Повесть Н. В. Гоголя «Портрет»




Глава 3

 

Повесть Н. В. Гоголя «Портрет» была впервые опубликована в 1835 году в сборнике «Арабески». Ободренный успехом «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Гоголь собрал статьи по искусству («Скульптура, живопись и музыка», «Несколько слов о Пушкине», «Об архитектуре нынешнего времени»), лекции и статьи по истории, размышления об исторических лицах и напечатал их вместе с повестью «Портрет», выразив в предисловии к сборнику надежду на великодушие читателя: «Признаюсь, некоторых пьес я бы, может быть, не допустил вовсе в это собрание, если бы издавал его годом прежде, когда я был более строг к своим старым трудам. Но, вместо того, чтобы строго судить прошедшее, гораздо лучше быть неумолимым к своим занятиям настоящим. Истреблять прежде написанное нами, кажется, так же несправедливо, как позабыть минувшие дни своей юности. Притом, если сочинение заключает в себе две, три еще не сказанные истины, то уже автор не вправе скрывать его от читателя, и за две, три верные мысли можно простить несовершенство целого»[1].

Уже в этом предисловии можно почувствовать наставительный тон Гоголя, его желание поучать и бережное внимание к собственной личности, столь отличающие его от Пушкина. Впрочем, успех «Пиковой дамы», может быть, и побудил Гоголя рассказать историю о человеке, которого погубила жажда золота, ведь «Портрет» был написан именно в 1834 году, когда все толковали о повести Пушкина. Гоголь рассматривает жизнь современного художника на фоне истории и искусства. Эта «рама» повести «Портрет» очень важна для того, чтобы понять, как писатель разделяет суету и вечность, как ищет истинный смысл человеческой жизни и определяет назначение искусства.

После выхода «Арабесок» один из самых значительных критиков 30—40-х годов XIX века В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести «Портрет»: «„Портрет" есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество юмористических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с нее портрет, и которая бранит балы и восхищается природою,— и вы не откажете в достоинстве и этой повести. Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия»[2].

Уехав из России после скандала, связанного с премьерой «Ревизора», Гоголь находит пристанище в Италии. Он живет в Риме, окруженный великими произведениями искусства разных времен, часто встречаясь с русскими художниками, которые, закончив петербургскую Академию художеств с медалью, получали пенсию для совершенствования своего искусства в Италии и потому звались пенсионерами. В кругу русских художников Гоголя особенно привлекал Александр Иванов, который писал в то время картину «Явление Христа народу». Художник делал множество этюдов с натуры, бесконечно менял позы героев своей картины и цвет, озаряющий все происходящее. Критика В. Г. Белинского и неустанная работа А. Иванова побудили Гоголя пересмотреть свое отношение к повести «Портрет» и переделать ее. К 1841 году эта работа была закончена. Изменилась фамилия главного героя: раньше его звали Чертков, что подчеркивало связь с нечистой силой. Гоголь также исключил из повести сцены мистических, необъяснимых появлений портрета и заказчиков. Прояснился слог повести, были развернуты реалистические характеристики второстепенных персонажей: Никиты, профессора, хозяина дома, квартального, дам-заказчиц. В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна. Во второй редакции исчезает портрет, который опять пошел гулять по свету. Как эти изменения влияют на смысл повести?

 

Вопросы и задания после чтения повести

 

1. Чем встревожила вас повесть Гоголя «Портрет»?

2. Как Гоголь относится к аристократам, купцам, простолюдинам?

3. Каков облик Чарткова в его каморке на Васильевском острове и в апартаментах на Невском проспекте?

4. Как вы представляете себе Чарткова в момент, когда он дорисовывает Психею и когда уничтожает полотна талантливых художников?

5. Как бы вы озаглавили первую и вторую части повести? Прав ли, на ваш взгляд, В. Г. Белинский, говоря, что вторая часть — «приделка», которая «решительно ничего не стоит»?

6. В чем смысл эпитета и сравнения, использованных автором: «В нем (свертке.— В. М.) были червонцы, все до одного новые, жаркие, как огонь»?

7. Что, по Гоголю, губит и что спасает талант художника?

 

Вопросы для анализа повести

Часть 1

 

1. Чем был недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукином дворе?

2. Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?

3. Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?

4. Зачем так подробно описана комната Чарткова?

5. Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем?

6. Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?

7. Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника?

8. Чем сон Чарткова с явлением старика и золота похож на видение Германна и в чем они отличны?

9. О каком рассказе А. П. Чехова заставляет вспомнить разговор хозяина дома с Чартковым?

10. Какое искусство нравится простому народу, судя по лавке на Щукином дворе и рассуждениям квартального и хозяина? Почему Гоголь иронизирует над любителями парадного искусства?

11. Прав ли Чартков, когда думает, что портрет имеет «тайную связь с его судьбою»?

12. Какие возможности дает Чарткову неожиданно найденный клад и как он его использует?

13. Почему богатство возбуждает в Чарткове желание славы?

14. Почему мы узнаем имя и отчество Чарткова из газетной заметки?

15. Над чем смеется Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?

16. Почему работа над портретом «завлекла» Чарткова? Что и почему ложно в портрете девушки-аристократки?

17. Почему Чартков вернулся к этюду Психеи?

18. Чем смешны претензии заказчиков?

19. Почему в портретах, которые пишет Чартков, сходство уступает благообразию?

20. Почему «золото сделалось... страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью» Чарткова?

21. Чем отличается русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и о какой картине идет речь?

22. «Какая неизмеримая пропасть существует между созданьем и простой копией с природы», между подлинным искусством и ремеслом?

23. Почему потрясение от совершенной картины превращается в Чарткове в «зависть и бешенство», почему он уничтожает талантливые произведения искусства?

24. Отчего Чартков впал в «безнадежное сумасшествие» и умер?

Часть 2

 

1. Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией?

2. Почему ростовщики необходимы «несчастному осадку человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?

3. Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?

4. Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?

5. Зачем «ужасный» ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?

6. Какие несчастья принес художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?

7. Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? В чем связь этих советов с Нагорной проповедью Христа?

8. В чем значение искусства и почему «талант... чище всех должен быть душою»? В чем отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: «Гений и злодейство — две вещи несовместные»?

9. Почему художник завещает сыну истребить портрет ростовщика и отчего этого не удается сделать?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: