Католицизм (католицизм в России).




Православие: особенности вероучения, культа, организации.

Основу православного вероучения составляет Никео-Цареградский символ веры - изложение главных христианских догматов, безусловное признание кото­рых является обязательным для каждого православного хри­стианина. Он был утвержден Никейским (325 г.) и Константи­нопольским (381 г.) Вселенскими церковными соборами.

Символ веры предусматривает веру в единого Бога, кото­рый существует в трех равносущных ликах (ипостасях), составлявших Святую Троицу - Бога-Отца, Бога-Сына и Бога - Духа Святого; в вочеловечение Бога-Сына - Иисуса Христа, его крестную жертву ради преодоления первородного греха, воскресение, вознесение на небеса, последующее пришествие на Землю для суда над живыми и мертвыми; а также спаси­тельную силу "единой святой соборной апостольской Церкви".

Перечисление членов "Символа веры в православии" ("Ве­рую") является основной молитвой, аналогичной по функции исламской шахаде. Произнесение "Символа веры" - обязатель­ная часть ритуала принятия православной веры.

Особое значение в православном богословии отводится догмату о Святой Троице. Различие православия с вероучени­ем других христианских исповедании - учение о Божествен­ном единоначалии в Святой Троице: Бог-Отец как Первона­чало рождает Сына и изволит через него Святой Дух. В католическом вероучении это понимается как соучастие Сына в изведении Святого Духа (формула "филиокве" - "и от Сына"), что с точки зрения православного богословия является ересью.

Главной священной книгой православ­ных христиан, как и всех христиан мира, является Библия, традиционно именуемая в России Священным писанием. Она разделяется на Ветхий завет - древнееврейские тексты, рассматриваемые как богодухновенное изложение предыстории появления Христа, и Новый завет - собственно христианские священные книги, содержащие жизнеописание Христа и излагающее суть христианского вероучения. Ветхий завет состо­ит из 50 книг. Новый завет - из 27. Исторический язык Вет­хого завета - древнееврейский, Нового завета - эллинистиче­ский греческий.

Непосредственно за Священным писанием по значимости православная церковь ставит Священное предание, В состав Священного предания входят: решения первых семи Вселен­ских соборов; решения Поместных соборов автокефальных церквей, признанных общезначимыми; так называемая патри­стика (святоотеческая литература) - сочинения восточных "от­цов церкви", установившие чины, каноны и апостольские пра­вила православия. Авторитет западных "отцов церкви" в пра­вославии признается, но не канонизируется; их сочинения в православное Священное предание не включены.

В Русской церкви в богослужении и молитвословии ис­пользуется церковнославянский текст Библии, установленный и неизменный с 1751 г. В мирском обращении и чтении ис­пользуется русский текст Библии, впервые полностью издан­ный в 1876 г. Церковнославянский перевод Библии традици­онно приписывается святым братьям Кириллу (Константину) и Мефодию (IX век). Русский перевод выполнялся в 1гг. группой ученых иерархов и богословов (так называе­мый синодальный перевод). В настоящее время он распро­странен очень широко.

В тексте православной Библии 39 книг Ветхого завета пе­реведены с древнееврейского языка и считаются канониче­скими; 10 книг переведены с греческого текста III - II веков до нашей эры (так называемой Септуагинты, перевода "70 толковников"), одна книга - с латинского перевода IV века (так называемой Вульгаты). Последние 11 книг считаются не­каноническими, но включаются в Библию ". Имеется ряд неканонических вставок в канонические книги (особые примечания в тексте Библии). Названные особенности - главное отличие православной Библии от католической, в которой все тексты признаются каноническими. Новый завет един для всех христиан без канонических различий.

Православная церковь в отличие от католической не осуждает самостоятельное чтение Библии, полагая это достойным и богоугодным делом. В то же время она считает такое чтение трудным для неподготовленных людей и потому предостерега­ет их от попыток толкования священных текстов.

 

Католицизм (католицизм в России).

Католицизм является одним из направлений в христианстве, возникшее в результате первого большого раскола в христианстве в 1054 г Католицизм распространен преимущественно в Западной (Франция, Бельгия, Италия, Португалия) и Восточной ((Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Литва, частично Латвия и западные области Украины) Европе, в подавляющем большинстве стран Южной Америки, его исповедует почти половина верующих Северной Америки В Азии, Африке также есть католики, но влияние католицизма здесь незначительной.

Основным догматом католической церкви, что отличает ее от других течений в христианстве, является догмат о непогрешимости папы Римского. Следующий догмат католицизма - это догмат о \"чистилище\", заключается в том, что душа человека после смерти попадает в \"чистилище\" - это между адом и раем, имеет возможность очиститься от грехов и в дальнейшем переходить в ад или рай. Очень важным положением католицизма является тезис об особой роли духовенства, что человек не может заслужить Божьей милости самостоятельно, без помощи духовенства.

Историческое присутствие латинского христианства на землях восточных славян восходит к ранним временам Киевской Руси. В разные времена отношение правителей Российского государства к католикам менялось от полного неприятия до благожелательности. В настоящее время католическая община России насчитывает несколько сотен тысяч человек.

После Октябрьской революции 1917 года Католическая церковь некоторое время продолжала свободную деятельность в России, однако с начала 20-х годов Советская власть начала политику искоренения католичества в России. В 20-х и 30-х годах XX века было арестовано и расстреляно множество католических священников, закрыты и разграблены почти все храмы. Практически все активные прихожане были репрессированы и сосланы[38]. В период после Великой Отечественной войны в РСФСР осталось только два действующих католических храма, храм св. Людовика в Москве ихрам Лурдской Богоматери в Ленинграде.

С начала 1990-х годов Католическая церковь получила возможность свободного функционирования в России. Были созданы две Апостольские администратуры для католиков латинского обряда, которые впоследствии были преобразованы в епархии; а также колледж католической теологии и высшая духовная семинария.

По данным Федеральной регистрационной службы за декабрь 2006, на территории России функционирует около 230 приходов[39], четверть из них не имеет храмовых зданий. Организационно приходы объединены в четыре епархии, вместе составляющие митрополию:Архиепархия Матери Божией,Преображенская епархия в Новосибирске,Епархия Святого Иосифа в Иркутске, Епархия Святого Климента в Саратове.

Оценка числа католиков в России носит приблиз-ый характер. В 1996—97 гг. их было от 200 до 500 тыс чел.

 

10 Сущность и основные направления протестантизма.

Возник в начале XVI века. Объединяет свыше пятидесяти самостоятельных направлени й и церквей.

«Лютеранство -получило название от имени основоположника немецкой Реформации - Мартина Лютера. отвергал присущее католической церкви выделение сакральной сферы деятельности (посты, добрые дела, совершение таинств, почитание священных мест и реликвий), обеспечивающей достижение спасения, и объявил основной формой христианского служения повседневную жизнь человека, осознавшего свою избранность. Основополагающим становится понятие «земного призвания», заключающегося в служении своим ближним и упорном достижении поставленных целей.

«Кальвинизм » по имени одного из самых значительных деятелей Реформации - Жана Кальвина. развил учение об абсолютном предопределении, в соответсвии с которым все люди по непостижимой божественной воле делятся на избранных и осужденных.

«Англиканская церковь » сохраняет значительную близость к католической церкви (сохранение иерархии, трех степеней священства). Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой.

«Бабтизм » Баптисты отличаются последовательностью в осуществлении протестантских принципов. К основным баптистским обрядам относятся водное крещение, хлебопреломление, бракосочетание и погребение. Решения принимаются на основе демократических процедур.

Пятидесятничество Центральным в вероучении пятидесятников является догмат о «крещении Святым Духом»

Адвентизм. В основе вероучения лежит учение о скором пришествии Христа, которым завершится извечная борьба Бога и сатаны. Все праведники будут воскрешены к вечной жизни.

Характерные черты протестантизма:1.Отсутствие противопоставление между духовенства и мирянами.2. Отказ от сложной церковной иерархии3. Упрощенный культ 4. Отсутствие монашества и целибата

5. Признание только двух церковных таинств: крещение и причащение

Основным источником вероучения считается священное писание. Священное придание не признается. Отсутствует культ Богородицы, святых, ангелов, икон.

Общее число верующих – свыше 400 миллионов. Распространен в США, Великобритании, Германии, Финляндии, Скандинавских странах, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Прибалтике (Эстония, Латвия), Россия.

В IX-XX веках для протестантизма становится характерным стремление примирить религию с наукой, дать рационалистическое толкование Библии. Проповедь религии «без Бога», т. е. как нравственного учения.

Протестантские церкви играют в экуменическом движении, которое направлено на сближение и объединение всех христианских конфессий.

11 .Библия как памятник культуры.

Для верующих Библия – откровение. Для науки – памятник культуры:

• Она издана на все языки• Это самая издаваемая книга• Основа христианской культуры – ключ к культуре.

Библия создавалась в течение сотен лет. Однако в ней нет несогласованностей и противоречий. Книгу Книг писали десятки разных авторов. Это были люди разного возраста, разного общественного положения, разного уровня образованности. Среди них были цари, министры, крупные чиновники, пастухи, рыбаки, врачи, богословы и др. Библию писали в разных городах, в разных странах, на разных материках. Она содержит историч. хроники, философ-е трактаты, проповеди, гимны, поэтические произведения, личные письма.

Объем Библии весьма велик – более тысячи страниц. И весь этот материал един и непротиворечив. Библию и людей, читающих ее, жестоко преследовали. Ее запрещали, сжигали, за ее чтение и хранение убивали, отправляли в тюрьмы и лагеря. Тем не менее, сегодня Библия – самая издаваемая книга, переведенная на тысячи языков. По информации Германского Библейского общества (24 февраля 2005), Библия полностью или частично переведена на 2377 языков народов мира, полностью издана на 422 языках. Все это говорит о том, что Библия – действительно Слово Божье и Сам Бог руководил ее написанием.

 

Слово «Библия» в самих священных книгах не встречается, и впервые было использовано применительно к собранию священных книг на востоке в IV веке Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским. Слово Библия - с греч. “Живая книга”

Стоящая у истоков мировой культуры, хранящая в себе отголоски древней цивилизации, когда-то существовавшей на земле, Книга-книг несет в себе постановку многих нравственных общечеловеческих проблем, знакомство с которыми, безусловно, прояснит сознание человека, вновь и впервые для себя постигающего человеческий опыт предшествующих поколений. Библия – это величайший памятник человеческой культуры, в который заложены основы христианской веры. Знакомство с этим произведением необходимо каждому человеку, верующему и нет. Иван Златоуст говорил: “Священное писание – это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильной, твердой и мудрой”.

В Библии записаны законы человеческого общения, они были записаны Моисеем на двух скрижалях и известны, как десять заповедей - во всем мире. Библия разделена на две части-Ветхий завет Первые его книги восходят к XIII в. до н.э., последние – к 1 веку до н.э.. Новый завет, или Евангелие был предположительно написан в I веке н. э., после рождения Иисуса. Чарльз Диккенс сказал: “Новый завет есть лучшая книга, которую когда-либо знал или будет знать мир”.

К библейским сценам и героям часто обращаются кинематографисты и скульпторы. Многие писатели, поэты, обращались и обращаются к библейским темам и мотивам. Это Ф. Достоевский "Братья Карамазовы", М. Булгаков “ Мастер и Маргарита”, Ч. Айтматов “Плаха”, в поэзии - М.Лермонтов, Д. Мережковский, Пастернак, Бунина и многие другие. Библейские образы и легенды легли в основу творчества живописцев Рафаэля, Джорджоне, Рембрандта, Рубенса, Врубеля, Рериха, Ге, русских зодчих и иконописцев Рублева и Дионисия.

Библия является памятником древней культуры, также и духовной ценностью каждого человека; в трудные минуты человек обращается к ней за помощью, она явилась неиссякаемым источником вековой мудрости, образов для создания художественных шедевров.

 

 

12. Буддизм. Его вероучение и мораль.

Древнейшая из мировых религий. Япония, Таиланд, Китай, Монголия, Калмыкия, Бурятия, Тува. Всего около 500 млн человек.

Этапы развития: Основатель – Будда Гаутама, VI в до н.э., в Индии. В III в.до н.э. буддизм стал государственной религией Индии. В 1-м веке раздробился на течения (Хинаяну и Махаяну). Потом распространился по Цейлону, Индонезии, Тибете, Средней Азии; в VI в.н.э. – в Китае и Японии, а в Индии сменился индуизмом. 20-й век – на Западе.

Основные направления:

- Хинаяна (Малая колесница = узкий путь спасения) – монашеский образ жизни, отказ от всего мирского. Будда – человек исключительной чистоты, великий учитель.

Махаяна (Великая колесница = широкий путь спасения) – для мирян, следующих заповедям Будды. Будда – бог.

- Вараджаяна (алмазная колесница) – тантрические обряды, мантры, ритуальный секс.

- Ламаизм (синтез махаяны, вараджаяны и тибетской религии) – монастыри Тибета;

- Дзен-буддизм (китайское и японское течение махаяны) – медитация для просветления.

Основа буддийского вероучения – жизнь Будды. Отвержение как аскетизма, так и сибаритства. Поиск «серединного» пути, медитация и достижение Нирваны. Личность, работающая над собой, может достичь возвышения и совершенства.

Учение о 4-х благородных истинах, ведущих к спасению и освобождению: о всеобщности страданий, о причине страданий, о возможности их прекращения и о пути к этой цели.

Достижение нирваны – через «восьмеричный путь»: праведные взгляды, усилия, мысли; праведное поведение, речь, образ жизни и медитацию.

Заповеди – 5: не убивай, не лги, не кради, не прелюбодействуй, ней пей опьяняющих напитков. Политеизм (многобожие).

После смерти все существа рождаются вновь. Форма перерождения определяется кармой (законом воздаяния). Для достижения спасения надо прилагать усилия, жить праведно.

 

13. Возникновение и развитие ислама.

Ислам – самая молодая из мировых религий, одно из наиболее влиятельных и распространенных вероисповеданий в странах Азии и Африки. Последователи ислама называют себя мусульманами.

Возник ислам в начале VIIв. среди арабских племен Хиджаза– западной части Аравийского полуострова. В этот период там активизировался процесс разложения патриархально-родового строя и формирования классового общества.

Основателя ислама Мухаммеда мусульмане считают «посланником Аллаха», «печатью пророков», то есть главным и последним пророком «истинной веры», ислама.

На формирование исламской догматики и культа оказали влияние как предшествующие политеистические верования арабских племен, так и давно известные на территории Аравии монотеистические религии – иудаизм и христианство. Из древних арабских верований ислам перенял культ Каабы, почитание духов (джиннов) и др. Космология, антропология и эсхатология ислама в общих чертах схожи с подобными представлениями иудаизма и христианства. Мусульманин должен верить в создание мира из ничего за шесть дней, в том числе первых людей Адама и Еву, в которых Аллах вдохнул свой дух; в легенду о Всемирном потопе, в смертность тела и бессмертие души человека, конец света и т.п.

Основы вероучения изложены в священных книгах: Коране и Сунне.

Основными положениями исламского вероучения являются вера в единого бога Аллаха, в божественное предопределение, в пророков и посланничество Мухаммеда, в святость Корана, в ангелов и демонов, в рай и ад, в бессмертие души и воскресение из мертвых в день страшного суда.

Важное место в исламе отведено догмату о святости и несотворенности Корана. Мусульмане верят в бессмертие души человека, покидающей тело в момент смерти, и в существование ада и рая, куда душа попадает в зависимости от содеянного на земле. К пребыванию в раю или аду людей приговаривает Аллах на Страшном суде.

Основными направлениями в исламе являются суннизм, определившиеся уже во второй половине VII в. Большинство мусульман (около 90 %) принадлежит к суннизму, то есть около одного миллиарда человек. сунниты признают власть четырёх праведных халифов. Сунниты не признают божественности Али и его потомков и отрицает возможность посредничества между Богом и человеком после смерти пророка Мухаммеда, не имеют права вынесения решений по важнейшим вопросам общественной и религиозной жизни, а их роль сводится только к толкованию религиозных текстов.

Шиизм является гораздо менее массовым направлением в исламе, чем суннизм, распространен главным образом в Иране, Ираке, Йемене и Бахрейне, отдельные общины имеются в Ливане, Сирии, Египте, Афганистане, некоторых других странах. Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать имамам — назначенным Аллахом, избранным лицам из числа потомков пророка, к которым они относят Али ибн Абу Талиба и его потомков от дочери Мухаммада Фатимы, а не выборным лицам — халифам.

14. Происхождение и мифология Корана.

Коран является священной книгой мусульман, он представляет собой запись тех “откровений”, которые Мухаммед изрекал на протяжении двадцати с лишним лет. Откровения эти собраны в суры (главы), состоящие из аятов (стихов). В канонической версии Корана 114 сур.

Коран в понимании мусульман - это прямая речь Аллаха, обращённая к людям. А Мухаммед только передатчик, посредник, через которого слово Аллаха было доведено до людей. Поэтому речь почти всегда идёт от лица Аллаха. Говорит он, как правило, во множественном числе первого лица ("мы"), что, однако сами мусульмане не воспринимают как свидетельство его множественности, но как форму изъяснения, подобающую великому.

Содержание охватывает пересказ библейских историй, историй доисламской Аравии и древнего мира, нравственные и юридические установления, полемику с немусульманами, описание страшного суда и посмертного воздаяния и т.п. Большинство сур, за редчайшим исключением объединяют отрывки, произнесённые в разное время и по разным поводам. Композиция книги выглядит формальной, названия сур произвольны, характерны резкие смысловые и тематические переходы, неясности, повторы, бессвязное повествование. Большая часть Корана представляет собой рифмованную прозу, не имеющую постоянного размера и рифмы.

Коран считается священной книгой только на арабском языке. Переводы не считаются собственно Кораном, хотя и производятся для понимания смысла. Однако в молитвенно-ритуальной жизни Коран можно читать только на арабском.

При жизни Мухаммеда многие мусульмане записывали его откровения. Сам он, как считают, был неграмотным, и записей не вёл. После его смерти ещё при нескольких его преемниках мусульмане довольствовались устной памятью и отдельными записями. Однако в сражениях погибли многие знатоки коранических откровений, а среди существующих списков обнаружились серьёзные расхождения. Дабы преодолеть возникновение разногласий из-за священного текста, третий халиф — Осман около 650 г. организовал комиссию по стандартизации текста Корана и сведению его в один корпус под руководством Зейда ибн Сабита — последнего писца Мухаммеда.

По всему халифату начали собирать и изыскивать сохранившиеся записи. Их сложили в главы, часто без всякой тематической систематизации и разместили в порядке убывания: ближе к началу располагались пространные суры, ближе к концу — короткие.

Полученный текст был объявлен единственно верным, Осман послал в основные города мусульманского мира по одной копии из тех, которые они написали, и приказал, чтобы весь остальной коранический материал, будь то фрагментарные записи или полный текст, был сожжен, что вызвало возмущение многих мусульман, обвинявших Османа в том, что он “уничтожил Книгу Аллаха”

Текст Корана подвергался изменениям тогда, когда в нём были проставлены диакритические знаки, необходимые для того, чтобы отличить одну арабскую букву от других, изображаемых одинаково с нею. Последнее имело место не ранее 702 года, когда был основан город Васит, где, согласно преданию, была проделана эта работа по поручению правителя Ирака ал-Хаджжаджа его писцами Насром б. Амисом и Яхйей б. Ямуром. В главе “Что было изменено ал-Хаджджаджем в „тексте Османа“” Ибн Аби Дауд перечислил одиннадцать изменений, внесенных наместником Ирака.

Но и после этого до окончательной стандартизации текста было ещё далеко.. Поскольку древнее арабское письмо сложилось как консонантное, т.е. состоящее только из согласных букв, и Коран первоначально записывался без огласовок и диакритики, со временем возникло несколько школ, каждая из которых отстаивала свои варианты чтения (кирааты), возникавшие из-за различия в огласовках, позволяемых грамматикой языка. Например, записанное таким типом письма русское КРВ могло быть прочитано и как КРОВЬ и как КОРОВА и как КРИВО и т.п. Это приводило иногда к важным смысловым разночтениям.Целых три века исламской истории консонантную основу Корана читали, огласовывая её так, как кто захочет – в соответствии с правилами грамматики арабского языка. Этот период завершился благодаря деятельности Ибн Муджахида, который написал официальное сочинение, закреплявшее систему допустимых коранических “чтений”. Она ограничивала варианты огласовок семью традициями, которые все были признаны одинаково правомерными, а использование других вариантов - запрещено. Точка зрения Ибн Муджахида стала проводиться в жизнь с помощью судебных решений, непокорных богословов били плетьми и заставляли публично читать отречение от своих неканонических кираатов.

