Формы методической работы с классными руководителями в




Учреждении образования

 

Формы методической работы представлены группами по их основной цели, при этом каждая из форм решает комплект задач в методическом сопровождении профессиональной деятельности педагогов в зависимости от собственной цели учителя (цели, которую он преследует, принимая участие в мероприятии) и степени личного участия.

В методической деятельности в образовательном учреждении используются различные групповые формы её организации

Согласно исследованиям, основной формой методической работы (самой массовой) педагоги считают школьные методические объединения учителей (90,7%). А между тем, работа методических объединений не может (по содержанию и функциям) полностью удовлетворить потребности педагогов и требований администрации к методической работе. Будучи организационной формой, она должна определять направления и формы взаимной и индивидуальной педагогической деятельности [33, с. 145].

Все формы методических занятий делятся на две большие группы: индивидуальные и групповые (коллективные). Индивидуальная работа позволяет учителю самостоятельно и объективно определить свои слабые стороны, спланировать работу по личному графику, оперативно отслеживать и корректировать процесс обучения. Групповые формы, не являясь такими мобильными, охватывают гораздо больший объем знаний, знакомят с передовым опытом в концентрированном виде, способствуют объединению педагогов в коллектив, нахождению оптимальных решений педагогических проблем.

К индивидуальным формам относятся:

- самообразование;

- изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;

- рефлексия и анализ собственной деятельности;

- накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике преподавания;

- создание собственной папки достижений (портфолио);

- создание методической копилки;

- разработка собственных средств наглядности;

- работа над собственной методической темой, имеющей интерес для педагога;

- разработка собственных диагностических материалов, ведение мониторинга по определенной проблеме;

- подготовка выступления на педсовете по проблеме;

- посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;

- персональные консультации;

- собеседование у администрации;

- индивидуальная работа с наставником (наставничество);

- стажировка;

- разработка авторского курса или учебного пособия;

- выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методического объединения.

К формам коллективной методической работы относятся:

- методические объединения классных руководителей;

- работа над единой методической темой;

- педагогическая мастерская;

- теоретические семинары (доклады, сообщения)

- диспуты, дискуссии;

- методические недели;

- конкурсы педагогического мастерства;

- творческие отчеты;

- деловые игры, ролевые игры;

- обсуждение передового педагогического опыта

- тематический педсовет;

- педагогические чтения;

- выставки передового педагогического опыта;

- обсуждение авторских программ.

Рассмотрим некоторые из этих форм более подробно.

Одна из самых распространенных форм коллективной методической работы методические объединения классных руководителей. Заседание МО, как правило, проводится один раз в четверть. Однако деятельность МО не должна сводиться только к заседаниям, она должна носить повседневный характер работы. Заседание МО должно включать в себя как теоретическую часть (доклады, сообщения, обзор методической литературы), так и практическую (посещение воспитательных часов, их обсуждение, открытые внеклассные мероприятия и т. п.). Как итог работы методического объединения может быть методическая продукция для классных руководителей [31, с. 148]. В конце учебного года завершить работу МО может выставка, конференция, методический фестиваль.

В работе МО может использоваться выпуск методических журналов, бюллетеней, выступление классных руководителей (кураторов) с обменом опыта на заседаниях педагогического совета, оформление стенда «Из опыта работы классных руководителей ».

На заседаниях МО обсуждают планы воспитательной работы, уделяется внимание вопросам самообразования, развития уровня воспитанности обучающихся.

Формы занятий (заседаний):

- теоретические семинары (доклады, сообщения);

- семинары-практикумы (доклады, сообщения с практическим показом на уроках, воспитательных часах, внеклассных, внешкольных мероприятиях);

- диспуты, дискуссии;

- «деловые игры», ролевые игры; уроки (мероприятия)-панорамы;

- лектории ученых, психологов, социологов, врачей;

- обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений педагогической науки;

- обсуждение открытых мероприятий;

- обсуждение и оценка авторских программ;

- обсуждение результатов тестирования, анкетирования;

- разнообразные выставки, отчеты по самообразованию;

- обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его распространению и внедрению;

- конкурсы («Лучший классный руководитель »);

- педагогические советы и др.

Теоретические семинары. Это форма занятий является необходимой для ознакомления педагогов с новейшими достижениями педагогической науки и передового педагогического опыта. Она требует, в первую очередь, доступно освещать в сообщениях, докладах актуальные вопросы педагогического процесса, раскрывают содержание новых технологий, методов, приемов воспитания. К выступлениям и докладам должны привлекаться не только ученые, но и опытные педагоги, члены творческих групп. Для этого требуется большая подготовка: индивидуальные беседы, консультации с учеными, специалистами, изучение научно-методической литературы[14, с. 98].

Проведение научно-теоретических семинаров следует планировать 2 – 3 (не чаще) раза в течение учебного года.

Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педколлектива к творческой, поисковой, исследовательской деятельности и повышают его педагогическую культуру.

На таких семинарах необходима связь теории с практикой, они способствуют развитию творческого потенциала, профессионализма.

Необходимо проводить и психолого-педагогические практикумы, во время которых, для большей эффективности следует создавать атмосферу неформального общения. Это дает возможность ознакомиться с новейшими достижениями психолого-педагогической науки, передовым педагогическим опытом и заявить о своей позиции.

Психолого-педагогические семинары зам. директора по воспитательной работе организует совместно с педагогом-психологом и педагогом социальным. Эти семинары требуют высокой квалификации психолога и социального педагога или участия в них ученых.

Диспут, «круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия» обычно на практике обозначаются одним словом – «дискуссия». Часто дискуссией называют обсуждение или обмен опытом, мнениями, а также обсуждение-спор, т. е. столкновение точек зрения, позиций и т. д. Нередко дискуссию смешивают с полемикой - отстаиванием уже сформировавшихся взглядов, позиций

Дискуссия – целенаправленный обмен мнениями, суждениями, идеями, осуществляемый членами проблемныхмикрогрупп с целью поиска истины. Ее существенной чертой является равный диалог всех участников. Желательно, чтобы группа участников была небольшой, до 10 человек.В педагогической практике получили распространение различные виды обмена мнениями: «круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия и др.

Формы методической работы с педагогическими кадрами могут быть систематическими и эпизодическими, групповы­ми и индивидуальными. Все они проводятся с учетом катего­рии педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования и дополняют друг друга. Подбор форм, соответствующих поставленным задачам, - вот одна из целей управления методической работой.

Итак, подведем основные итоги.

Классное руководство — профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллекти­ве, создание условий для саморазвития и самореализации личности обу­чающегося, его успешной социализации в обществе.

Деятельность классного руководителя регулируется нормативно-пра­вовыми документами, принятыми органами законодательной и исполни­тельной власти разного уровня. К данным документам относятся не только законы, приказы, положения, правила, инструкции, регламенти­рующие организацию деятельности специалиста, но и концепции, целе­вые программы и планы их реализации, определяющие содержание дея­тельности классного руководителя и основные направления его реализа­ции в работе с детским коллективом.

Методическое объединение классных руководителей – одна из форм методической работы в школе, дающая прекрасные возможности для повышения уровня профессионального мастерства педагогов.

Глава 2. Анализ работы методического объединения классных руководителей Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Плотниковская основная общеобразовательная школа»

Анализ – это мысленное расчленение изучаемого предмета на элементы и исследование каждого элемента в отдельности как части целого.
Кондаков Н.И. Логический словарь



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: