Образовательные технологии




(Характеризуются в изложении планов проведения практических занятий)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 3. Специфика журналистской профессии (4 часа).

В течение двух первых часов студенты непосредственно в аудитории пишут эссе на тему: «Моя будущая профессия (Интервью с самим собой)» («Почему я решил стать журналистом» и т.п.). На втором занятии проводится разбор работ. При оценке учитываются знание предмета, наличие убедительных примеров и аргументов при освещении темы, оригинальность подхода и исполнения, уровень владения нормативной грамматикой и стилистикой.

Тема 4. Личность журналиста. (4 часа).

С опорой на книгу Л.Г. Свитич составляются схемы сходств и различий в профессиях журналиста и ученого (политика, юриста, педагога, священника и т. д.). Однако в основе занятий – рефераты, в которых студенты характеризуют самых ярких создателей журналистской продукции, творческих индивидуальностях. В избранных СМИ докладчики находят тех, кто определяет лицо издания (канала), и, не увлекаясь биографическими данными, опираясь на конкретные медиатексты, готовят 5-10 минутный портрет, соотнося своего героя с наиболее существенными журналистскими качествами. Приветствуются личные беседы с журналистами, воспроизведение их мнений об особенностях профессии. В результате воссоздается идеальная модель, с которой соотносятся реальные лица. Тема занятия побуждает к спорам, и не исключается, что она выльется в диспут.

Тема 5. Основы журналистского мастерства (2 часа).

Обсуждаются (в том числе с использованием схемы различий журналистики и искусства) понятия «ремесло», «мастерство» и «творчество», определения которых отыскиваются в справочной литературе. В основном же занятие проводится в форме мастер-класса: с основами журналистского мастерства студентов знакомит приглашенный журналист-практик. Особенно ценятся вопросы, задаваемые слушателями, их подготовленность к решению профессиональных задач и любознательность, а также навыки интервьюирования.

Тема 6. Редакции и иные профессионально-творческие объединения (2 часа).

Несколько представителей одного из городских СМИ знакомят студентов со структурой своей редакции, распределением обязанностей, системой управления. Финальная часть занятия организуется как пресс-конференция, в ходе которой слушатели должны проявить свою заинтересованность, компетентность, остроту мышления.

Тема 7. Журналистские принципы. Основы профессиональной этики (4 часа).

Первое из двух занятий по данной теме представляет собой обсуждение положения журналистов в обществе, требований к ним, предъявляемым извне и (или) внутренне выработанным. На втором занятии разбираются конкретные ситуации, связанные с возможными нарушениями профессиональной этики. В результате, как правило, возникают дискуссии, разрешить которые помогает не только преподаватель, но и приглашенный для подведения итогов эксперт.

Цикл выполненных студентом заданий составляет начальные материалы собираемого в рамках освоения теоретико-профессионального модуля портфолио.

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ

 

1. Журналист в структуре журналистики.

2. Пражурналистские явления.

3. Журналистика как ремесло и как творчество.

4. Журналистика и искусство.

5. Журналистика и общественная деятельность.

6. Журналистские качества.

7. Универсальное и специальное в профессии.

8. Авторская деятельность: мастерство журналиста в сборе и обработке информации.

9. Другие виды журналистской деятельности: общая характеристика.

10. Особенности журналистского текста.

11. Редакция СМИ: распределение функций.

12. Явление фриланса.

13. Профессионально-творческие объединения журналистов.

14. Права и обязанности журналиста.

15. Принципы профессиональной этики.

16. История профессионального образования.

17. Концепции и практика профильного медиаобразования.

18. Становление массового медиаобразования.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЗНАЧЕНИЯ КОТОРЫХ СТУДЕНТУ

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ КУРСА

ГЛОССАРИЙ

а

Авторская деятельность в журналистике – определение актуальных тем, сбор и проверка информации, создание текстов в разных форматах и жанрах.

в

Виды деятельности журналиста – разные стороны профессии: информирование, творчество, организационно-общественные акции.

г

Гонорар − денежное вознаграждение, получаемое за обнародованное произведение.

ж

Журнализм – обозначение журналистской профессии в узком значении этого слова, важнейший элемент структуры журналистики;

журналистика − социально-ориентированная массово-информационная творческая деятельность;

журналистское произведение – массово распространяемый информационный, аналитический или публицистический текст.

З

Законодательство о СМИ − совокупность постановлений, определяющих, в частности, права и обязанности журналиста.

м

Мастерство − профессиональная выучка и ее квалифицированная реализация;

медиаобразование массовое – просвещение населения относительно общих механизмов действия mass-media и подготовка его к творческому использованию полученных медианавыков;

медиаобразование профильное – система специальной подготовки к профессиональной деятельности в области СМИ.

о

Образовательный стандарт –совокупность обязательных требований по подготовке профессионалов в той или иной сфере;

организационно-управленческая деятельность в журналистике – участие в рекламном продвижении медиапродукта на информационном рынке, руководство отдельными подразделениями или всей редакцией в целом;

организация − продуманное устройство, внутренний порядок.

п

Пражурнализм – устные и письменные информационные сообщения, бытовавшие до изобретения печатного станка;

проектно-аналитическая деятельность в журналистике – участие в разработке и корректировке концепции и модели СМИ, в программировании, текущем планировании деятельности редакции и анализе результатов работы;

производственно-технологическая деятельность в журналистике – участие в процессе выпуска издания, теле- радиопрограммы, интернет-СМИ на базе современных технологий;

профессиональные обязанности журналиста − задачи, которые должен выполнять работник СМИ;

профессия – постоянное занятие человека, требующее наличия у него характерных качеств, знаний и умений, позволяющих на достаточном уровне выполнять определенные рабочие функции;

психологические качества журналиста − эмоциональные и умственные способности, необходимые для выполнения специфических профессиональных задач;

р

Редакторская деятельность в журналистике – отбор текстов для публикации, приведение их в соответствие с языковыми нормами, профессиональными стандартами и форматами, компоновка ретранслируемой информации;

редакционные акции – маркетинговые, либо социальные коллективные действия журналистов, представляющие собой прямое вмешательство в жизненные процессы;

редакция − коллектив, который образуется с целью создания и распространения массовой информации;

ремесло – труд, основанный на воспроизводстве стандартных операций.

с

Социально-организаторская деятельность в журналистике – привлечение к сотрудничеству со СМИ отдельных лиц и организаций, работа с редакционной почтой; организация редакционных акций, а также интерактивного общения с аудиторией;

Союз журналистов – общественная организация, ставящая своей целью творческое развитие и защиту прав работников СМИ и внештатных корреспондентов;

субъект СМИ − производитель журналистских текстов.

т

Творчество − деятельность, предполагающая самостоятельное создание чего-либо оригинального.

ф

Фриланс − выполнение творческим работником, не входящим в редакционный штат, заказов в режиме удаленной деятельности, иногда неполной занятости.

э

Этические принципы − система норм нравственного поведения.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

 

В течение семестра и непосредственно перед зачетом для всех студентов проводится ряд общих консультаций по курсу. На них высказываются методические рекомендации о том, в каких последовательности и формах следует работать, изучая дисциплину «Введение в специальность», а также даются разъяснения по наиболее сложным вопросам.

Студенты, обучающиеся на коммерческой основе, и иностранные учащиеся имеют, помимо того, возможности дополнительной подготовки. На индивидуальных занятиях, проводимых в форме собеседований (с использованием контрольных вопросов и тестов, перечень которых можно найти ниже), преподаватель способен вносить конкретные коррективы в обучение каждого и одновременно осуществлять контроль над усвоением основных положений курса. Тематически индивидуальные занятия сосредоточены на наиболее существенных вопросах теоретического курса – таких, как «Журналистика как ремесло и как творчество»; «Универсальное и специальное в профессии»; «Принципы профессиональной этики».

В зависимости от особенностей конкретной аудитории и реальных возможностей почасовой работы преподавателя круг обсуждаемых проблем может увеличиваться, либо, наоборот, сокращаться.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: