1. Подготовка аппарата к работе:
а) подключить к разъему 16 провода пациента и присоединить их к клеммам RC- эквивалентной схемы пациента;
б) включить аппарат, при этом загорается одна из ламп диапазонов 20 или 80мА и плавным поворотом ручки «Ток» установить по индикатору величину тока “пациента” 5.0мА.
2. Изучить режимы работы аппарата “Амплипульс - 4”.
Для работы необходимо выполнить следующие действия:
а) подготовить аппарат к работе (согласно п.1.);
б) подключить к клеммам RC - эквивалентной схемы вольтметр;
в) подключить к клеммам RC- эквивалентной схемы осциллограф и на экране получить устойчивую картину сигнала, генерируемого аппаратом «Амплипульс – 4»;
г) изменяя режимы работы аппарата при помощи органов управления, на экране осциллографа наблюдать изменения формы, частоты, модуляции и изменения длительности серий и пауз сигнала;
Задание 2. Используя RC-эквивалентную схему, измерить мощность, выделяемую в биологической ткани при прохождении тока.
1. Подготовить аппарат к работе (согласно п. 1.).
2. Подключить к клеммам RC - эквивалентной схемы вольтметр.
3. Подключить к клеммам RC- эквивалентной схемы осциллограф и на экране получить устойчивую картину сигнала, генерируемого аппаратом «Амплипульс – 4».
4. Выберите постоянный режим работы (переключатель длительности 12 в положении выкл.) и установите глубину модуляции 100%. Для модулирующей частоты 50Гц по формуле (4), рассчитайте коэффициент модуляции - m:
5. (4)
где () и () определяют как показано на рис. 8.
b
a
-а
-b
Рис. 8.
а - максимальная амплитуда напряжения,
b - минимальная амплитуда напряжения.
6. Измерьте на экране осциллографа эти величины также при модуляции 50%, 75% и 100% (данные занесите в таблицу 1).
7. По формуле вычислите среднеквадратичное значение тока пациента (Im - показание миллиамперметра на панели аппарата, m - коэффициент модуляции).
8. По формуле вычислите среднеквадратичное значение напряжения, действующего в цепи пациента (Um - показания вольтметра, m - коэффициент модуляции).
9. Для каждого значения модулирующей частоты тока вычислить мощность, выделяемую в цепи, по формуле:
( - угол сдвига по фазе между током и напряжением принять равным ), полученные данные занести в таблицу 1.
Табл. 1.
Глубина модуляции, M, % (клавиши прибора) | |||
Значения коэффициента модуляции – m | |||
I – среднеквадратичное Значение тока, мА U – среднеквадратичное Значение напряжения, В | |||
Мощность, Вт. |
Содержание отчета
1. Блок-схема аппарата «Амплипульс – 4» с пояснениями.
2.Осциллограммы напряжений при различных режимах работы аппарата, частотах и глубине модуляции.
3. При разной глубине модуляции вычислить мощность, выделяемую в цепи «пациента», заполнить таблицу 1.
4. По заданию преподавателя дать письменный (устный) ответ на вопрос(ы) УИРС.
Вопросы выходного контроля
1. Что такое электростимуляция?
2. Что лежит в основе раздражающего действия электрического тока?
3. Какое действие на биологическую ткань оказывает постоянный ток?
4. Чем обусловлено при включении напряжения усиление раздражающего действия тока у катода и ослабление у анода?
5. Назовите основные характеристики электрического импульса.
6. От чего зависит сила раздражающего действия импульсного тока?
7. Что такое аккомодация и чем она обусловлена?
8. С чем связана максимальная раздражающая способность прямоугольного импульса тока?
9. Что такое минимальный угол наклона линейно нарастающего тока?
10. Для каких целей в аппарате «Амплипульс – 4» используют режимы с изменением частоты модуляции?
11. Чем обусловлено отсутствие раздражающего действия линейно нарастающего тока, если угол наклона £a?
12. Как влияет физиологическое состояние тканей на аккомодацию?
13. Для каких целей используют синусоидально-импульсные токи?
14. Что представляет собой синусоидально-модулированный ток?
15. Для чего в аппаратах «Амплипульс» используется несущая частота 5000Гц?
Задание по УИРС
1. Обосновать, почему при замыкании электрической цепи постоянного тока в области катода возникает более сильное раздражение?
2. Почему увеличение глубины модуляции усиливает раздражающее действие переменного тока?
3. Как может отразиться нарушение кровоснабжения тканей на их возбудимости? Почему?
Лабораторная работа №15