Характеристика отраслей социологии




Введение

Социология – наука об обществе в целом и отдельных его группах, о процессах в них. Потому роль её для общества огромна. Знать происходящие процессы в обществе, значит своевременно влиять на них. Например, в 90-е годы не были оценены процессы, происходящие в обществе, недовольство людей болтовней верхушки, отсутствие необходимых товаров и продуктов вылилось в поддержку непредвиденной ситуации в стране, которая привела к развалу огромной страны-Союза Советских Социальных Республик.

Выбранный мною классик социологии Сорокин Питирим Александрович не случаен: заинтересовала его трудная жизнь, стремление его к учебе и образованию поучительны. Результаты его познаний в области социологии безграничны: анализ жизни северной деревни, преступление и кара, подвиг и награда, труд и голод, социальная педагогика и политика, культура и личность, любовь и брак, жизнь и самоубийство,сексуальная революция и другие темы расскрыл учёный в своих исследованиях и трудах.

Большое значение имеет выбранная мною отрасль социологии – «социология молодежи».

Когда мои родители были молодыми, они могли учиться бесплатно в любом институте, получали профессию, им предоставлялось рабочее место, за полгода – квартира семейным, интересное проведение свободного времени: выставки, концерты, вечера.

Не менее значима такая отрасль социологии, как «социология образования».

За последние годы жизнь резко изменилась: учёба стала платная, не все могут учиться на очной форме, приходится многим зарабатывать на учёбу. Отсюда меньше времени для занятий, не у каждого есть сила воли, чтоб засесть за учебники, когда с ног валишься от усталости, проработав 8-10 часов.


1. Вехи жизненного пути П.А. Сорокина

Основоположник теории социальной стратификации и социальной мобильности Сорокин Питирим Александрович родился 23.01.1889 года в селе Турья Яренского уезда Волгоградской губернии.

Его мать коми-зырянка Пелагея Васильевна рано умерла, а отец был хорошим мастером по украшению икон, хотя значился пьяницей и дебоширом. По пьянке он избивал своих трех сыновей. Питирим с Василием, старшим братом, сбежали из дома. Им встретился добрый священник, и Питирим был принят, «победоносно пройдя все испытания», в Гамскую церковно-приходскую школу, два класса которой он с отличием окончил в 1904 году.

При помощи учителя Образцова Питирим был принят в полную церковно-приходскую школу в селе Хреново Костромской губернии. Для поступления в университет знаний у Питирима не хватает, решает поступить на Черняевские курсы с помощью профессора Жакова, своего земляка. Вспоминает жена Жакова: «На вопрос: есть ли у него деньги на жизнь, он жизнерадостно ответил: «Да, у меня еще осталось 50 копеек»»[1].

В июле 1910 года Сорокин поступает на юридический факультет Санкт-петербургского университета, в том же году появляются в печати первые публикации студента Питирима: статья «Пережитки анимизма у зырян» (о вере существования души и святого духа) и первый рассказ «Рыт-пукалом» как результат его этнографических экспедиций.

Сорокин окончил университет в 1914 году с дипломом первой степени, был оставлен на кафедре, а через два года становится приват-доцентом, то есть внештатным преподавателем университета.

В 1917 году Питирим вступает в партию эсеров, избирается депутатом Учредительного собрания.(Приложение 1).

С февраля 1917 – секретарь Керенского правительства буржуазной России, один из редакторов газете эсеров «Воля народа».

В 1922 году Питирима Сорокина с другими выдающимися учеными и философами выдворили из Советской России по указанию Ленина. Высланный из России Сорокин оказался в Германии, позже в Чехии, а через год перебрался в Соединенные Штаты, где сумел обрести вторую родину.

Среди многочисленных работ, появившихся из-под пера Питирима Александровича Сорокина в более позднее время, особо выделяется фундаментальная четырёхтомная монография «Социальная и культурная динамика», встреченная с огромным интересом во всем научном мире. Сторонники и оппоненты Сорокина признавали, что другой подобной книги в современной социологической литературе нет.

В 1930 году в Гарвардском университете Сорокин организовал первый в США факультет социологии, деканом которого он оставался на протяжении двенадцати лет.

В Гарварде Питирим Сорокин воспитал целую плеяду блестящих американских ученых. Свидетельством заслуг Питирима Александровича стало его избрание в 1964 году президентом Американской социологической ассоциации.

Достойно особого внимания, что находясь в Америке Сорокин не забывал о родном крае и свих земляках. П.П.Кротов и А.В. Липский еще совсем недавно сумели найти людей, хорошо знавших тётку Питирима Сорокина Анисью и помнящих ее до сих пор. «Выяснилось, что Сорокин постоянно писал ей письма, присылал доллары и белую муку, из которой Анисья пекла «французские булочки», угощая односельчан…Одно из посланий Сорокина, по воспоминаниям односельчан Анисьи, начиналось так: «Я из простого деревенского парня стал ведущим ученым не только Европы, но и Америки».[2]

Последние два десятилетия своей жизни социолог занимался не только научным творчеством, публикуя всё новые и новые труды, но и практической работой в созданном им Гарвардском центре созидательного альтруизма. В его рамках осуществлялись изучение возможностей альтруистического поведения (на основе обобщенного опыта соответствующей деятельности) и его пропаганда. Материалы работ центра регулярно публиковались, оказали определенное влияние на общество в 1950-1960х годах, однако значительного интереса, особенно со стороны социологов, не вызывали.[3]

Умер ученый 11 февраля 1968 года в своем доме на Клифф-стрит, № 8 в г.Винчестере, пригороде Кембриджа, где прожил большую часть своей жизни в США. Дом этот он очень любил, вокруг него был разбит красивый цветник. Разведение цветов было хобби социолога, который, принимая гостей, показывал им прежде всего свои розы (считается даже, что он вывел один из новых сортов) и только потом вел в дом, в котором начиналось обсуждение интересующих визитеров проблем.[4]

Питирим Сорокин воспитал целую плеяду блестящих американских учёных за 12 лет, что он был деканом факультета социологии. Не только в этом его знание. Он не забывал свою Родину – Россию. В Великую Отечественную войну активно поддерживал Советский Союз в его борьбе против фашистской Германии, выступал с докладами о России, публиковал книги о сближении (интеграции) социально – политического устройства в России и социокультурного строя США.

Питирим Александрович переписывался с советскими учёными – социологами Осиповым, Коном, Голосенко. Мечтал посетить Советский Союз, но партийное руководство (Суслов) не сочло приемлемым визит Сорокина в СССР.

В 1957 г Питирим Сорокин опубликовал взжатом виде капитальный труд «Социальная и культурная динамика», который был переведен и издан в России. Российские ученые мечтают о создании в России дома-музея известного в мире ученого и нашего земляка П.А. Сорокина.

Он получил всемирное признание как лидер развития макросоциологии.

 

 

Характеристика отраслей социологии

Социология молодежи

Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е годы. Это одна из актуальных отраслей современной социологии.

Социология молодежи - отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания, вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образца жизни молодежи, формирования ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнения социальных ролей различными группами молодежи.

Академик Российской академии образования И.С. Кон говорил: "В социологии молодежи основное внимание уделяется исследованию проблем молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре, процесса становления личности у молодежи….".[5]

Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях:

1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена;

2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентации;

3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни.

Проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано - как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. Молодёжные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью во всей полноте, той политикой, которая проводилась по отношению к молодежи.

У молодёжи проблемы с досугом: в деревнях единственное учреждение «клуб» закрыто. Нет денег на ремонт и отопление; школы закрываются, внедряется «оптимизация», то есть остается районный ДК для всей работы в районе. Базовая школа, предприятия не работают. Молодёжь учиться не может, работы нет. Куда деться? Идут в киоск за пивом…потом пьяные драки, нарушение закона, тюрьма.

Убивает нашу молодёжь мода, пришедшая с Запада:

- модели, наши девушки, изнуряют себя диетами, подражая звёздам (Приложение 2)[6];

- губит пиво. Нравственная составляющая проблемы очевидна. Любой нормальный человек сегодня поддержит решение, что детям нельзя продавать алкогольные напитки. Но проблема настолько комплексная, что решить её можно только с участием всех, - говорит министр торговли, питания и услуг свердловской области Вера Соловьёва[7];

- развращённость ведет к сдвигам в нравственном сознании девушек (и парней, которые не хотят жениться на девушке: «Зачем мне маяться?»);

- а «Сколково» - российская Кремниевая долина или иллюзия Гоголевского Манилова?

Это еще не городок, а чистое поле, городок будет построен через 2-3 года, а получается, что на виртуальный проект выделяются реальные деньги – 24-25 млрд рублей! Здесь будут изобретать под руководством иностранных ученых прграммы по распознанию речи, батарейки с десятилетним сроком службы (как электросберегающие лампочки).

Препараты, замедляющие старение – не ясно, какая польза от нового научного центра. Что, деньги деть некуда? А не лучше ли употребить их на беспризорных детей?

- а ЕГЭ лучше ли экзамена?

Сколько платят за шпаргалку.

В общем, жизнь молодежи не стала лучше и веселей, в том числе и досуг.

 

Социология образования

Социология образования изучает образовательную структуру как социальный институт, анализирует ее взаимодействие с обществом.

Социология образования возникла в начале ХХ века. Изучение такого важного вопроса начинали Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Талкотт Парсонс. Отправными точками для изучения этой отрасли стали концепции социальной стратификации, разделения труда, социализации личности.

В России развитие социологии образования, как и социологии в целом, шло непростым путем. Начиная с 1917 года, социология развивалась очень активно, в российских исследованиях был ярко выражен социологический подход к образованию. В 30-е годы стали закрывать исследования, в том числе и по образовательным вопросам. Образование стало рассматриваться в качестве обособленной системы, вне каких-либо значимых взаимосвязей с обществом. Это не только на много лет замедлило развитие теории, но и нанесло урон практике. Сейчас в России уже достаточно широкая сеть исследовательских центров, разрабатывающих программы решения проблем социологии образования, в которую все более активно включаются и педагогические вузы России.

Со временем начинают возникать новые условия, которые меняют не только роль образования в обществе, но ещё и его цели, задачи и содержание.

Еще много веков назад образование и школа должны были выполнять не только обучающую функцию, но и становиться источником совершенствования и гармонизации общества и отдельных индивидов. Но сегодня этого уже недостаточно. Глобальные проблемы со всей остротой поставили перед человечеством вопрос выживания, сохранения жизни на Земле. Разрешение его возможно лишь посредством рассмотрения в единой связи Человека - Общества - Природы - Космоса.

Каждое общество, если оно думает о своем будущем, должно знать, что положительные изменения в системе образования вызывают своего рода "цепную реакцию" прогрессивных сдвигов в самых разных сферах общественной жизни, и наоборот: негативные изменения в образовании имеют тенденцию репродуцирования и ведут к регрессу общества.

Очевидно, что для того, чтобы выявить эффективность, действенность образования с точки зрения социологии, необходима оценка данного социального института, во-первых, с позиций тех людей, которые учатся или повышают свой уровень общеобразовательных и профессиональных знаний. Во- вторых, очень важно оценить социальную позицию, цель, установки и ориентации тех, кто обучает, т.е. всех тех, кто в силу своего профессионального положения обеспечивает воспроизводство, трансляцию и усвоение знаний. В-третьих, это оценка тех, кто является потребителем продукции общей и профессиональной школы, кто получает в виде выпускников учебных заведений молодых людей, претендующих на соответствие потребностям национального хозяйства. И, наконец, это нормативная база, на которую опирается общество при эффективности образования, когда сравниваются реальные и декларируемые показатели его функционирования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: