Тема: Внетекстовые элементы букварей. Дидактическая игра в период обучения грамоте




1. Роль внетекстовых элементов азбуки.

 

Кроме текстового материала, азбука содержит разнообразные внетекстовые элементы. В целом, весь иллюстративный материал можно разделить на три группы: 1-ая группа – художественно-образная иллюстрация: 1) тематические, крупномасштабные развороты; 2) сюжетные рисунки; 3)ситуативные рисунки; 2-ая группа – предметная иллюстрация: изображения отдельных предметов; 3-я группа – графическая иллюстрация: 1) схемы-модели слов, 2) схемы-модели предложений. Они способствуют не только выработке у детей техники чтения, но и развитию их речи и мышления.

Художественно-образные иллюстрации занимают основное место в учебнике. Малыш, открывая книгу, видит прекрасно выполненные крупномасштабные развороты. Это сюжетно-тематические иллюстрации, которые несут большую функциональную нагрузку. Так, они служат для рассматривания, сопоставления ответов на вопросы учителя, ответов на вопросы учеников, пересказа по вопросам, составления предложений, связного рассказа.

Сюжетные картинки. Сюжетные картинки используются для со­ставления предложений, рассказов, выступают в качестве источника для аналитико-синтетических упражнений, а также для соотнесения тек­ста и иллюстрации. В первой половине азбуки тексты небольшие и бедны по словарю, картинки на этих страницах дополняют и развивают содержание читае­мого. На страницах азбуки третьей и четвертой ступени обучения грамоте больше текстов, чем картинок, но и здесь последние играют боль­шую роль в иллюстрировании текстов, создавая красочный, живой коло­рит, повышающий эмоциональность восприятия текста.

Сюжетные картинки составляют неразрывное целое с текстом. По­этому работу с ними необходимо, прежде всего, подчинить чтению тек­ста. Сюжетные рисунки должны содействовать прояснению прочитан­ного, стимулировать проведение многократного чтения (в частности, в форме выборочного чтения, чтения про себя и пр.) и помогать развитию мышления учащихся. Наиболее рациональной является такая последова­тельность в работе: чтение отдельных слов, текста, работа по сюжетной иллюстрации и снова чтение текста.

Ситуативные картинки присутствуют почти на всех страницах «Азбуки». Они встреча­ются и используются на всех этапах обуче­ния грамоте, служат для составления предложений, направлены на отработку краткого описания, воссоздающего какой-то определенный эпизод, ситуацию. Эти картинки заставляют малыша «пережить» и оценить ситуацию, учат рассуждать, что очень важно при формировании осознанности в период обучения грамоте.

Предметные картинки. Предметные картинки имеют разное на­значение. Одни служат для звуковой работы, например, с опорой на предметные рисунки проводится слого-звуковой анализ исходных слов, завершившийся выделением изучаемых звуков. Картинки могут исполь­зоваться для словарной работы: дети знакомятся со значением нового слова или уточняют понимание значения уже известного слова, состав­ляют с ним словосочетание. Группа картинок служит для логических уп­ражнений. Например, вот как проводится словарно-логическое упражне­ние на стр. 11. — Назовите только птиц. Как одним словом назвать ос­тальных? (Звери). Как отличить птиц от зверей? Упражнение может быть выполнено в форме игры «Кто здесь лишний?» Предметные кар­тинки дают возможность решать задачи познавательного характера. На­пример, готовясь к записи клички Барсик, дети с помощью, учителя выясняют, каких котят называют Барсиками, почему? Рассматривают предметную картинку и находят сходство со снежным барсом. Думают над вопросом, а каких людей называют барсами? Почему? Другой при­мер. Познавательные вопросы ставят любимые герои детей Незнайка, Буратино, а учащиеся «помогают» им ответить на вопрос, решить ту или иную задачу: составить слово Буратино, обратить внимание на раз­личие слов в зависимости от замены одной буквы (плоды, плоты) или на написание слова: столбы — столб. Таким образом, предметные кар­тинки могут быть использованы для звуковой, словарной, логической и познавательной работы.

Серии рисунков. Для упражнения в связном рассказывании в азбуке специально помещены серии рисунков. Методика работы с ними такова: дети рассматривают рисунки; учитель ставит к каждому рисунку по одному вопросу, на каждый из которых учащиеся отвечают несколькими предложениями. Затем, руководствуясь рисунками как планом, учащиеся связно передают содержание изображенного по порядку

В азбуке схемы-модели появляются на первом безбуквенном этапе подготовительного периода и встречаются на протяжении многих страниц, хотя они даны и не до конца всего периода обучения грамоте. Это не значит, что работа с ним не должна проводиться. Она предполагает научить детей выполнению двух действий: соотносить слово со схемой и подбирать к схеме слово (картинку). Схема-модель помогает ребенку более конкретно представить себе состав предложения, то, что оно состоит из слов, выражающих определенную мысль, имеет такие важные пpизнаки, как начало и конец. Дети должны с опорой на схему научиться делить слово на слоги, выделять ударный слог, ставить ударения, а на более поздних этапах уметь выделять твердые и мягкие согласные и т.д. В этой же роли выступает «лента букв», которую можно рассматривать в качестве своеобразной опоры и систематизации пройденных букв и звуков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: