Обязанности семейственные




(По творениям святителя Феофана Затворника)

 

Дети — одна из целей супружества и вместе обильный источник семейных радостей. Поэтому супруги должны чаять детей, как великого дара Божия, и молиться о сем благословении. Бездетные супруги действительно суть нечто обиженное, хотя иногда это бывает и по особенным намерениям Божиим. Молясь же, они должны и себя готовить к тому, чтоб быть добрыми родителями добрых чад; для сего хранить целомудрие супружеское, т. е. трезвенную отчужденность от сладострастия; хранить здоровье, ибо оно неминуемое есть наследство детей: больное дитя что за радость? Хранить благочестие, ибо, как бы ни происходили души, а они в живой зависимости от сердца родительского, и характер родителей иногда очень резко отпечатывается на детях.

Любимое чадо, когда Бог его дает, надобно будет воспитать, а для того иметь достаток; пусть же заботятся о нем заранее не на настоящее только, но и на будущее. Когда Бог дарует чадо, радуйтесь и благодарите, яко человек родился в мир. Бог повторил первое благословение и через вас: примите же дитя, как от руки Божией. Но потому же и поспешите освятить его таинствами, ибо здесь вы и посвятите его на служение Богу истинному, Коему и сами вы, и все ваше должны принадлежать. В дитяти смешение духовно-телесных сил, готовых принять всякое направление: положите на нем печать Божественного Духа, как основу и семя вечной жизни. Отвсюду теснится сатана с своим злом: оградите дитя оградою Божественную, непроницаемою для темной силы. Освященное в таинствах дитя блюдите потом, как святыню: не оскорбляйте Духа благодати и Ангела Хранителя, окружающего колыбель, своим неверием, невоздержанием, немиролюбием.

Начинается воспитание — дело родителей главнейшее, многотрудное и многоплодное, от коего благо семейства, Церкви и отечества. Тут-то и покажите истинную любовь. Родители, можно сказать, не вы: дитя родилось неведомо для вас как. Воспитать же его — ваше дело. В сем деле на все надо обращать внимание. И на то, что есть дитя. И на то, чем быть ему. Нужно воспитать тело его, доведши его до того, чтоб оно было и крепко, и живо, и легко. Мало предоставлять все природе; должно и самим действовать, по плану с целью, пользуясь опытами других и пособиями здравой педагогики. Но еще больше должно позаботиться о воспитании духа. Благовоспитанный духом и без крепкого тела спасется. Себе же оставленный будет страдать от тела крепкого. В сем отношении должно образовать ум, нрав и благочестие. Ум, если можешь, сам развивай, а нет, отдай в училище, или имей учителя. Нужнее при сем здравомыслие, коему и без науки учатся, нежели научность.

Но всякого долг научить Символу Веры, заповедям, молитве или дать познать христианскую веру. Нрав ничем так не образуется, как собственным добрым примером и удалением от худых примеров сторонних. Предотвращай: сердце невинное под действием благодати окрепнет, и добрые его расположения обратятся в нрав. Тем нужнее свое благочестие для укрепления благочестия дитяти, ибо оно относится к невидимому. Здесь дела благочестия домашние совершают все, по благодати Божией. Пусть дитя участвует в молитве утренней и вечерней; пусть будет, сколько можно чаще, в Церкви; сколько можно чаще причащается по вере вашей; всегда пусть слышит ваши благочестивые беседы. При этом нет нужды обращаться к нему: оно само будет слушать и соображать.

Родителям надо со своей стороны все употребить, чтобы дитя, когда оно в сознании, сильнее всего сознавало, что оно христианин. Но опять, главное — собственно дух благочестия, проникающий и прикасающийся душе дитяти. Вера, молитва, страх Божий выше всякого приобретения. Их прежде всего внедрите. Выучившегося читать надо остерегать от беспутного чтения. Жажда чтения неразборчива. Развивающееся дитя покажет, к чему оно гоже. Потому должно полагать основы будущему его прочному, нешаткому, небоязненному действованию на принятом поприще, приготовить к званию, чтоб оно умело в нем действовать, и телом и душою было сроднено с ним и могло жить в нем, как в своей стихии. Если при сем нужно будет усугубить попечение, усугуби; если нужно прибавить предметов обучения, прибавь. То неодобрительно, если все предоставляют течению обстоятельств. Правда, Господь все строит, но Он же нам дает разуметь волю Свою в наших способностях, склонностях и характере. Сему указанию внимать и на основании его действовать есть долг.

Должно руководить дитя навыкать приличию в слове, одежде, положении стана, держания себя пред другими. В молодых летах это тем уместнее, что там действует переимчивость, преимущественно внешняя, и что, утвердившись там, может так остаться на всю жизнь. Приличие — вещь будто незначительная, однако ж много беспокоит и смущает ненавыкшего ему. Надо предотвратить от сего дитя. Но опять, надо ставить сие дело в тени, как придаток, не возвышать и даже не говорить, как это нужно, а учить просто, как учили ходить. Где рассыпаются похвалы сему, там приличие выдается из-за других, важнейших, вещей и заслоняет их. А это худо. Притом здесь разумеется благопристойность простая, скромная, почтительная, а не модная, вертлявая, изысканная.

Учить искусствам — прекрасное дело, именно: пению, рисованию, музыке и другим; то же к мастерствам женским и мужским. Они доставляют приятный отдых духу и благонастроение. Но надобно, чтоб не забывалось главное: созидание духа для вечности. Этим должно определяться направление искусственности или внутреннее ее содержание. Надо, впрочем, помнить, что в воспитании не столько важен материал, сколько силы, или способность и умение доставать его. Что должно вынести из воспитания в сем отношении, это — трудолюбие — тяготение к труду и ненависть к праздности, любовь к порядку — регулярность, чтоб все делать вовремя к месту, не забегая и не отставая, добросовестная исправность — расположение, не жалея себя, не щадя сил, выполнять по совести все, что требуется. Это — счастливейшее настроение, какое обезопашивает на всю жизнь, и внешнее счастье, и внутреннее благочестие. Но все же не должно забывать, что такие настроения составляют только внешнюю доброту, внутренняя же состоит в духе благочестия христианского.

Наконец, воспитанное дитя должно пристроить: дочь отдать прилично замуж, сыну достать место или вставить в порядок жизни, к какому он готовлен. В сем деле главное то, чтоб они сами могли потом безбедно жить и успешно трудиться. При выборе второй половины можно иметь в виду расположение, но не должно уважать капризов, рождающихся от соблазна блеском и видимостью, а надо делать, что разумно видится прочным и полезным. Худо делают, когда оставляют детей влечению сердца в сем важном деле. Впрочем, и по пристройке детей не надо забывать их, но надзирать, направлять, руководить, вразумлять. И право и долг родителей не отстают от них по смерть.

Ныне иначе на это смотрят. Но не все то законно, что ныне вводится. Руководитель в воспитании детей — любовь. Она все предувидит и на все изобретет способы. Но должно, чтоб сия любовь была истинная, трезвенная, разумом управляемая, а не пристрастная и поблажливая. Последняя слишком много жалеет, извиняет и снисходит. Благоразумная снисходительность должна быть; но поелику она граничит с поблажкою, то строго должно смотреть за нею. Лучше несколько передать на строгость, нежели на поблажку, ибо она день ото дня больше и больше оставляет неискорененного зла и дает расти опасности, а та отсекает однажды навсегда, или, по крайней мере, надолго. Вот почему иногда существенная надлежит нужда иметь воспитателем чужого. Где любовь уклоняется от истины, там часто, или почти всегда, чрез пристрастие впадает она в несправедливость к детям — одних любит, а других нет, или отец любит одних, а мать — других. Это неравенство и у любимого, и у нелюбимого отнимает уважение к родителям и между самими детьми с таких ранних лет поселяет некоторую неприязнь, которая, при обстоятельствах, может превратиться в посмертную вражду. Что ж это за воспитание?

Не должно, наконец, забывать смирительного и вместе самого действительного средства исправления — телесного наказания. Душа образуется через тело. Бывает зло, коего нельзя изгнать из души без уязвления тела. Отчего раны и большим полезны, тем паче малым. Любяй сына своего, участит ему раны, говорит премудрый Сирах (30, 1). Но само собою разумеется, что к такому средству надо прибегать в случае нужды.

