Основные органы ООН и их роль в обеспечении международной безопасности




К настоящему моменту сформировалась устойчивая структура ООН, которая включает в себя главные органы:

Ø Генеральную Ассамблею ООН,

Ø Совет Безопасности ООН,

Ø Экономический и Социальный Совет ООН,

Ø Совет по опеке ООН,

Ø Международный Суд ООН,

Ø Секретариат ООН.

В систему также включаются и специализированные учреждения:

Ø Международный валютный фонд,

Ø Международный банк реконструкции и развития,

Ø Международная финансовая корпорация,

Ø Международная ассоциация развития,

Ø Международная морская организация,

Ø Международная организация гражданской авиации,

Ø Международная организация труда,

Ø Международный союз электросвязи,

Ø Всемирный почтовый союз,

Ø Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры,

Ø Всемирная организация здравоохранения,

Ø Всемирная организация интеллектуальной собственности,

Ø Организация Объединенных Наций по промышленному развитию,

Ø Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций,

Ø Всемирная метеорологическая организация,

Ø Международный фонд сельскохозяйственного развития,

Ø Международное агентство по атомной энергии.

 

В иерархии органов ООН главенствующее место занимает Генеральная Ассамблея, которая состоит из представителей всех государств — членов Организации и играет роль своего рода парламента.

Другим значительным центром ООН является Совет Безопасности, состоящий из 5 постоянных (США, Россия, Великобритания, Франция и Китай) и 10 непостоянных, избирающихся Генеральной Ассамблеей сроком на 2 года, членов. Обе структуры играют ключевую роль в обеспечении международной безопасности.

Генеральная Ассамблея ООН обладает широкими полномочиями в области поддержания международного мира и безопасности. В соответствии с Уставом она может обсуждать любые вопросы или дела, в том числе относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН, и, за исключением ст. 12, давать рекомендации членам ООН и (или) Совету Безопасности ООН по любым таким вопросам и делам.

Генеральная Ассамблея ООН уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и предлагать в отношении этих принципов рекомендации. Она также уполномочена обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед ней любыми государствами, в том числе государствами — членами и не членами ООН, или Советом Безопасности ООН, и делать в отношении любых таких вопросов рекомендации заинтересованному государству или государствам либо Совету Безопасности до и после обсуждения.

Однако любой такой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Генеральной Ассамблеей ООН Совету Безопасности до и после обсуждения. Генеральная Ассамблея ООН не может выдвигать рекомендации, касающиеся какого-либо спора или ситуации, когда Совет Безопасности выполняет по отношению к ним возложенные на него Уставом ООН функции, если сам Совет Безопасности не попросит об этом.

Генеральная Ассамблея рассматривает вопросы мира и безопасности в своем Первом Комитете (Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности) и в своем Четвертом комитете (Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации). Ассамблея оказала содействие развитию мирных отношений между государствами, приняв декларации о мире, мирном разрешении споров и международном сотрудничестве. В 1980 г. Ассамблея санкционировала учреждение в Сан-Хосе (Коста-Рика) Университета мира — специализированного международного института, который занимается научно-исследовательской и популяризаторской работой по вопросам, касающимся мира. День открытия своих очередных ежегодных сессий в сентябре Ассамблея провозгласила Международным днем мира.

Генеральная Ассамблея уполномочена в соответствии с Уставом ООН (ст. 11) рассматривать принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и давать рекомендации в отношении этих принципов. На современном этапе Ассамблея все более проявляет себя как центр согласованных действий государств, в том числе практических многосторонних акций в сфере международной безопасности. В 1976, 1982 и 1988 гг. Генеральная Ассамблея проводила специальные сессии по разоружению.

Ассамблея располагает двумя вспомогательными органами, занимающимися непосредственно вопросами разоружения.

Это Комитет по разоружению и международной безопасности (Первый комитет), который проводит ежегодные сессии и рассматривает стоящие на повестке дня Ассамблеи вопросы разоружения, и

Комиссия ООН по разоружению, представляющая собой специализированный совещательный орган, акцентирующий внимание на конкретных аспектах проблемы разоружения, например на создании зон, свободных от ядерного оружия.

Тесное сотрудничество с Генеральной Ассамблеей осуществляет Конференция по разоружению в Женеве — единственный многосторонний переговорный форум для выработки соглашений по разоружению. Этот орган, действующий строго на основе консенсуса, имеет ограниченное число членов (в настоящее время — 65 государств). Конференция по разоружению находится в уникальном положении по отношению к Генеральной Ассамблее. Она определяет свои правила, процедуры и вырабатывает собственную повестку дня, однако учитывает и рекомендации Ассамблеи и ежегодно представляет ей отчеты о своей работе. Генеральная Ассамблея рассматривает эти доклады и принимает специальную резолюцию, содержащую соответствующие рекомендации Конференции по разоружению.

Совет Безопасности ООН — главный постоянно действующий политический орган ООН, на который согласно Уставу ООН возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Согласно Уставу государства-члены обязаны подчиняться решениям Совета и выполнять их. Рекомендации других инстанций Организации не имеют той обязательной силы, которую имеют решения Совета Безопасности. Совет наделен широкими Полномочиями в деле мирного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и других нарушений мира и восстановления международного мира.

Когда спор ведет к вооруженному столкновению, то первая забота Совета — как можно скорее его прекратить. Совет может отдать распоряжения о прекращении огня, которые играют важную роль в недопущении расширения боевых действий. В порядке поддержки мирного процесса Совет может направлять в район конфликта военных наблюдателей или силы по поддержанию мира. На основании гл. VII Устава Совет полномочен принимать меры к обеспечению выполнения своих решений. Он может вводить эмбарго и экономические санкции или же санкционировать применение силы, чтобы обеспечить выполнение мандатов.

Согласно Уставу ООН только Совет Безопасности и никакой другой орган или должностное лицо ООН имеет право принимать решения о проведении операций с использованием вооруженных сил ООН, а равно решать вопросы, связанные с созданием и использованием вооруженных сил ООН, в частности такие, как определение задач и функций вооруженных сил, их состава и численности, структуры командования, сроков пребывания в районах операций, а также вопросы руководства операциями и определение порядка их финансирования. На основании той же гл. VII Советом были учреждены международные уголовные трибуналы для судебного преследования лиц, обвиняемых в серьезных нарушениях международного гуманитарного права, в том числе в геноциде.

Совет Безопасности в соответствии с Уставом ООН несет главную ответственность и за разработку планов создания системы регулирования вооружений, которые должны представляться членам ООН (ст. 26). Советом Безопасности были приняты важные постановления относительно общих принципов, определяющих проведение в жизнь программы разоружения.

Генеральный секретарь в соответствии с Уставом ООН имеет право доводить до сведения Совета Безопасности любые допросы, которые, как представляется, угрожают международному миру и безопасности. Он играет одну из центральных ролей в миротворчестве как лично, так и путем направления специальных посланников или миссий для решения конкретных задач, например проведения переговоров или установления фактов.

Для содействия разрешению споров Генеральный секретарь может оказывать «добрые услуги» в виде посредничества или прибегать к «превентивной дипломатии». Беспристрастность Генерального секретаря — одно из главных преимуществ ООН. Во многих случаях Генеральный секретарь способствовал отведению угрозы миру или достижению мирного соглашения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: