокультурные, национально-психологические и другие возможности общества. Чтобы предвидеть, говорил Огюст Конт, надо знать, а чтобы грамотно управлять - надо предвидеть.
3. Программирование (англ. programme) - процесс определения ориентиров социально-политического и экономического развития, осуществляемых путем разработки и утверждения компетентными органами специальных правовых документов, включающих концепции, прогнозы и программы. Программирование позволяет мобилизовать имеющиеся материальные, финансовые, кадровые и организационные ресурсы общества, сконцентрировать внимание общества на достижении стратегических целей общественной значимости.
4. Моделирование социальных процессов (англ. desing) - важнейший элемент государственного управления на научных основаниях. В данном случае речь идет о разработке и передаче в распоряжение управляющего субъекта различных вариантов-моделей развития управляемой системы, разработанных с учетом возможных изменений внешних (объективных и субъективных) обстоятельств. Например, геополитической обстановки, международной и внутриполитической ситуации, конъюнктуры мирового рынка, сложившейся экономической ситуации в стране или отдельной отрасли; возможных природных, техногенных и иных катаклизмов и т.д.
5. Принятие управленческого решения. Управленческое решение - это идеальная модель будущего состояния объекта. Это документ, реализация которого ведет к разрешению проблемы и тем самым определяющий дальнейшее развитие управляемой системы. Государственное управленческое решение - это выраженная в официальной форме властная воля государства и каждого государственного органа в пределах предоставленных ему полномочий.
6. С прогнозированием и программированием тесно связано планирование (англ.. planning) управленческого процесса, прежде всего реализации управленческого решения Функция планирования в государственном управлении - важнейшее средство проведения в жизнь социально-экономической политики. И дело не только в постановке целей, формулировке задач и показателей, а, прежде всего, в определении необходимых для их достижения ресурсов, максимально конкретном определении сроков и исполнителей, форм и методов организации исполнения, поэтапного контроля деятельности управляющего субъекта и всех тех, силами которых обеспечивается выполнение плановых заданий. Хорошее планирование - гарантия высокоэффективного управления, но только при условии, если оно опирается на точный расчет и исчерпывающий анализ потенциальных возможностей и имеющихся средств, учитывает интересы людей, возможности управляющей и управляемой подсистем.
7. Организация (англ. organization) реализации управленческого процесса - совокупность форм, методов и, главное, действий по налаживанию вертикальных и горизонтальных взаимосвязей между людьми, способ упорядочения действий групп и индивидов на основе общепринятых норм и ценностей - политических, правовых, нравственных, религиозных и др. Цель - обеспечение разумного разделения и кооперации труда, строгое разграничение прав и обязанностей работников, гарантированность должной исполнительской дисциплины и персональной ответственности каждого.
8. Мотивация и стимулирование как управленческая функция чаще всего рассматривается применительно к ограниченным, локальным системам и по отношению к конкретному индивиду. Учитывая, что в основе мотивов лежат интересы, потребности, ориентации и устремления, управляющему субъекту важно понять, как использовать их в целях качественного решения управленческих задач.
9. Учет, контроль и надзор - важнейшая функция наблюдения и оценки результатов управления, а также накопления и обобщения необходимой управленческой информации. Контроль обеспечивает обратную связь объектов управления с аппаратом управления. С помощью контроля выявляются отклонения в управляемой системе от заданных параметров и на их основе принимаются меры для приведения ее в нормальное состояние. Этим контроль отличается от надзора, где надзирающий только констатирует отклонение и информирует компетентные инстанции с просьбой соответствующим образом отреагировать на полученную информацию.
Функция учета и контроля призвана обеспечить должную дисциплину, законность и результативность деятельности субъектов и объектов государственного управления. Важно, чтобы система учета и контроля удовлетворяли требованиям оперативности, гласности, объективности, законности и комплексности.
В заключение еще раз подчеркнем, что функции управления занимают особое место в управленческом цикле. Их результат: новое состояние управляемого объекта. Содержание функций определяется на основе закона и закрепляется в соответствующих нормативных правовых актах. Тем самым они получают юридическую силу и правовую обоснованность.
ИНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
Функции государственного управления реализуются через управленческие функции государственных органов.
По субъекту воздействия, по объему (масштабу), по средствам и по характеру воздействия на объект управления их можно разделять на социально - организационные и внутриорганизационные.
Социально-организационные функции государственного управления направлены на все многообразие общественных процессов, происходящих во внутригосударственной жизни. В них заключен основной смысл управленческой деятельности государства, реализуется его предназначение по выполнению своих обязанностей перед обществом.
Внутриорганизационные функции государственного управления нацелены на организацию, упорядочение, активизацию деятельности всех структур государственного аппарата, придание ей определенности и динамизма.
По содержанию и глубине воздействия на систему общественных отношений функции государственного управления делятся на общие испецифические
Общие функции государственного управления отражают сущностные моменты и присутствуют практически в любом управленческом взаимодействии его субъектов и объектов. В теории управления в числе таких наиболее значимых функций выделяются следующие: организация, планирование, прогнозирование, мотивация, регулирование, контроль.
Специфические функции государственного управления находят свое воплощение в конкретных проявлениях всего многообразия возникающих на практике ситуаций, где необходимо действовать только от имени государства, реализуя его компетенцию. В их числе можно назвать функции правоприменения, проведения выборов и референдумов, государственный статистический учет (перепись населения), лицензирование видов деятельности, регулирование особых правовых режимов (президентского правления, чрезвычайного положения, свободных экономических зон) и ряд других.