 

Он вновь сказал: «Мама»

(Пример благодатной помощи святого праведного Иоанна Русского)

 

В июне 1976 года в одну из горных деревушек близ города Арты (Греция) приехали трое подростков из четырех, что учились в городской гимназии. Не было только Афанасия, сына Димитры П. Единственное чадо в семье, он рано потерял отца, страдавшего заболеванием печени. Мать, при всей своей бедности, хотела, чтобы сын учился. Отправила его в Арту, здесь он окончил гимназию, а потом и лицей. Узнав, что ее сын не приехал в деревню, мать бежит к его однокласснику Г. Гиузели узнать, что случилось. Георгий рассказал ей всю правду. Афанасий с марта месяца практически перестал учиться, попал в плохую компанию, сдал комнату и куда-то исчез. «Пойми, тетя Димитра, с ним творится что-то неладное».

Мать в ужасе. От горя она даже не могла плакать. Ради чего же она во всем себе отказывала, ради кого она терпела лишения. Наконец она решается ехать в Арту. У соседей квартиры, которую она снимала для сына, узнала все подробности. Но куда идти, где искать сына? Возвратившись в село, мать днем и ночью молилась о помощи Божией.

И вот через четыре дня приезжает домой ее сын. Вид неряшливый, злые глаза. Она его не узнала. В кого он превратился?! Вместо приветствия она услышала лишь одну фразу: «Эй, у тебя деньги есть. Давай сюда, я спешу». Мать попробовала что-то сказать и возразить, но получила удар в спину. Забрав деньги, сын исчез. Истратив, он возвращался вновь и вновь. Бил мать, забирал деньги и опять исчезал.

Восемь лет продолжалась эта драма. Мать превратилась в живой скелет. Уйдет ли ее сын из шайки наркоманов или его посадят? Или он погибнет физически?

В безнадежности несчастная женщина послушала совет соседки: «Поезжай к мощам святого Иоанна на остров Эвбю. Он — Чудотворец. Попроси его, он услышит твою боль, поможет твоей печали».

Мать поехала. Совершили молебен перед мощами, после которого бедная женщина воскликнула: «Возврати мне моего сына, святый Иоанне. Найди его, вразуми его. Пусть, как и прежде, он скажет мне: «Мама».

На следующий день мы совершили литургию, поминая имя заблудшего сына, и мать уехала. В селе она нашла дом открытым, ее сын ждал ее.

«Мама,— первое, что он сказал ей,— я вернулся, ты хотела этого. Я раскаялся во всем, что сделал. Я теперь буду жить в этом доме, доме моего отца. Только вчера я понял, что совершил преступление перед тобой и перед самим собой».

Мать не в силах была сдержать слез. Лишь вечером она смогла произнести: «Добро пожаловать, дитя мое. Завтра утром я уеду поблагодарить того, кто нашел тебя и вернул в дом».

Через два дня мы вновь увидели в храме эту женщину, думая, что она еще не доехала до дома. Но нет, она доехала и обрела своего сына, который вновь сказал ей: «Мама».

«Новые чудеса св. Иоанна Русского»
(составитель протоиерей Иоанн Вернезос, Греция, 1997 г.).

 

Исцеление отроковицы

 

Заботами и трудами своей матери я была определена в число воспитанниц Званского Державинского училища 9 1/2 лет, 15 августа 1876 года, где продолжала свое учение три года с половиною, до 18 января 1880 года, в добром здравии. Того же года 18 числа января я ушибла себе правую ногу повыше ступни и немедленно была помещена в училищную больницу... 13 января 1881 года я была отправлена на излечение в Петербург, в больницу при Свято-Троицкой общине сестер милосердия, где определена моя болезнь воспалением надкостниц в сочленениях, и здесь я пробыла до 10 июня настоящего года. 11 июня я опять была возвращена в Державинское училище не получившею никакого облегчения и не могущую ходить без костыля и проводника и при этом чувствовала боль во всей правой стороне своего организма.

Видя такое свое горькое, тяжелое положение, по внушению своей матушки начальницы, я уразумела, что остается одно - искать помощи у Врача небесного, и я обратилась с усердною молитвою к угоднику Божию, святому великомученику и целителю Пантелеймону (которого икона, с частью его святого мощей, находится в нашем храме), и читала по нескольку раз в день акафист ему.

В ночь с 23 на 24 июля я вижу во сне старца, который говорит мне: "Ты молишься и читаешь акафист целителю Пантелеймону, а никогда не пробуешь ступить на больную ногу; нужно молиться и веровать, что святой великомученик может исцелить. Когда будет праздник целителя Пантелеймона, то ты без костыля иди в церковь; если же ты этого не сделаешь, то будешь строго наказана". После чего он и удалился. Наутро я рассказала сон послушнице Варваре, заведовавшей больницей, которая сообщила это матушке игумений. После я почувствовала неопределенный страх и боязнь и стала еще усерднее молиться Богу.

В ночь с 25 на 26 июля мне вторично является тот же муж и говорит: "Ты колеблешься, что тебе не дойти будет до церкви без костыля, так вот ты что сделай: когда будет праздник целителя Пантелеймона, пред всенощной возьми из лампады целителя Пантелеймона масла, прежде помажь ногу, потом прочитай акафист ему, и ты тотчас почувствуешь исцеление, и читай в день столько же раз акафист, сколько читаешь и до исцеления; если же этого не исполнишь, то будешь строго наказана". Он потом обернулся в святой угол и сказал: "Завтра праздник, а здесь и лампада не теплится" (это было на воскресный день). И потом пошел зажигать ее, и когда он поднял руки, чтобы зажечь, то я увидела, что он был старческого лица, в монашеском одеянии, и подумала: кто он такой? Когда он зажег лампадку, подошел и сказал: "Я тот, которому ты никогда не молилась и не молишься, но я сжалился над тобой, и мы вместе с целителем Пантелеймоном ходатайствовали за тебя Богу. Все то, что ты доброе сделала, принято Богом; твоя молитва услышана, и ты получишь исцеление тогда, когда исполнишь то, что я тебе сказал" - и удалился. Я проснулась, пробило 12 часов, и я слышала шаги кого-то удалявшегося от меня, я встала, помолилась и опять заснула. 26 июля, накануне праздника пред всенощной, я взяла масла от иконы целителя Пантелеймона, которое у меня было раньше запасено, помазала ногу, и когда мазала, то читала акафист и заметила, что нога моя, прежде бывшая темного цвета и холодная, переменилась в обыкновенный вид и стала теплою; когда я дочитала до 5-го кондака: Чудо преславное сотвори тобою Господь, у меня невольно зашевелилась нога без боли. В это время вошла ко мне Варвара, и я попросила прочитать снова акафист, а сама стала молиться, стоя на одной ноге без костыля и делая поясные поклоны. Когда же Варвара начала читать икос: Разум Богадухновен имея, о доброй воителю Пантелеймоне, я стала на колена. По прочтении акафиста, я подошла без костыля к Варваре и сказала: "Варвара! Нога моя теперь ведь здорова". Варвара перекрестилась и сказала: "Слава Богу" - и пошла сообщить об этом матушке начальнице. В коридоре встретила наставницу III-го класса Алек. Игн. Дорогову и сказала ей радостную весть о моем исцелении и они вместе пришли ко мне в больнице. Наставница спросила: "Что, Женя, не больно теперь твоей ноге?", я сказала: "Нет". Затем Варвара и Дорогова отправились к матушке, которая немедленно пришла ко мне. Я поцеловала ее руку и сказала: матушка, я теперь, слава Богу, здорова. Все воспитанницы, находившиеся тут, тотчас узнали об этом и с радостными слезами прибежали видеть меня. Во время благовеста ко всенощной я пошла в церковь позади воспитанниц и впереди матушки. В церкви прежде всего я приложилась к иконе целителя Пантелеймона и стояла всю всенощную пред этой иконою без устали.

В ночь с 28 на 29 июля мне опять является тот же старец и говорит: "Ты молишься Богу, чтобы Он открыл тебе, кто это являлся во сне; я тот, которому за два дня до праздника целителя Пантелеймона память. Когда ты была в церкви и смотрела в книге дни святых и дошла до 24 июля и подумала, что это не тот ли, который являлся мне во сне? - это именно я". 24 числа совершается память преподобному Поликарпу Печерскому.

Благодарение Богу, свидетельствуюсь именем Божиим, что все написанное мною есть истинная правда, и что я чувствую себя по сие время совершенно здоровою. Воспитанница Званского Державинского женского училища Е.Г

 

О страданиях младенцев

Об этом спросил преподобный Григорий блаженного Нифонта [святой Нифонт, Кипрский епископ], говоря:

"Вот, и еще, отец мой, вижу, что в лютых болезнях страждут младенцы: какой грех сотворили они? Как понять, за что низлагает их Бог?"

Отвечал блаженный: "Когда умножаются грехи человеческие, и уже неисцельна становится злоба людей, тогда Господь восхищает к себе детей их и посылает на них многочисленные и тяжкие болезни, чтобы этим уцеломудрить их родителей. Видя мучения детей своих, греха не сотворивших, не устрашатся ли и не обратятся ли они сами на покаяние? Не воскликнут ли они: - "горе нам грешным, что за наши беззакония мучатся незлобивые младенцы! Что же будет нам, окаянным, в страшный день второго пришествия Господня?" - И если, видевши то, родители не исправятся, но пребудут в прежнем нечестии, то подвергнутся еще большей страшной муке, потому что наказаны были и не уразумели. Детям же, здесь пострадавшим и мученным ради обращения к покаянию родителей, воздадутся Господом венцы и почести в веке бесконечной жизни".

"Но, отец святой! - сказал на это преподобный Григорий блаженному Нифонту, - ведь в Писании сказано, что каждый по делам своим приемлет, но не сказано - за грехи другого".

Отвечал блаженный Нифонт: "Милосердный Господь видит окаменение человеческого сердца и неразумие, ибо многие, живущие в мире, подъемля на себя труды великие ради тщеславия, на Бога ропщут и в печали своей даже смерть призывают, а в грехах своих не каются и о душах своих попечения не имеют. По этой-то причине 1осподь наказывает как детей, так и самих родителей различными бедами, чтобы болезнью детей очистить родительские беззакония и возбудить самих родителей к принесению покаяния и тем оправдать их на Страшном Суде Своем. Итак, сын мой, знай, что младенцы без греха страдают для того, чтобы им за напрасную их смерть получить жизнь нетленную, а родителям их удостоиться за их страдания целомудрия истинного покаяния".

 

Краткий конспект учения о страстях

по святому Иоанну Кассиану

Восемь главных страстей:

1. Чревоугодие.

2. Блуд.

3. Сребролюбие.

4. Гнев.

5. Печаль.

6. Уныние.

7. Тщеславие.

8. Гордость.

 

Страсти бывают двух родов:

от естественных потребностей (чревоугодие и блуд);

не коренящиеся в естественной природе нашей (например, сребролюбие).

Шесть первых страстей во многом соединены (связаны) между собой, поэтому преодолевать их следует последовательно (например, блуд часто связан с чревоугодием, уныние с печалью).

Седьмая и восьмая страсти тоже соединены между собой: чрезмерное тщеславие рождает гордость.

 

I. Чревоугодие различают трех видов:

1. Беспорядочная еда до установленного часа («ранояние»).

2. Количественная сторона: объядение, многоядение («чревобесие»).

3. Качественная сторона: лакомоядение, сластоядение («гортанобесие»).

II. Блуд — трех видов:

1. Совокупление: естественное или противоестественное (содомия).

2. Самоудовлетворение.

3. Умом и сердцем (сравните: «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28).

III. Сребролюбие:

1. Желание получить то, что прежде не имел (как Гиезий, 4 Цар. 5).

2. Желание возвратить то, от чего раньше сам отказался (как Иуда предатель).

3. Укрытие для себя некоторой части (как Анания и Сапфира, Деян. 5).

IV. Гнев — трех видов:

1. Внутренний (пылает внутри).

2. Наружный (в слове и деле).

3. Злопамятство (хронический).

V. Печаль — двух видов:

1. По прекращению гнева, из-за убытков, потерь, неисполнения желаний.

2. Из-за опасения, страхов, неразумных забот.

VI. Уныние, которое по преимуществу:

1. Ввергает в сон.

2. Гонит из дому.

VII. Тщеславие (многовидно). Главные два вида:

1. Превозношение видимыми вещами и плотью.

2. Желание суетной славы.

VIII. Гордость, а именно:

1. Плотская.

2. Духовная.

Цель борьбы со страстями — чистота сердца.

 

 

ДЕТСКАЯ ИСПОВЕДЬ

Сегодня не каждый батюшка имеет возможность подробно поисповедовать приходящего ребенка (особенно в городских храмах), поэтому в подготовке к таинству исповеди значительная часть пастырского труда возлагается на родителей и крестных отца и мать. Родители должны положить основание религиозно-нравственной жизни своих детей, пастырь в церкви завершит эту подготовку.

Одной из форм такой работы является беседа на основе нижеприводимых вопросов. Разумеется, первый раз подойдя к аналою, ребенок будет волноваться и, возможно, растеряется. Поэтому, лучше предложить ему кратко письменно ответить на приводимые вопросы заранее, чтобы перед священником прочитать их, получив от него дополнительные вопросы, советы, наставление, и конечно, разрешение исповеданных грехов.

На родителях и восприемниках лежит также обязанность ознакомить детей с сущностью покаяния, с раннего детства вложить в их души чувство жизненной необходимости этого великого таинства. Важно, чтобы исповедь, покаяние не превратились в обычное анкетирование, “что делал и чего не делал”, но каждый раз переживалась ребенком как трагедия осознания греха, соединенная с радостью прощения от Бога при условии сокрушения и покаяния. При подготовке к исповеди и во время исповеди нужно предлагать вопросы, руководствуясь пастырским и родительским благоразумием и опытностью, именно относительно таких грехов, которые свойственны детям по их возрасту, более или менее юному и незрелому. Нужно быть особо осторожным в вопросах относительно 7-ой заповеди закона Божия, говоря об этом в самой осторожной и деликатной форме, дабы лишними словами не оставить на совести детской никакого грязного пятна. Помощь в подготовке к исповеди ни в коей мере не предполагает посредничество между родителями и священником.

Предлагая вопросы и советы относительно исповеди, родители ни в коем случае не должны домогаться узнать грехи своих детей или “что батюшка сказал тебе, когда исповедовал?”. Даже малейшие попытки и вопросы такого рода могут сломать в детской душе доверие к величайшему таинству. Не следует родителям инструктировать священника относительно того, о чем спросить ребенка особенно — вручите исповедника и исповедующего благодати Божией, которая умудрит их и наставит. Будем очень рады, если этот малый труд послужит столь важному и недостаточно освещенному вопросу пастырской практики.

Предварительные вопросы.

o Веришь ли ты в Бога?

o Знаешь ли ты и веруешь ли в то, что исповедь, совершаемую священником слушает и принимает Сам Господь Иисус Христос, невидимо предстоящий?

o Искренне ли ты жалеешь о том, что плохими поступками согрешил перед Богом, нарушил Его святые заповеди?

o Со всеми ли ты помирился, идя на исповедь?

Первая заповедь.

o Молишься ли ты утром и вечером, перед едой и после еды, перед началом и по окончании всякого дела?

o Веришь ли в то, что Бог все видит и знает, не только дела твои, но и мысли и тайные желания, видит тебя и днем и ночью, дома и вне дома, словом, всегда?

o Строишь ли ты свою жизнь сообразно с этой верою?

o Веришь ли в то, что люди сотворены Богом и что Господь является Творцом вселенной, хотя многие люди и отрицают это?

o Любишь ли ты Бога?

o Не стыдился ли признаться в своей вере пред людьми? Не отказывался от своей веры из боязни быть осмеянным другими?

Вторая заповедь.

o Не тратишь ли ты деньги на лакомства? Не любишь ли много кушать, не соблюдая умеренности?

o Не нарушаешь ли святых постов и постных дней: среду и пятницу?

o Не гордишься ли своими успехами в учебе, богатством твоих родителей?

o Не добиваешься ли первенства среди, своих сверстников? Не желаешь ли, чтобы тебя считали самым умным и добрым?

o Не любишь ли командовать, быть старшим над своими товарищами?

Третья заповедь.

o Не произносишь ли имя Божия напрасно, в пустых разговорах и шутках?

o Не ропщешь ли на жизненные тяготы твоих родителей?

o Не завидуешь ли детям из богатых семей?

o Благодаришь ли Бога в болезнях, неприятностях, жизненных неудачах?

Четвертая заповедь.

o Не ленишься ли в воскресные и праздничные дни ходить в Церковь?

o Любишь ли бывать в храме Божием?

o Не бегал ли по храму, не выходил ли из него во время службы, не позволял ли себе в храме шуметь, смеяться, разговаривать?

o Любишь ли читать Святое Евангелие, духовные книги?

o Знаешь ли на память молитвы “Отче наш”, “Богородице Дево”, “Верую”?

o Не любишь ли праздно проводить время?

o Не имеешь ли пристрастия к телевизору и кино, которые разрушают твою неокрепшую веру в Бога?

o Стремишься ли к приобретению познаний, хорошей учебе? Молишься ли о том, чтобы Господь помог тебе в учении твоем?

o Всегда ли со вниманием и старанием учишь домашние уроки?

Пятая заповедь.

o Почитаешь ли ты своих родителей, не оскорблял ли их грубыми словами и непослушанием своим?

o Уважаешь ли своих наставников и учителей? Не допускал ли относительно них оскорбления или неподчинения?

o Добросовестен ли ты относительно своих обязанностей в школе и по дому?

o Почитаешь ли старших возрастом людей? Не допускал ли относительно них насмешек? Не передразнивал ли и не смеялся ли над увечными, калеками, больными?

o Стараешься ли исправиться в своих плохих привычках и отрицательных качествах характера?

Шестая заповедь.

o Не ругался ли неприличными и нецензурными словами?

o Не таил ли на кого в сердце злобы или ненависти?

o Стараешься ли утешить огорченного, опечаленного товарища своего?

o Не мучил ли животных? Не убивал ли их ради забавы?

o Любишь ли людей, как заповедовал нам Господь?

o Подаешь ли, что можешь бедным, голодным людям?

o Не ругался ли словесно с каким человеком или сверстником?

o Не дрался ли, не обижал ли более слабых тебя детей?

Седьмая заповедь.

o Не допускал ли в своем сердце нечистых плотских пожеланий?

o Не допускал ли таких поступков, о которых очень стыдно рассказать кому-либо?

o Не имеешь ли интереса к фильмам “только для взрослых”? Не рассматривал ли журналы и фотографии с неприличными картинками?

o Не имеешь ли друзей, которые учили бы тебя играть в карты, курить, пить спиртные напитки? Не был участником этих грехов?

o Не пересказывал ли анекдоты, неприличные истории?

Восьмая заповедь.

o Не брал ли тайком, без спроса, чужую вещь?

o Не присваивал ли найденные деньги, какой-либо потерянный документ, вместо того, чтобы объявить близким людям о своей находке?

o Не заглядывал ли родителям в кошелек? Не брал ли у них без спросу деньги?

Девятая заповедь.

o Не имеешь ли привычки врать? Не обманываешь ли родителей, братьев, сестер, друзей?

o Не нарушал ли данного обещания?

o Не осуждал ли кого? Не разглашал ли недостатки товарищей?

Десятая заповедь.

o Следишь ли за чистотой своих мыслей и желаний? Стараешься ли исправляться в грехах, в которых каялся на предыдущей исповеди?

o Не завидовал ли кому-либо? Не был ли недоволен, когда при тебе кого-либо хвалили?

Заключительные вопросы.

o Дорожишь ли временем? Стараешься ли каждую минуту употребить на пользу души?

o Готовился ли ко причащению Святых Христовых Тайн? Веришь ли в то, что священник вынесет в золотой Чаше для того, чтобы преподать тебе для вкушения из золотой ложечки, (это непостижимо умом, но постижимо только верою сердца) Тело и Кровь Иисуса Христа?

o Каешься ли, то есть искренне сокрушаясь, просишь у Бога прощения, в грехах своих?

Христианский собеседник “СВЕТ ПРАВОСЛАВИЯ”

 

 

МОЛИТВЫО ДЕТЯХ

Милосердный Господи, Иисусе Христе, Тебе вручаю детей наших, которых Ты даровал нам, исполнив наши моления.

Прошу Тебя, Господи, спаси их путями, которые Ты Сам знаешь. Сохрани их от пороков, зла, гордости и да не коснется души их ничто, противное Тебе. Но веру, любовь и надежду на спасение даруй им и да будут они у Тебя избранными сосудами Духа Святого и да будет свят и непорочен пред Богом их жизненный путь.

Благослови их, Господи, да стремятся они каждую минуту жизни своей исполнить волю Твою святую, дабы Ты, Господи, мог всегда пребывать с ними Духом Своим Святым.

Господи, научи их молиться Тебе, дабы молитва была им опорой и отрадою в скорбях и утешением жизни их, и да молитвою их спаслись и мы, их родители. Ангелы Твои да охранят их всегда.

Да будут дети наши чутки к горю ближних своих и да исполнят они Твою заповедь любви. И если согрешат они, то сподоби их, Господи, принести покаяние Тебе, и Ты по своей неизреченной милости прости их.

Когда же окончится жизнь их земная, то возьми их в Свои Небесныя Обители, куда пусть ведут они с собою других рабов Твоих избранных.

Молитвою Пречистыя Твоея Матери Богородицы и Приснодевы Марии и Святых Твоих (перечисляются все святые семьи), Господи, помилуй и спаси нас, яко препрославен еси со Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым Благим Животворным Твоим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

……..

Отче Святый, Превечный Боже, от Тебя исходит всякий дар или всякое благо. Тебе прилежно молюсь о детях, которых благодать Твоя мне даровала. Ты дал им жизнь, оживотворил их душею безсмертною, возродил святым крещением, дабы они сообразно с волею Твоею унаследовали Царство Небесное. Сохрани их по Твоей благости до конца их жизни, освяти их Твоею истиною, да святится в них имя Твое. Содействуй мне благодатию Твоею воспитать их во славу Твоего имени и на пользу ближним, дай мне для этого потребные средства: терпение и силу. Господи, просвети их светом Твоея Премудрости, да любят Тебя всею душою, всем помышлением, насади в сердцах их страх и отвращение от всякого беззакония, да ходят в заповедях Твоих, украси души их целомудрием, трудолюбием, долготерпением, честностию; огради их правдою Твоею от клеветы, тщеславия, мерзости; окропи росою благодати Твоея, да преуспевают в добродетелях и святости и да возрастают в благоволении Твоем, в любви и благочестии. Ангел-хранитель да пребывает с ними всегда и соблюдает их юность от суетных мыслей, от прельщения соблазнов мира сего и от всяких лукавых наветов. Если же когда согрешат пред Тобою, Господи, не отврати лица Твоего от них, но буди к ним милостив, возбуди в их сердцах покаяние по множеству щедрот Твоих, очисти согрешения и не лиши Твоих благ, но подай им все угодное для их спасения, сохраняя их от всякой болезни, опасности, бед и скорбей, осеняя их Твоею милостию во вся дни жизни сей. Боже, Тебе молюся, дай мне веселие и радость о моих детях и сподоби мне предстати с ними на Страшном Суде Твоем, с непостыдным дерзновением сказать: «Вот я и дети, которых Ты мне дал, Господи». Да прославим Всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

…….

Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на детях моих (имена). сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякого лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их. Господи, все мы создание Твое, пожалей детей моих (имена) и обрати их на покаяние. Спаси, Господи, и помилуй детей моих (имена) и просвети им ум светом разума Евангелия Твоего и настави их на стезю заповедей Твоих и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты есть Бог наш.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: