Рабочая программа дисциплины (модуля)
________ (Введение в специальность Теоретико-профессиональный модуль)____
(Наименование дисциплины (модуля)
Направление подготовки
_______________031300 – Журналистика___________________________________
(Указывается код и наименование направления подготовки)
Профиль подготовки
_________________________________________________________________
(Указывается наименование профиля подготовки)
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
______________________________
(очная)
Иваново – 2011
Цели освоения дисциплины
Цель курса – дать первокурсникам общеориентирующее представление о специфике журналистской профессии, модели личности журналиста, системе журналистского образования, формах учебной деятельности, культуре умственного труда, методах самовоспитания и развития творческой личности. Задачи курса: познакомить студентов с журналистской профессией, ее историей, современным состоянием и перспективами, показать её роль в обществе, специфику в ряду других профессий, охарактеризовать достоинства и трудности, требования к журналистам; дать представление о структуре личности журналиста в совокупности профессионально-творческих и социально- психологических качеств, сориентировать в имеющейся литературе по самовоспитанию и развитию творческой личности; познакомить с историей и системой современного журналистского образования в России и за рубежом.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина относится кпрофессиональному циклу Б.3 (базовая часть), теоретико-профессиональному модулю.
В системе дисциплин профессионального цикла курс «Введение в специальность» является начальным, знакомящим студентов с самыми общими представлениями о профессии, которые в дальнейшем развиваются так или иначе во всех профессиональных дисциплинах, особенно в курсах «Введение в профессию», «Основы теории журналистики», «Основы журналистской деятельности», «История отечественной журналистики», «Психология журналистики», дисциплинах начальной профилизации, занятиях в профессиональных творческих студиях. Знания, которые студенты получают из данного курса относительно форм самовоспитания и развития творческой личности необходимы для освоения всех дисциплин образовательной программы и видов работы в процессе дальнейшего освоения профессии в период вузовского обучения. Вместе с тем для успешного восприятия курса студент-первокурсник должен обладать определенным набором компетенций, полученных в средней общеобразовательной школе – прежде всего на занятиях по обществознанию.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) ___«Введение в специальность».
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважения к человеческой личности, толерантность к другой культуре, способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности (по ФГОС: ОК-6); способность видеть и реализовывать перспективы своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмыслению своего социального и профессионального опыта(ОК-8); понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9); способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности (ОК-10); готовность и способность работать в коллективе, творческой команде (ОК-11); понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, её базовых характеристик, социальной роли журналиста, представление о качествах личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4); ориентация в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и работы журналиста (ПК-17); знание базовых принципов формирования организационной структуры современной редакции (редакционного комплекса), основных функций сотрудников различного должностного статуса (ПК-19); осведомленность о базовых отечественных и зарубежных профессиональных стандартах работы журналиста (ПК-22).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: истоки, сущность и специфику журналистской профессии, важнейшие социальные роли журналиста, особенности необходимых личностных и профессиональных качеств журналиста;
Уметь: базироваться на этих знаниях в своей учебной и профессиональной работе;
Владеть: первичными навыками профессиональной деятельности.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) __«Введение в специальность»_____________________________
Общая трудоемкость дисциплины составляет ___2____ зачетные единицы, __36____ часов.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практ. занятия | Лаборат. занятия | Самост. работа | |||||
Журналист в структуре журналистики. Предмет и задачи курса | Собеседование (3-я н.) | |||||||
Становление журналистской профессии | Собеседование (4-я н.) | |||||||
Специфика журналистской профессии | Собеседование, тестирование, рецензирование эссе (5-6-ые н.) | |||||||
Личность журналиста | Самотестирование, рецензирование письменных сообщений (7-8-ые н.) | |||||||
Основы журналистского мастерства | Терминологический диктант (9-11-ые н.) | |||||||
Редакции и иные профессионально-творческие объединения | Рецензирование письменных сообщений (12-13-ые н.) | |||||||
Журналистские принципы. Основы профессиональной этики | Собеседование, тестирование (14-я н.) | |||||||
Журналистское образование | Терминологический диктант, тестирование (15-17-ые н.) | |||||||
ИТОГО: |