МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Факультет дополнительного профессионального образования
Кафедра управления персоналом
Введение в специальность
(144 часов, реферат, экзамен)
Выписка из государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Введение в специальность»
В условиях становления рыночной экономики возрастает значимость человеческого фактора в производственной системе. Знания, квалификации, творческие и предпринимательские способности работников рассматриваются как основной ресурс повышения эффективности и конкурентных преимуществ стратегического развития деловых организаций.
Учебный курс «Введение в специальность» является одной из базовых специальных дисциплин для специалистов-менеджеров, нацеленной на формирование у студентов видения целостной системы управления социально-трудовыми отношениями в современной организации, овладение методиками и технологиями планирования и реализации кадровой стратегии, мотивации трудовой деятельности, обучения и развития персонала, регулирования конфликтов и трудовых споров.
В процессе преподавания дисциплины читаются лекции, проводятся практические занятия, деловые игры, тестирование, конференции.
Рубежный контроль знаний включает проведение итоговой конференции и сдачу экзамена.
Краткое содержание курса
1) Цель и задачи курса «Введение в специальность».
Цель – дать системные представления о сфере профессиональной деятельности, ее месте и роли в обществе, а также о профессиональной подготовке специалистов. Задачи: 1) приобретение знаний по направлениям о структурах профессиональной подготовки менеджеров; 2) знания об объемах профессиональной деятельности менеджеров; 3) видах профессиональной деятельности и их особенностях; 4) представление о роли менеджера или руководителя в обществе.
2) Понятие профессии и ее сущность.
Характерные для менеджмента черты включают: экономический, правовой, и организационно технический аспекты. Менеджмент можно разделить на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление, контроль. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму. Труд менеджера – это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников
3) Профессия менеджера и ее место в общей классификации профессий.
Это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением определенных принципов. В современном понимании менеджер это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы. Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. По сравнению с другими видами труда он имеет ряд особенностей: выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах.
4) Специальность, специализация, квалификация менеджера.
Специальность определяется через предмет деятельности человека, это круг знаний о некотором фрагменте реальности. Специализация является частью специальности, в рамках которой они создаться и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений, навыков в различных, но более узких областях деятельности. Классификация – это степень готовности специалиста осуществлять профессиональную деятельность. Классификация специализации: по сфере деятельности, по объектам управления, по средствам управления, по типу организации, по типу профессии.
5) Сущность понятий «менеджмент» и «управление». Их соотношение.
Управление – включает в себе управление техническими, социальными и биологическими системами и по тому более общее понятие по отношению к понятию менеджмент. Управление – основополагающий принцип существования общества. Менеджмент – более тонкий инструмент управления, осуществляемый по отношению к специализированным, узким, детально измененным процессам. Менеджмент: вид деятельности, наука, искусство, группа людей. Сущностью управленческой деятельности заключается в постановке целей, обеспечении согласованности в ее достижении и определении качества достигнутого результата путем ее соотношения с целью.
6) Социальное управление как система. Классификация социального управления (классы, виды, формы и уровни).
Управление – это вид деятельности направленный на осуществление функций: планирования, организации, мотивации, контроля, регулирования. Управление осуществляется: техническими, социальными, биологическими. Социальными: 1) индивидуальная деятельность, самоуправление; 2) управление коллективной деятельностью; 3) социально политический, экономический, культурный менеджмент. Формы управления: управление материальными ресурсами, социальным развитием. Подвиды управления: отраслевой, функциональный менеджмент.
7) Особенности руководителя как субъекта управления организацией. Роль менеджера в организации.
1) наличие у руководителя властных нормативно закрепленных полномочий для осуществления управленческого воздействия; 2) именно в руках руководителя сосредоточены все функции управления организацией; 3) отличается более высокой персонифицированной ответственностью за деятельность коллектива и его состояние; 4) многообразие социальных ролей, которые исполняет руководитель; 5) большая психологическая напряженность.
8) Особенности управленческой деятельности.
1) неопределенность условий принятия управленческих решений; 2) высокий уровень риска; 3) повышенная ответственность за последствие принимаемых решений; 4) одновременно является и объектом и субъектом управления; 5) повышенные требования, предъявляемые к уровню профессионализма руководителя; 6) наличие конфликтного потенциала между руководителем и подчиненным, между руководителями и организациями этот потенциал требует нейтрализации без ущерба для участвующих сторон; 7) высокая интенсивность контактов руководителя с другими с людьми; 8) уникальность управленческих ситуаций;
9) Условия реализации управленческой деятельности.
1) организационно административная работа – прием и передача информации, контроль; 2) аналитическая работа – восприятие и переработка информации, подготовка соответствующих решений; 3) информационно техническая работа с документами их подготовка, вычислительные операции; 4) участие в создании материальных благ, не прямо, а косвенно через труд других лиц; 5) предмет труда – информация; 6) средства труда – организационная и вычислительная техника; 7) результат труда – принятие решений.
10) Профессиональные качества менеджера.
Грамотность, образованность, профессиональная компетентность, культура, менталитет. Культура – это высшая проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Менталитет – квинтэссенция культуры (сгусток). Аспекты: информационный (знание), операционный (умение), аксиологический (ценности). Понятие управления: на другого человека, на группу людей, на самого себя. Уровни реализации: самоуправление, управление персоналом, соуправление организацией
11) Управленческая культура менеджера: понятие, структура модели, роль в системе подготовки менеджера.
1) здоровье сберегающий – направлен на улучшение здоровья; 2) функциональный – реализация управленческих функций; 3) психологический – диагностический учет; 4) личностно творческий – карьерный рост; 5) управленческая коммуникация – сохранение и ведение коммуникации. Управленческая культура – это индивидуальные и личностные характеристики субъекта, которые включают в себя знание, умение и ценностные ориентации компонентов обеспечивающих реализацию менеджером управления на различных уровнях.
12) Здоровье сберегающий компонент управленческой культуры менеджера.
1) самоуправление: знание об организации своего здорово образа жизни, умение организовать здоровый образ жизни, осознание ценности собственного здоровья; 2) управление персоналом: знать требование для организации сбережения труда, умение организовать здоровье сберегающие условия труда, осознание необходимости здоровья; 3) соуправление организацией: знание требования к профессии менеджера его здоровья, должны уметь соответствовать этим требованиям и понимать их важность.
13) Функциональный компонент управленческой культуры менеджера.
1) самоуправление: знание о методах, критериях и показателях успешного самоуправления, самообучения, саморазвития, умение реализовать методы самоуправления, умение использовать возможности управления менеджера; 2) управление персоналом: знание ключевых понятий, сущность управленческой деятельности, умение ценить управленческое решение, применять различные методы управления; 3) соупраление организацией: знание миссии, целей организации в целом и задачи работников, проектных групп, функций, обязанностей руководителей и коллективов.
14) Психологический компонент управленческой культуры менеджера.
1) самоуправление: изучение своих психических, личностных особенностей и факторов, влияющих на них, знание основ создания конкуренции, собственного имиджа, самоуправления и саморегулирования; 2) управление персоналом: изучение психологических особенностей подчиненных, личные особенности подчиненных и влияние на них, знание основ создания имиджа подчиненных, психологии коллектива, основы взаимодействия личности и группы, создание психологического климата в коллективе; 3) соуправление организацией: знание психологических основ культуры организации, создания имиджа организации и способы привлечения персонала
15) Личностно-творческий компонент управленческой культура менеджера.
1) самоуправление: знание составляющих своей конкурентоспособности, коммуникативных, лидерских, деловых, личностных качествах, о возможностях своего дальнейшего роста; 2) управление персоналом: знание об уровне конкурентно способности персонала, его коллективные способности, деловые качества, возможности карьерного, творческого роста и способы использования этого во благо организации; 3) соуправление организацией: преимущества планирования карьеры, умения развивать свои лидерские способности, планировать свой карьерный, творческий рост, развития конкурентных, творческих, деловых и качественных способностей персонала
16) Компонент «управленческая коммуникация» управленческой культуры менеджера.
Коммуникации – организационные (внешние, внутренние – горизонтальные, вертикальные – нисходящие, восходящие), межличностные (формальные, неформальные). Функции: информативная, мотивационная, контрольная, воздействие на эмоции. Процесс осуществления коммуникаций: Источник – кодирование – канал связи – раскодирование – получатель. Взаимодействие, когда получатель становиться источником, а источник получателем. Коммуникация как процесс - источник: отбор информации, выбор канала связи, выбор кодировки. Канал связи должен обеспечить: надежность передачи, минимум искажений, удобство, скорость, обратную связь
17) Система профессиональной подготовки и повышения квалификации менеджера.
1) система среднего профессионального образования – колледж (менеджмент) по отрасли 2-3 года; 2) высшее профессиональное образование менеджмент организации 061100 (возможность получения специализации; подготовка специалистов для высшего и среднего звена руководства); 3) учеба в аспирантуре 080005 «экономика и управление народным хозяйством»; получение второго высшего образования; очно-заочная форма обучения по получению смежных специальностей (финансы, юриспруденция, психология); возможность обучения в бизнес школе; краткосрочное обучение; профессиональное образование повышенного уровня; самосовершенствование.
19) Основные виды профессиональной деятельности менеджера в соответствии с ГОС ВПО и их содержание.
Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22 августа 1996 года, поправка 2003. ГОС ВПО назначение стандарта в соответствии с ФЗ о высшем и послевузовском образовании заключается в обеспечении: 1) качество высшего и послевузовского профессионального образования; 2) единство образовательного пространства РФ; 3) предназначен для обеспечения основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений; 4) для обеспечения признания и установления эквивалентности иностранных государств о высшем и профессиональном образовании.
20) Требования к уровню образованности выпускника по специальности 061100 «Менеджмент организации».
1) быть знакомым с основными учениями в области гуманитарных, социально экономических наук, анализировать социально значимые проблемы и процессы; 2) менеджер должен иметь представление о здоров образе жизни и самосовершенствоваться; 3) владеть культурой мышления, знать законы, быть грамотным в беседе; 4) уметь организовывать свой труд, владеть компьютерными методами сбора и хранения информации; 5) уметь анализировать свои возможности, вести дискуссию, принимать нестандартные решения, ставить цель и формировать задачи ее решения.
21) Менеджмент времени.
Управление временем – это планирование рабочего времени, выработка различных методов борьбы с причинами нерационального использовании временного ресурса. Не рациональная трата времени: 1) бюрократическое препятствие; 2) неправомерное распределение должностных обязанностей; 3) ненаучная организация труда, носит как субъективный таки объективный характер. Для того чтобы выявить временные траты пользуются самым простым и распространенным методом самофотографии рабочего дня.
22) Имидж менеджера.
Имидж – это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоциональный или окрашенный образ кого-либо, чего-либо. Принципы создания имиджа: 1) повторения; 2) непрерывного усиления воздействия; 3) двойного вызова (предполагает обращение не только к внешним анализаторам, но и на подсознание человека). Воздействие имиджа на людей: 1) привлечение внимания; 2) пробуждение интереса к имиджу; 3) возбуждение потребностей осуществить действие; 4) совершение действия. Личный имидж: 1) природные качества; 2) характеристики личности как следствий ее образования и воспитания; 3) жизненный и профессиональный опыт.
23) Профессиональная этика менеджера.
1) общечеловеческая (относись к человеку, так как ты хочешь чтобы относились к тебе; уважение личности человека и его достоинства; признания за ним права свободы); 2) профессиональные (нормы межличностного взаимоотношения: руководитель и подчиненный; между коллегами; руководитель и руководитель; терпение; лояльность; понимание; корректность). Профессиональная этика выражается в четком следовании нормам морали, нравственности, совести и в конечном итоге сказывается на имидже организации, ее руководителе, его профессиональном авторитете и весе в своей сфере.
24) Профессиональные объединения менеджеров.
1) региональные (союз промышленников и предпринимателей (направлена на улучшение деловой среды, повышение статуса российского бизнеса в стране и в мире, содействие модернизации экономики)); 2) федеральные (российская ассоциация бизнес образования (всемирное содействие формированию эффективной системы бизнес-образования в России, способной обеспечивать образование и профессиональную подготовку кадров для отечественных предприятий и организаций на уровне высоких мировых стандартов.), ассоциация менеджеров России (национальная некоммерческая общественная организация, деятельность которой направлена на всестороннее развитие российского делового сообщества)).
25) Командообразование. Командные роли.
Ролевая структура имеет коллектив и команду: 1) профессиональные, 2) командные. С 1981-1993 Белбе – были введены 9 основных командных ролей необходимых для эффективной команды: мыслители, исполнители, доводчики, оценщики, исследователи ресурсов, формирователи, коллективисты, председатели, специалисты.
Темы рефератов
1. Управление деловой карьерой в организации.
2. Кадровое планирование на предприятии
3. Управление трудовой карьерой специалистов
4. Управление качеством труда персонала на производстве
5. Перестройка деятельности кадровых служб в условиях рыночной экономики
6. Формирование и развитие организационной культуры в организации (в фирме)
7. Социальный портрет женщины-менеджера.
8. Специфика управления персоналом в различных национальных моделях менеджмента.
9. Кадровая служба: функции, организация, ответственность.
10. Адаптация как проблема мотивации.
11. Психологические законы функционирования рыночной экономики
12. Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе.
13. Модели лидерства.
14. Авторитет руководителя.
15. Имидж организации
16. Временной ресурс руководителя.
17. Тренировка интеллекта и выработка креативного мышления
18. Психологическая совместимость в малых группах.
19. Психологические аспекты эффективной коммуникации.
20. Психологические аспекты эффективных инноваций.
21. Механизмы и средства разрешения трудовых конфликтов
22. Роль менеджера в воспитании коллектива
23. Социально-психологические методы воздействия на массовое стихийное поведение
24. Методы разрешения конфликтов.
25. Практика использования конфликтов в управлении.
26. Зарубежный опыт разрешения конфликтов в управлении
27. Особенности мотивации и стимулирование персонала
28. Организационное, правовое и научно-методическое обеспечение социального партнерства.
29. Зарубежные модели социального партнерства.
30. Подготовка кадров и повышение их квалификации.
Вопросы для подготовки к экзамену
- Менеджмент и его типы.
- Цели и задачи управлением персоналом.
- Концепция управления персоналом в организации.
- Система управления персоналом.
- Власть и основные формы ее реализации.
- Специфика управления персоналом в различных национальных моделях менеджмента.
- Сущность кадровой политики.
- Структура кадров системы управления.
- Кадровая служба: функции, организация, ответственность.
- Управленческая психология как наука.
- Положительные результаты адаптации и ее отрицательные результаты.
- Личность как субъект и «универсальный ресурс» рыночной экономики.
- Необходимость индивидуального подхода к личности в управлении.
- Проблема совместимости психологии личности и методов управленческого воздействия.
- Психодиагностика как область психологического знания.
- Предмет психодиагностики как области психологического знания.
- Области применения и возможности использования психодиагностики в управленческой деятельности и кадровой работе
- Управление и лидерство.
- Теории лидерства.
- Партнерство руководителя и подчиненных.
- Виды влияния, обеспечивающие партнерство
- Базовые подходы к изучению проблемы лидерства.
- Лидерство в механизме осуществления власти.
- Качества современного лидера.
- Модели лидерства.
- Стиль руководства как категория управления.
- Классификация стилей руководства.
- Субъективная составляющая стиля руководства.
- Технические средства управления, самоменеджмент руководителя.
- Роль имиджа в политике, бизнесе, управлении.
- Необходимость организации труда руководителя.
- Планирование рабочего времени.
- Управлением стрессом.
- Рабочее место руководителя (интерьер кабинетов, специфика помещения и его оборудования).
- Работа с документами.
- Групповые методы работы с персоналом.
- Типы групп в управлении.
- Повышения эффективности функционирования формальных групп и организаций.
- Психологические аспекты эффективной коммуникации.
- Психологические аспекты эффективных инноваций.
- Формирование коллектива.
- Качество персонала. Построение коллектива.
- Преимущество и недостатки коллективной работы.
- Менеджер как воспитатель коллектива.
- Природа и виды конфликта.
- Движущие силы конфликтов и формы их протекания.
- Стратегии и техника управления конфликтами.
- Типология и характеристика конфликтов делового общения.
- Пути и средства разрешения конфликтов в процессе делового общения.
- Мотивация как функция управленческого цикла.
- Эволюция идей в мотивации. Классическая теория в мотивации.
- Психологические аспекты мотивации.
- Проблемы мотивации в трудах основоположников научного менеджмента. Классические теории мотивации.
- Современные системы стимулирования труда и их отличие от традиционных систем.
- Зарубежный и отечественный опыт мотивации.
- Перспективы совершенствования систем стимулирования труда.
Вопросы для контроля остаточных знаний
- Менеджмент и его типы.
- Цели и задачи управлением персоналом.
- Концепция управления персоналом в организации.
- Система управления персоналом.
- Власть и основные формы ее реализации.
- Сущность кадровой политики.
- Структура кадров системы управления.
- Развитие коммуникативных возможностей персонала.
- Ротация и продвижения кадров.
- Кадровая служба: функции, организация, ответственность.
- Управленческая психология как наука.
- Взаимосвязь управленческой психологии с другими науками управленческого цикла.
- Положительные результаты адаптации и ее отрицательные результаты.
- Адаптация, как процесс приспособления личности, группы, нации, народа к новым условиям социальной среды.
- Личность как субъект и «универсальный ресурс» рыночной экономики.
- Необходимость индивидуального подхода к личности в управлении.
- Проблема совместимости психологии личности и методов управленческого воздействия.
- Психодиагностика как область психологического знания.
- Сущность кадровой политики.
- Структура кадров системы управления.
- Развитие коммуникативных возможностей персонала.
- Ротация и продвижения кадров.
- Кадровая служба: функции, организация, ответственность.
- Управленческая психология как наука.
- Взаимосвязь управленческой психологии с другими науками управленческого цикла.
- Положительные результаты адаптации и ее отрицательные результаты.
- Адаптация, как процесс приспособления личности, группы, нации, народа к новым условиям социальной среды.
Список рекомендуемой литературы
1.Музыченко, В.В. Управление персоналом. Лекции: Учебник / - М.: Академия, 2006. - 528с
2.Михайлина, Г. И. Управление персоналом: учебник / под ред. Г.И. Михайлиной. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Дашков и К, 2007. - 284с.
3.Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник / В.И. Кнорринг. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА, 2007. - 544с.
4.Искусство управлять людьми / В.П. Шейнов. - М.: Харвест, 2007. - 512с.
5.Арсеньев, Ю. Н. Управление персоналом. Модели управления: учебник / Ю.Н. Арсеньев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 287с.
6.Федосеев, В. Н. Управление персоналом: учебник/ В. Н. Федосеев. - М;Ростов н/Д: МарТ, 2008. - 528с.
7.Федосеев, В. Н. Управление персоналом: учеб. пособие / В. Н. Федосеев. - М;Ростов н/Д: МарТ, 2006. - 528с.
8.Михайлина, Г. И. Управление персоналом: учеб. пособие / под ред. Г.И. Михайлиной. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Дашков и К, 2007. - 284с.
9.Искусство управлять людьми / В.П. Шейнов. - М.: Харвест, 2008. - 512с.
Ведущий преподаватель
заведующая кафедрой
управления персоналом, к.п.н. И.Р Казарян