Со временем возникли мусульманские предания о том, что, сам Мухаммед ввёл и узаконил семь чтений, якобы Коран был послан ему семь раз в семи узаконенных позднее кираатах. Коран в первой традиции издаётся сейчас в странах Северной Африки (Марокко, Алжир) а также в Йемене, иногда - в Каире и в Саудовской Аравии. Во второй традиции Коран издаётся во всех остальных странах мусульманского мира.

И уже много после предпринятой Ибн Муджахидом стабилизации системы “чтений” была проведена работа по внесению знаков препинания, дабы избежать опасности противоположного понимания фраз типа “казнить нельзя помиловать”.

 

 

15. Национальные религии: индуизм, даосизм, конфуцианство,

Индуизм - самая большая национальная религия в мире. Индуистские служители культа (их называют “брахманами”) говорят, что “индуистом нельзя стать - им надо родиться”. Имеется в виду, что сторонниками индуизма могут быть только индусы по национальности. Однако несмотря на утверждения служителей культа, что неиндусы не могут быть индуистами, в США, Канаде и Великобритании среди индуистов можно встретить и лиц другой национальности.

Индуизм возник в Индии в период времени между I и V вв. н. э. Предшественницей и главным идейным истоком индуизма была религия, которую называют брахманизмом (VII в до н. э. - V. в.н. э.). В свою очередь брахманизму предшествовала так называемая ведическая религия (XVI в. до н. э. - VII в до н. э.). Служители культа во всех трёх религиях (в ведической религии, в брахманизме и в индуизме) призывали верующих молиться в основном одним и тем же богам. В ведической религии верховным богом признавался Индра, бог грома и молнии. В брахманизме как верховному богу поклонялись Брахме, творцу мира и покровителю служителей культа. В индуизме существуют разные конфессии и разные боги в них почитаются как верховные. Но ни в одной из них верховным богом не считается Брахма. Непризнание Брахмы верховным богом составляет главное отличие индуизма от брахманизма. Основу вероучения составляет концепция перевоплощения душ «сансара», которая происходит в соответствии с законом кармы. Культовые действия совершаются в храмах, в священных местах, на домашних алтарях (жертвоприношения).

Священными считаются животные (корова, обезьяна, змея), растения (лотос), реки (Ганг).

Священные тексты индуизма веды (знание, ведение) – созданы в период с XVI-VI вв. до н. э.

В современном индуизме два разных направления, в зависимости от того, какое божество является главным объектом поклонения:1. Вишнуизм – распространен в северной Индии.2. Шиваизм – распространен в южной и восточной Индии.

Конфуцианство. 1. Тянь (Небо) – верховное первоначало, которое управляет всеми событиями и процессами в мире, а так же судьбами людей. Воля неба раскрывается через Императора, который считается сыном неба (официальный титул). Китай – Поднебесная.2. Жень (человеколюбие, гуманность)

3. Сяо (принцип сыновней почтительности, уважение младших к старшим).

4. Ли (ритуал, этикет)5. Чжи (мудрость, образованность)6. Дао (путь нравственного совершенствования)

В конфуцианстве было сформулировано золотое правило морали: «Не делай другому того, что не хочешь себе». Важную роль играла концепция «Исправления имен» (Чжен мин) – эта концепция подразумевала, что каждый человек должен находиться на своем месте и исполнять свои четко определенные функции.

В I в. н. э. фигура Конфуция обожествляется. В честь него начинают строить храмы. Возникают несколько независимых школ. Самые влиятельные:· Мэн-цзы (человек добрый по природе)· Сюнь-цзы (человек злой по природе)

Даосизм. Это вторая национальная религия Китая. Возникла в IV-III вв. до н. э. Основатель – Лао Цзы (старый учитель, старый мудрец, старый ребенок). Мифическая фигура. По легенде мать носила его в утробе 81 год. Священная книга «Дао дэ цзин» (Книга закона и благодати). Различают даосизм – как философию и как религию.Философский даосизм – учит следовать природе. Ему присущи натурализм и элементы диалектики.

Религиозный даосизм – учит покорять природу, продлевать жизнь и избегать смерти, включает элементы религиозной мистики, а так же, сложную иерархию духовенства.

Центральное понятие – Дао (путь) – это верховное начало, из которого происходит весь мир и все его элементы. Так же, Дао – это путь, в котором в своем развитии следуют все вещи. Мир понимается – как поток изменения и развития, который является результатом метаморфоз Дао. После смерти все вещи возвращаются в дао. Все, перед возникновением появляется из Дао.

Главный даосический этический принцип «у вэй» - недеяние. Отсутствие любой активности, которая идет вразрез с иным ходом вещей. По образу жизни даосы делятся на три категории:

1. Даосы, живущие в горах, посвятившие свою жизнь познанию великого Дао (отшельники).

2. Даосы – живущие в монастырях, занимающиеся изучением и перепиской священных книг.

3. Даосы – живущие среди людей, имеющие семью, занимаются нравственным самосовершенствованием.

Центром даосизма считается Монастырь Белых Облаков (Байюнь-Гуань). Общее число верующих – свыше 20 миллионов, в т. ч в США и Европе. Фен-Шуй – даосское учение.

 

16. Национальные религии: иудаизм и синтоизм

Иудаизм- Национальная религия еврейского народа. Возникла в Полистине в I тысячелетии до н. э. Государственная религия в Израиле. Общее число верующих: в Израиле около 4 миллионов человек, в США около 6 миллионов человек. Священная книга «Танах». Включает 39 книг. Делится на три части:

1. Тора (или пятикнижие) – авторство приписывают пророку Моисею.

2. Нэвиим (пророки) – 21 книга религиозно-политического и историко-хронологического характера.

3. Кэтувим (писания) – 13 книг разнообразных религиозных жанров.

Основа иудаизма – это вера в единого Бога Яхве, который считается бессмертным, вездесущим, вечным, всемогущим, безграничным. Божья воля открывается через Тору.

Наряду с Танахом считается священная книга Толмуд (5000 страниц) – это сборник догматических, нравственных и правовых положений иудаизма. Сложился в период с IV в до н. э. по V в. н. э.

Синтоизм - Национальная религия Японии. Возникла в глубокой древности на основе культа предков, анимизма, шаманизма и под влиянием Буддизма.

Синто – путь Богов.

Священные тексты: Кодзики, Нихонги. Официально записаны в начале VIII в. – это своды официальной мифологии. Синто – предполагает веру в божеств Ками, поклонение им, соблюдение обычаев предков.

В синтоизме нет четких различий между миром Богов и миром людей. Люди живут в одном мире с Ками и после смерти становятся новыми Божествами.

Идеалами синтоизма считается гармония человека с окружающим миром и с богами, его населяющим.

Объектами культа считаются: силы природы, предметы, растения, души ушедших предков.

Изображений Богов – не делают. В святилищах хранятся эмблемы Богов или их символы «синтай».

Верховное божество – Аматэрасу (Богиня Солнца). Ее сопровождают три священных предмета:

· Зеркало (символ честности) · Меч (символ мудрости) · Яшмовые подвески (символ сострадательности)

Аматерасу – покровительница императорской власти. Ее божественный потомок Дзимму по приданию, был первым императором Японии.В период с г. синтаизм был государственной идеологией Японии. В 1947г. был отменен, как государственная религия.

17. Психология религии.

Психоло́гия рели́гии представляет собой применение психологических исследовательских методов и интерпретационных моделей к различным религиозным традициям, формам духовности, а также к религиозным и нерелигиозным индивидуумам. Данная наука стремится точно описать детали и происхождение религиозных верований и религиозного поведения, а также связанные с ними обычаи. Хотя психология религии как самостоятельная дисциплина возникла в конце XIX столетия, все три главные задачи решались в течение многих столетий до этого.

Многие области религии в настоящее время остаются неисследованными психологией. Хотя религия и духовность играют большую роль в жизни многих людей, остаётся невыясненным, почему в одних случаях они ведут к положительным результатам, а в других — к отрицательным. Этим и обусловлена необходимость исследования того, каким образом и в каком направлении религия и духовность оказывают влияние на жизнь людей. Плодотворные результаты могут быть достигнуты за счёт продолжающегося диалога между психологией и теологией.

Психология религии стремится решить три задачи:1. тщательно описать исследуемые объекты, под которыми могут подразумеваться как всеобщая религиозная практика (например, традиционные ритуальные церемонии), так и индивидуальные переживания, воззрения и поведение.

2.объяснить на языке психологии происхождение таких феноменов;

3.выяснить влияние этих феноменов на жизнь отдельных людей и всего общества.

Первая, описательная, задача естественным образом требует прояснения смысла терминов и, в первую очередь, термина «религия». Историки религии на протяжении длительного времени подчёркивают проблематичный характер данного термина, отмечая, что его значение за столетия существенно изменилось[4]. Ранние психологи религии полностью осознавали эти трудности и обычно указывали на то, что выбранные ими дефиниции являются до известной степени произвольными[5]. В связи с влиянием позитивизма на психологию XX столетия, что выразилось в требовании подвергнуть измерению все феномены, психологи религии разработали множество шкал[6]. Психологи религии наряду с социологами религии использовали факторный анализ, чтобы создать эффективные методики измерений. Оправданность и адекватность этих усилий остаётся предметом споров, особенно в свете конструктивизма и постмодернизма.

В течение последних десятилетий в психологии в целом, и особенно в клинической психологии, получили широкое распространение термины «духовность» и «духовный», которые несут иной смысл, чем «религия» и «религиозный». Это особенно верно для США, где слово «религия» для многих стало ассоциироваться с сектами и обязательными верованиями и ритуалами и, тем самым, приобрело негативный оттенок. Напротив, термин «духовность» несёт положительный оттенок, поскольку отражает субъективную всеобщую способность постижения и согласования индивидуальной жизни с высшей реальностью[7]. Фактически, термин «духовность» на Западе претерпел эволюцию и перестал быть синонимом слова «религия»[8]. В настоящее время предпринимаются усилия по «операционализации» этих терминов без учёта их истории в западном контексте на основании очевидного реалистического допущения, что в основе этих терминов лежат установленные качества, которые можно идентифицировать путём эмпирических процедур

 

18. Свободомыслие и его формы (ересь, атеизм, богоборчество, антиклерикализм, нигилизм).

Свободомыслие (применительно к религии) – признание права личности на критическое рассмотрение религии и свободное исследование окружающего мира.

В свободомыслии можно выделить следующие черты:

1. Признание права человеческого разума вторгаться в сферу религии.

2. Критическое отношение к религии.

3. Противопоставление религии иной ценностной ориентации.

Выступления против религии осуществлялись в разных формах. Принято выделять следующие формы свободомыслия: богоборчество, антиклерикализм, индифферентизм, нигилизм, натурализм, скептицизм, пантеизм и деизм, атеизм.

Само слово «ересь » происходит из греческого языка, в котором означает «мнение», «направление». В эпоху зарождения христианства ересями назывались религиозно-философские направления – например, фарисеи и саддукеи, да и самих первых христиан именовали «назорейской ересью». Именовались ересями и расхождения во мнениях внутри христианской веры. Слово «ересь» (переводимое как «разномыслия»).

Богоборчество – протест против Бога, создавшего мир, который кажется жестоким и несправедливым. Богоборческие настроения вызываются осознанием социальной несправедливости, внезапным горем, неудовлетворённостью личной судьбой. Проявления богоборчества могут носить весьма разнообразный характер: от робкого упрёка в адрес Бога до его гневного осуждения. Земные бедствия кажутся богоборцу несовместимыми с идеей высшего блага, Бог представляется существом злым и несправедливым.

Антиклерикализм – идейное и социальное движение, направленное против притязаний духовенства и церкви на господство в обществе. Другими словами, это движение, направленное не против самой религии, а против привилегий духовенства в различных сферах общественной жизни. В истории наиболее ярким примером религиозного антиклерикализма явилось движение Реформации, выступавшее за обновление и реформу католической церкви.

Нигилизм – отрицание религии, морали во имя утверждения анархического своеволия человека. В настоящее время религиозный нигилизм выступает в самых различных формах: начиная с расизма, пр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: