после окончания «холодной войны»




Новый политический климат, возникший в результате окончания «холодной войны», способствовал увеличению числа операций ООН по поддержанию мира (ОПМ), привел к возникновению так называемых ОПМ второго поколения. Поскольку новые конфликты возникали зачастую внутри отдельных государств, а не между государствами, как это бывало ранее, ООН пришлось иметь дело с гражданскими войнами, отделением или расчленением государств, столкновениями на этнической или религиозной основе. В таких случаях военные задачи дополнялись мерами по усилению институтов политического участия, защите прав человека, организации выборов и содействию экономическому и социальному развитию.

31 января 1992 г. Совет Безопасности, впервые в истории состоявшийся на уровне глав государств и правительств, поручил Генеральному секретарю разработать рекомендации относительно усиления влияния ООН в сфере превентивной дипломатии, миротворчества и поддержания мира. В июне того же года Бутрос Бутрос-Гали [2] представил государствам-членам свой доклад «Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира». В нем было Предложено создать систему раннего предупреждения о возникновении угрозы миру, ввести превентивное развертывание сил ООН на территориях потенциальных конфликтов, не дожидаясь начала военных действий; отмечена целесообразность более активного привлечения региональных организаций к сотрудничеству в превентивной дипломатии, миротворчестве и поддержании мира. В докладе впервые вводилось понятие постконфликтного миростроительства (peacebuilding), т.е. действия, направленного на идентификацию и поддержку соответствующих структур, способствующих укреплению мира во избежание повторения конфликта.

В 2000 г. седьмой Генеральный секретарь Кофи Аннан создал Группу высокого уровня из международных экспертов в сфере превентивной дипломатии и миротворчества, которая представила «Доклад Группы по операциям Организации Объединенных Наций в пользу мира», известный также как «Доклад Брахими» по имени руководителя Группы. В докладе на основе оценки и анализа деятельности ООН в сфере миротворчества главными условиями комплексных операций в пользу мира названы политическая поддержка, быстрое развертывание мощных по своей конфигурации сил и надежная стратегия миростроительства. Авторы подчеркивали, что в связи с невозможностью для ООН реагировать на все конфликты необходимо создать более эффективную систему долговременного предотвращения конфликтов.

В 2001 г. Кофи Аннан представил Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности доклад о предотвращении вооруженных конфликтов, в котором предложил укреплять сотрудничество между ООН, региональными организациями, неправительственными организациями и гражданским обществом в деле предотвращения конфликтов, разработать совместно с региональными партнерами ООН превентивные стратегии по предотвращению конфликтов, подчеркнув необходимость перехода от «культуры реагирования» к «культуре предотвращения».

В конце 2005 г. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности приняли резолюцию о создании Комиссии по миростроительству (Peacebuilding Commission), нового межправительственного консультативного органа для оказания помощи в восстановлении постконфликтных государств. Был учрежден постоянный добровольный Фонд миростроительства с уставным капиталом в размере 250 млн долл., управляет которым Программа развития ООН,

В области процессов разоружения в 1998 г. Генеральный секретарь К. Аннан в целях продвижения разоруженческой повестки дня реорганизовал существовавший прежде Центр по вопросам разоружения в Департамент по вопросам разоружения и регулирования вооружений во главе с заместителем Генерального секретаря ООН.

Но расхождения в подходах ядерных и неядерных государств заблокировали многосторонние переговоры на Конференции по разоружению 1997 г. и оказали негативное влияние на другие Многосторонние переговоры в этой сфере. Государства Движения неприсоединения считают, что главной темой переговоров должны стать вопросы ядерного разоружения, а именно ликвидации ядерного оружия в определенных временных рамках. Большинство ядерных держав полагают, что для начала переговоров по ядерному разоружению необходимо, чтобы созрели объективные условия, поэтому целесообразнее сосредоточиться на переговорах по запрещению производства расщепляющихся материалов для ядерного оружия как конкретного вклада в ядерное разоружение. Таким образом, в течение 10 лет Конференция по разоружению не может принять программу своей работы и учредить вспомогательный орган по ядерному разоружению.

Новый импульс реформированию деятельности ООН в сфере международной безопасности был дан восьмым Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном, вступившим в должность 1 января 2007 г. Он начал свою деятельность с укрепления потенциала ООН в сфере миротворческой активности и разоружения.

В направленном в феврале 2007 г. в Генеральную Ассамблею письме Генеральный секретарь предложил реорганизовать Департамент операций по поддержанию мира и создать на его основе два департамента — миротворческих операций и полевой поддержки. В качестве аргумента приведены данные о том, что количество миротворческих операций, осуществляемых Организацией, достигло рекордно высокого уровня при численности персонала на местах почти в 100 тыс. человек, причем ожидается дальнейшее его увеличение. В 2006 г., например, ООН вела переговоры более чем со 100 странами, предоставляющими войска, перевезла воздушным транспортом более 800 тыс. человек и 160 тыс. т грузов. Поэтому, по мнению Генерального секретаря, реализация его предложений будет способствовать улучшению планирования, повышению эффективности и оперативности миротворческой деятельности ООН.

С целью придания нового импульса усилиям ООН в области разоружения и нераспространения, укрепления институциональной базы и механизмов управления Пан Ги Мун предложил создать Управление по вопросам разоружения на базе упраздняемого Департамента по вопросам разоружения, возглавлять которое будет Высокий представитель (High Representative for Disarmament Affairs), для повышения степени гибкости и взаимодействия с Генеральным секретарем. Новое Управление будет напрямую подчиняться Генеральному секретарю.

20 февраля 2007 г. Совет Безопасности ООН провел открытые прения, посвященные необходимости реформирования сектора безопасности в ходе миротворческой деятельности. Пан Ги Мун отметил четыре урока, которые извлекла ООН из своего участия в реформировании сектора безопасности.

1. Поскольку безопасность является необходимым условием постконфликтного миростроительства, ООН следует немедленно приступать к реализации программ по разоружению и демобилизации комбатантов[3].

2. Обеспечение безопасности должно сопровождаться мирными преобразованиями.

3. В постконфликтном государстве необходимо создать сильные полицейские и другие силовые структуры.

4. Деятельность по укреплению сектора безопасности должна координироваться всеми органами системы ООН с привлечением международных финансовых институтов.

16 марта 2007 г. Генеральная Ассамблея ООН поддержала предложения Пан Ги Муна, приняв консенсусом две резолюции — «Укрепление потенциала Организации в области миротворческих операций» и «Укрепление потенциала Организации в содействии осуществлению повестки дня в области разоружения». 16 марта 2007 г. Генеральная Ассамблея ООН поддержала предложения Пан Ги Муна, приняв консенсусом две резолюции «Укрепление потенциала Организации в области миротворческих операций» и «Укрепление потенциала Организации в содействии осуществлению повестки дня в области разоружения». При этом Генеральная Ассамблея оговорила необходимость согласования всех деталей новых предложений через межправительственные механизмы. Кроме того, указанные инициативы были неоднозначно встречены государствами — членами ООН. Так, реформы приведут к дополнительным расходам, целесообразность которых неочевидна. Ожидается перераспределение политических функций между Департаментом операций по поддержанию мира и Департаментом по политическим вопросам, а это воспринимается с настороженностью. Что касается Управления по разоружению, то преобразование в него соответствующего департамента рассматривается многими как свидетельство снижения внимания к этому направлению.

Таким образом, ООН является основной моделью для организации peгиональных систем и соглашений в области безопасности, так как они должны четко следовать принципам Организации Объединенных Наций, а их деятельность должна быть совместима с Уставом ООН. Не случайно любое новое региональное соглашение должно быть зарегистрировано в ООН.

С 5 октября 2016 года на должность Генсека ООН был избран Антониу Гутерреш.


[1] Потребовались века на то, чтобы мечта родоначальников идеи международного права воплотилась в реальность. Ф. де Витториа в 1532 г. писал, что нормы права наций должны выводиться из «согласия большей части всего мира, прежде всего во имя общего блага всех».

[2] египетский дипломат, 6-й Генеральный секретарь ООН с 1992 по 1996 год

[3] Комбата́нт (от фр. Combatant — сражающийся) — лицо, принимающее непосредственное участие в боевых действиях в составе вооруженных сил одной из сторон международного вооруженного конфликта и имеющее в этом качестве особый юридический статус



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: