Основные средства защиты против конфликтов и страхов




Не следует изучать рассказы исключительно для опре­деления побудительного (мотивационного) содержания, необ­ходимо определить средства защиты ребенка от этих побуди­тельных сил. Довольно часто изучение средств защиты дает больше информации, чем изучение собственно мотивов, по­скольку мотивы как таковые проявляются менее ясно, чем си­лы, ведущие борьбу с ними. С другой стороны, структура средств защиты может быть более тесно связана с внешним поведением ребенка. Изучение мотивов и средств защиты по­зволяет оценить структуру характера испытуемого.

Кроме прямого изучения основных защитных механиз­мов, не менее важно исследовать для этого и другие аспекты рассказов. Например, некоторые испытуемые выбирают на­вязчивое средство защиты относительно картинок тревожного, беспокойного содержания. Они могут придумать 4-5 тем, каж­дая из которых очень коротка и описательна, внешне очень различных, но динамически тождественных. Иногда в после­довательности тем по одной и той же картинке прослеживают­ся попытки испытуемого затронуть беспокоящий его кон­фликт. Последующие рассказы могут становиться все более и более невинными, показывая возрастание операции защиты. При изучении детских рассказов необходимо рассматривать природу и патогенез средств защиты в терминах, специфич­ных для каждого возраста. Что нормально для одной возраст­ной группы, может быть патологично для другой.

9. Адекватность Супер-Эго как проявление "наказания" за "преступление"

Отношение избранного наказания к природе обиды дает возможность проникнуть в глубины скрытого Супер-Эго. Герой психопата, убивающий кого-нибудь, может и не полу­чить иногда иного наказания, кроме как легкого предупрежде­ния о том, что он может из данного поступка извлечь урок на всю жизнь. У невротика могут быть рассказы, в которых героя случайно или намеренно убивают, калечат, или он умирает от

болезни, следующей за малейшим проявлением агрессивности. С другой стороны, многогранное и разностороннее Супер-Эго иногда представлено как слишком строгое, а иногда как слиш­ком мягкое, уязвимое, что часто встречается в рассказах нев­ротиков. Определение как обстоятельств, при которых Супер-Эго ребенка может быть строгим и замкнутым, так и условий, при которых оно склонно к уязвимости и беспомощности, от­носится к одной из трудных проблем поведения и действова-ния.

Интеграция Эго

Интеграция Эго - важная переменная для изучения многочисленных аспектов, в которых она обнаруживает об­щий уровень функционирования. До какой степени ребенок способен пойти на компромисс между побуждениями и требо­ваниями действительности, с одной стороны, и командами его Супер-Эго - с другой? Важнейшим аспектом данной перемен­ной является то, что адекватность героя при решении пробле­мы ставит рассказчика лицом к лицу с ним самим.

Здесь могут представлять интерес также и формальные характеристики. Способен ли испытуемый рассказать истории, которые составляют определенный результат познания стиму­лов, или он оставляет их без внимания и рассказывает историю безотносительно к картинке и, как следствие, поглощен сво­ими собственными проблемами в восприятии действитель­ности? Находит ли испытуемый спасение от беспокойства, стимулированного тестом, давая очень стереотипные ответы, или же он чувствует себя достаточно комфортно, чтобы быть творческим и создавать более или менее оригинальные ис­тории? Создавая сюжет, может ли он достичь адекватного и действительного выражения конфликтов как в рассказе, так и в самом себе, или же его мыслительные процессы становятся неструктурированными или даже странными при столкнове­нии с проблемой? Обладает ли он способностью переходить от прошлого к будущему? Все это будет зависеть от возраста ре­бенка, от уникальности его личности.

С формальной точки зрения рассказывание историй является задачей, которую субъект должен выполнить. Адек­ватность, силу Эго и другие переменные можно вывести из его способности решать задачу, а также способа ее решения. Безусловно, адекватность Эго и его различных функций должны рассматриваться в связи с возрастом. Рассмотрение должно затронуть многообразие функций Эго, а именно: контроль побуждений и мотивов (относительно последовательности и исхода рассказа), фрустрационная толерантность (относи­тельно адекватности героя), толерантность к тревоге, перцеп­тивная и моторная адекватность и т. п.

В психологической литературе с различными вариа­циями выделяются три способа интерпретации любого проек­тивного материала, выбор которых обуславливается задачами, стоящими перед психологом:

1. Быстрое или интуитивное прочтение (выделение проблемы по "ключам", присутствующим в рассказах и пове­дении ребенка, без глубокого анализа);

2. Нормативно-статистический (основан на межинди­видуальных различиях в восприятии);

3. Аналитический.

Необходимо особо заметить, что каким бы способом не интерпретировались полученные данные, всегда необходимо помнить, что только в совокупности со всеми имеющимися сведениями о ребенке, вне зависимости от методологической ориентации психолога-практика, возможно делать выводы по результатам исследования, надежность которых в большей степени зависит от профессиональной компетенции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: