Составляющие (структура) информационных технологий




Автор: Вардомацкая Елена Юрьевна, ст. преподаватель кафедры математики и информационных технологий УО "Витебский государственный технологический университет".

Лекция 1

ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КИТ

План лекции

§ Предмет и задачи курса “Компьютерные информационные технологии” (КИТ)

§ Понятие информационной технологии

§ Составляющие информационных технологий

§ Свойства информационных технологий

§ Классификация информационных технологий

§ Обработка информации

§ Проблемы и перспективы развития информационных технологий

§ Литература

Предмет и задачи курса

“Компьютерные информационные технологии” (КИТ)

Первая часть курса “Компьютерные информационные технологии” (КИТ) является базовой в 3-х семестровом цикле подготовки студентов эко­номических специальностей в области использования информационных тех­нологий в профессиональной деятельности. В этой части дисциплины изучаются офисные технологии обработки графической, текстовой и табличной информации, технологии работы с математическими пакетами, основы языка VBA для программирования приложений MS Office, основы сетевых технологий и технологий работы с сервисами INTERNET. Эта часть курса призвана не только систематизировать получаемые студентами знания, но и привести их в соответствие с тре­бованиями времени и действующими стандартами.

Цель изучения данной дисциплины — подготовка студентов и других категорий обучающихся к использованию современных компьютерных информационных технологий как инструмента для решения научных и практических задач в своей предметной области на высоком профессиональном уровне, а также к участию в разработке и внедрении этих технологий в рамках корпоративных информационных систем на уровне постановки задачи и контроля за ее решением, что так необхо­димо для современного руководителя.

В результате изучения первой части курса КИТ студенты должны:

· иметь представление о техническом обеспечении современных информационных технологий, особенностях его организации и эксплуатации, перспективах его развития;

· ознакомиться с математическим, программным, организационным и другими видами обеспечения компьютерных ин­формационных технологий;

· получить представление о развитии компьютерных ин­формационных технологий в своей предметной области;

· научиться применять средства современных компьютер­ных технологий при решении задач в своей предметной области;

· уметь осуществлять навигацию и поиск информации в сети INTERNET;

· уметь работать с электронными сервисами и службами сети INTERNET.

Понятие информационной технологии

Под информационной технологией понимают совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объеди­ненных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.

Компьютерные информационные технологии подразумевают использование средств вычислительной техники и сетевых технологий для реализации широкого круга задач:

  • подготовка текстовых документов;
  • создание банков данных, их обработка и использование;
  • автоматизация финансовых и научных расчетов;
  • верстка книг, газет, журналов;
  • создание и редактирование графических и фото изображений;
  • создание мультфильмов;
  • создание электронных энциклопедий и электронных версий других книг;
  • создание и компьютерная обработка звука;
  • создание и компьютерная обработка телевизионных и видео произведений;
  • создание и использование телекоммуникационных компьютерных сетей;
  • компьютерное проектирование различных механизмов, архитектурных строений, создание географических карт и др.;
  • моделирование природных, технических и других процессов.

Составляющие (структура) информационных технологий

Информация – это набор сведений о свойствах объекта или процесса усваиваемые субъектом в форме знаний..

Всю информацию, которой пользуется человек, можно разделить на следующие виды:

  • математическая – это любая информация связанная с числами и формулами, это может быть кроме собственно математической. и физическая, и статистическая информация. Математическую информацию можно обрабатывать при помощи различных счетных машин и аппаратов и хранить на бумаге в виде записей и книг.
  • текстовая – эту информацию можно записывать на бумагу от руки или при помощи печатных машинок и типографского оборудования и хранить на бумаге (рукописи, документы, книги, газеты и т.д.).
  • графическая – эту информацию можно обрабатывать при помощи различных изобразительных средств и способов (изобразительное искусство, фотография) и хранить в виде картин, рисунков, скульптур, фотокарточек и т.д.;
  • звуковая – эту информацию можно обрабатывать при помощи магнитофонной записи и хранить на магнитных лентах, пластинках и звуковых компакт-дисках.;
  • видеоинформация – эту информацию можно обрабатывать при помощи кино- и видеотехники и хранить на кинопленке и видеокассетах..

Все эти виды информации существовали еще до появления компьютера. Современный персональный компьютер позволил обрабатывать все эти виды информации и значительно облегчил их совместное использование.

Сведения — набор сигналов физических процессов, воспринима­емых субъектом через органы его чувств.

Данные — сведения, полученные путем измерения, наблюдения, логических или арифметических операций, представленные в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки.

Информационные процессы. Понятие информации неразделимо с понятием информационных процессов. К информационным процессам относятся:

· передача информации;

· получение информации;

· хранение информации;

· обработка информации и ее представление для использования;

· использование информации.

Информационные технологии практически могут реализовываться как в неавтоматизированном (традиционном или, по-другому, «бумажном»), так и в автоматизированном виде (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Структура автоматизированных информационных технологий

Технические средства – это персональный компьютер, оргтехника, линии связи, оборудование сетей.

Программное обеспечение находится в прямой зависимости от технического и информационного обеспечения и реализует функции накопления, обработки, анализа, хранения, интерфейса с компьютером.

Информационное обеспечение – совокупность данных, представленных в определенной форме для компьютерной обработки.

Организационно-методическое обеспечение представляет собой комплекс мероприятий, направленных на функционирование компьютера и программного обеспечения для получения искомого результата.

Существует и другой подход к рассмотрению структуры автоматизированной ИТ, согласно которому любая ИТ может быть разделена на три взаимозависимых и равнозначных компонента, составляющих ее ядро:

- аппаратное обеспечение (Hardware);

- программное обеспечение (Software);

- алгоритмическое (интеллектуальное) обеспечение (Brainware).

Кроме упомянутого выше ядра ИТ существует еще один, очень важный компонент – сеть поддержки ИТ, инфраструктура (Infrastructure) – это необходимые физические, административные и организационные структуры, культурные схемы, стандарты и критерии и т.д.

Сторонники этого подхода считают, что на практике нужно рассматривать объединение или слияние информационных технологий в более крупные структуры – системы технологий (используется термин «информационные технологии и системы» – ИТ/С).

Однако простого наличия необходимых компонентов, составляющих ИТ (комплексов технических и программных средств, а также информационного и организационно-методического обеспечения), недостаточно для того, чтобы «оживить» технологию. Реализация ИТ возможна в определенной среде – информационной системе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: