Характеристика отраслей социологии




Социология молодежи

Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е годы. Это одна из актуальных отраслей современной социологии.

Социология молодежи - отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания, вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образца жизни молодежи, формирования ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнения социальных ролей различными группами молодежи.

Академик Российской академии образования И.С. Кон говорил: "В социологии молодежи основное внимание уделяется исследованию проблем молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре, процесса становления личности у молодежи….".[5]

Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях:
1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена;
2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентации;
3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни.

Проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано - как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. Молодёжные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью во всей полноте, той политикой, которая проводилась по отношению к молодежи.

У молодёжи проблемы с досугом: в деревнях единственное учреждение «клуб» закрыто. Нет денег на ремонт и отопление; школы закрываются, внедряется «оптимизация», то есть остается районный ДК для всей работы в районе. Базовая школа, предприятия не работают. Молодёжь учиться не может, работы нет. Куда деться? Идут в киоск за пивом…потом пьяные драки, нарушение закона, тюрьма.

Убивает нашу молодёжь мода, пришедшая с Запада:

- модели, наши девушки, изнуряют себя диетами, подражая звёздам (Приложение 2)[6];

- губит пиво. Нравственная составляющая проблемы очевидна. Любой нормальный человек сегодня поддержит решение, что детям нельзя продавать алкогольные напитки. Но проблема настолько комплексная, что решить её можно только с участием всех, - говорит министр торговли, питания и услуг свердловской области Вера Соловьёва[7];

- развращённость ведет к сдвигам в нравственном сознании девушек (и парней, которые не хотят жениться на девушке: «Зачем мне маяться?»);

- а «Сколково» - российская Кремниевая долина или иллюзия Гоголевского Манилова?

Это еще не городок, а чистое поле, городок будет построен через 2-3 года, а получается, что на виртуальный проект выделяются реальные деньги – 24-25 млрд рублей! Здесь будут изобретать под руководством иностранных ученых прграммы по распознанию речи, батарейки с десятилетним сроком службы (как электросберегающие лампочки).

Препараты, замедляющие старение – не ясно, какая польза от нового научного центра. Что, деньги деть некуда? А не лучше ли употребить их на беспризорных детей?

- а ЕГЭ лучше ли экзамена?

Сколько платят за шпаргалку.

В общем, жизнь молодежи не стала лучше и веселей, в том числе и досуг.

Социология образования

Социология образования изучает образовательную структуру как социальный институт, анализирует ее взаимодействие с обществом.

Социология образования возникла в начале ХХ века. Изучение такого важного вопроса начинали Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Талкотт Парсонс. Отправными точками для изучения этой отрасли стали концепции социальной стратификации, разделения труда, социализации личности.

В России развитие социологии образования, как и социологии в целом, шло непростым путем. Начиная с 1917 года, социология развивалась очень активно, в российских исследованиях был ярко выражен социологический подход к образованию. В 30-е годы стали закрывать исследования, в том числе и по образовательным вопросам. Образование стало рассматриваться в качестве обособленной системы, вне каких-либо значимых взаимосвязей с обществом. Это не только на много лет замедлило развитие теории, но и нанесло урон практике. Сейчас в России уже достаточно широкая сеть исследовательских центров, разрабатывающих программы решения проблем социологии образования, в которую все более активно включаются и педагогические вузы России.

Со временем начинают возникать новые условия, которые меняют не только роль образования в обществе, но ещё и его цели, задачи и содержание.

Еще много веков назад образование и школа должны были выполнять не только обучающую функцию, но и становиться источником совершенствования и гармонизации общества и отдельных индивидов. Но сегодня этого уже недостаточно. Глобальные проблемы со всей остротой поставили перед человечеством вопрос выживания, сохранения жизни на Земле. Разрешение его возможно лишь посредством рассмотрения в единой связи Человека - Общества - Природы - Космоса.

Каждое общество, если оно думает о своем будущем, должно знать, что положительные изменения в системе образования вызывают своего рода "цепную реакцию" прогрессивных сдвигов в самых разных сферах общественной жизни, и наоборот: негативные изменения в образовании имеют тенденцию репродуцирования и ведут к регрессу общества.

Очевидно, что для того, чтобы выявить эффективность, действенность образования с точки зрения социологии, необходима оценка данного социального института, во-первых, с позиций тех людей, которые учатся или повышают свой уровень общеобразовательных и профессиональных знаний. Во- вторых, очень важно оценить социальную позицию, цель, установки и ориентации тех, кто обучает, т.е. всех тех, кто в силу своего профессионального положения обеспечивает воспроизводство, трансляцию и усвоение знаний. В-третьих, это оценка тех, кто является потребителем продукции общей и профессиональной школы, кто получает в виде выпускников учебных заведений молодых людей, претендующих на соответствие потребностям национального хозяйства. И, наконец, это нормативная база, на которую опирается общество при эффективности образования, когда сравниваются реальные и декларируемые показатели его функционирования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: