Общественный строй Вавилонского государства.




Глава 1. Становление первых государств в Междуречье

Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье, между реками Тигр и Евфрат. В переводе с древнегреческого языка название «Месопотамия» означает Междуречье. Именно на территории Месопотамии были рождены такие древние цивилизации, как Шумер.

Людям понадобилось много усилий и времени для того, чтобы сделать эту землю пригодной для жизни. Они научились осушать места, где есть болота, при помощи дамб и каналов и орошать пустыню. Но именно вода была главным кормильцем людей, которые населяли Месопотамию.

Единственное, чего в Месопотамии остро не хватало – это руд металлов. Но все же известно, что они использовали орудия из меди, поэтому считаются, что они доставали металлы с других территорий или обменивали их у других цивилизаций.

Проблемой также была засоленность почвы, с которым часто связывают и последующий упадок цивилизаций Междуречья. В Месопотамии был недостаток дождевой влаги и постоянные сухие, песчаные ветра.

Цивилизация шумеров поселилась в нижнем течении Тигра и Евфрата. До сих пор неизвестно, с какой земли пришли шумеры в Месопотамию, и неизвестно, как появился их язык. Именно они научились обрабатывать землю так, чтобы она была пригодной для хозяйства и продолжения жизни.

Шумеры построили каналы, которые осушали территорию, залитую реками, а воду хранили в специально построенных водохранилищах. Ее они могли использовать в том случае, если наступала засуха.

Таким образом, на территории Междуречья возникла первая искусственная система орошения. Она была придумана около 6 тыс. лет тому назад. Также шумеры известны тем, что именно им мы обязаны возникновению письменности – эта цивилизация первая, кто придумал ее.

Одним из опорных пунктов страны, после захвата её кочевниками-амореями, стал Вавилон. При царе Хаммурапи Вавилон стал столицей государства.

Огромную роль в жизни Шумера играло жречество. Храмы были центрами управления сельского хозяйства. Постепенно храмы присваивали себе земли и стали вести на них сельское хозяйство. Увеличению числа храмовых земель способствовала разрешенная купля-продажа земли. Храмы собирали налоги, прокладывали дороги, управляли жизнью соседних деревень. Рабов в Шумере было мало, в основном пленные или купленные чужеземцы. Шумер не был единым государством. На его территории находились самостоятельные города и области: Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш. Во главе города стоял верховный жрец главного городского храма, носил название «энси». Он возглавлял культ, руководил армией, председательствовал на собрании. Совет старейшин и народное собрание избирали правителя, давали ему рекомендации и контролировали деятельность, осуществляли суд. Т.о. это были органы, ограничивающие власть правителя.

Общественный строй Вавилонского государства.

Общество делилось на свободных и рабов. Рабы были низший общественный строй. Рабы были вещью. Право собственности на раба передавалось по наследству. Рабов продавали, закладывали. Повреждение здоровья рабы считалось как повреждение имущества. Раб не имел права самостоятельно распоряжаться имуществом господина. За содействие в бегстве раба – смертная казнь. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Рабы не могли быть собственниками. Законы Хаммурапи не ограничивали власть господина над рабом. Защитой закона пользовались лишь рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными.

Свободное население Вавилона делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные граждане – большинство населения. Они владели землей, платили налоги. Среди полноправных тоже было расслоение. Законы Хаммурапи защищали беднейшие слои свободных, попавших в долговую кабалу. Это объясняется стремлением царской власти сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные. Законы Хаммурапи защищали воинов. Земля и скот, пожалованные воинам, не могли забираться у них за долги. Взрослый сын воина становился законным наследником надела. В случае пленения воина его можно было выкупить, и он сохранял свое право на земельный надел. Воины, обеспеченные землей должны были в любое время, по приказу царя выступить.

Полноправным гражданам противостояли «мушкену» - покорные. Происхождение этой социальной группы точно не установлено. Они были низшей социальной группой. По одной версии «мушкену» это жители покоренных Хаммурапи городов, по другой – вольноотпущенники.

Законы Хаммурапи указывают на профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, затем – храмовые служащие. Высокое положение занимало чиновничество, ниже – крупные купцы, предприниматели, ремесленники.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: