Тема: Жанровые разновидности литературных произведений. Особенности работы над художественными произведениями разных жанров.




1. Методика работы над эпическими, лирическими, драматическими произведениями в начальных классах. Лекция – беседа.

Сказка - это художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного и фантастического. Различают сказки о животных, волшебные, бытовые, смешанного типа, кумулятивные (Примеры из учебников).

- В чем отличие авторской сказки от народной? (В авторской сказке один вариант, а в народной их несколько)

- Почему сказки нравятся детям?

Глубоко был прав КД. Ушинский, называя сказки «первыми блестящими попытками народной педагогики». Наилучшим способом сказки отвечают запросам детей, так как их захватывает острый динамичный сюжет, необычность обстановки, их привлекают герои смелые, сильные, находчивые.

Значение сказок:

1. Сказки развивают оценочные суждения (за что наказывают, а за что поощряют);

2. Сказка несёт большой потенциал положительных нравоучений (За добро платят добром. Труд вознаграждается, а лень наказывается, осуждается.);

3. Сказки выполняют познавательную функцию (Раскрывают быт, труд разных народов.);

4. Сказки развивают связную речь учащихся.

Особенности построения сказки:

1. Сказка строится по принципу цепной композиции (зачин, основная часть с кульминацией, концовка), характерны троекратные повторы (одно событие повторяется 3 раза), наличие присказки (Ее цель – подготовить аудиторию к слушанию);

2. Часто встречаются в сказке малые жанры УНТ-песенки, прибаутки, загадки;

3. Язык сказки лаконичен (краткость и четкость изложения), выразителен и ритмичен, благодаря чему создаётся фантастический мир сказки; В сказках используются присловья – прозвища героев (Кочеток-золотой гребешок), постоянные эпитеты (красна девица, дворец белокаменный), гипербола (Иван-царевич 10 лет ищет молодильные яблоки) и т.д.

Особенности работы над сказкой:

1. Народные сказки как фольклорный жанр детям следует рассказывать, а литературная сказка должна быть прочитана;

2. Работу над сказкой следует вести как над реалистическим рассказом, не обсуждать аллегорический смысл сказки. «Пусть всё в сказке говорит само за себя», - В.Г. Белинский;

Приёмы работы над сказкой: п ересказ, чтение по ролям, выразительное чтение, соотнесение текста с иллюстрацией, составление характеристик и оценок героев, мысленное и графическое рисование картин, составление диафильма, составление плана, драматизация, составление сказок по аналогии.

3. При работе над сказкой проводится наблюдение над композицией (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке…». Для того чтобы дети почувствовали гармоничность слияния жизни людей и явлений природы, автор проводит параллель: с возрастанием требований старухи изменяется и море.); Необходимо концентрировать внимание на формулах: начала, продолжения, конца.

- Для чего в сказке введены троекратные повторы?

4.Ан ализ сказки.

Задача учителя при анализе сказки – помочь детям заметить формальные признаки данного жанра.

1. Сказки о животных. Необходимо схематично обозначить цепочку героев и связи событий, приведших к развязке сказки. При подготовке к чтению сказок о животных можно проводить беседу об их нравах и повадках. Если читаются сказки о природе, то можно использовать материал экскурсии (Одоевский «В гостях у дедушки Мороза», Ушинский «Проказы старухи зимы»). Возможно чтение сказки без предварительной подготовки;

2. Волшебные сказки. Специфика волшебных сказок состоит в том, что в них совершаются необычные превращения, главный герой переходит границу двух миров, перерождается в конце сказки. При их анализе необходимо выявлять направленность волшебных сил (Кому помогают волшебные силы? Почему?), дать характеристику героям, можно начертить схему путешествия героя в иной мир и обратно.

3. Бытовые сказки. Наиболее близки к повседневной жизни. Не всегда включают в себя чудеса. В ней происходит резкая смена точки зрения, относительно которой ведется повествование. Постоянные герои - бедные люди, однако они всегда одерживают верх над богатыми. Бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудес, благодаря уму, ловкости, смекалке, находчивости. При анализе таких сказок необходимо раскрывать достоинства нравственных человеческих качеств, удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика.

 

Басня - это небольшое произведение повествовательного рода в стихах или реже в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием.

В начальной школе изучают басни Эзопа, И.А. Крылова, Л.Н.Толстого, К.Д. Ушинского, А.Е.Измайлова, И.И.Хемницера.

Значение басни:

1. Осуществляет нравственное воспитание учащихся (уважительное отношение к труду, учит разбираться в человеческих характерах);

2. Лаконизм, меткость, народность языка чрезвычайно много дают для развития мышления и речи учащихся. Воспитывают наблюдательность, юмор, языковую культуру.

3. Учат бороться с недостатками: равнодушием, подхалимством, лицемерием, ленью, хвастовством, жадностью…

Особенности басни:

1. Короткий занимательный сюжет;

2.Наличие аллегории (иносказания) и морали (нравоучения);

3.Очень мало действующих лиц. Героями являются животные, вещи, растения, реже люди;

4.Доступный язык, мало описаний, много действия. Используются архаические слова и выражения. Много пословиц и поговорок;

5. Народность. Мысли выражаются ясно и просто.

6.Басни легко запоминаются.

Методика работы над басней:

1. Подготовка к восприятию:

а) вступительная беседа или рассказ о повадках животных с использованием предметных картинок,

б) рассказ учителя о баснописце,

в) викторина по прочитанным басням,

г) словарная работа;

2. Первичное чтение: чтение наизусть учителем или прослушивание записи в исполнении мастера слова;

3. Беседа по восприятию, словарная работа;

4. Повторное чтение басни учащимися;

5. Беседа по содержанию (композиция, мотивы поведения, главная мысль).

- Когда раскрывать аллегорию?

Существует 2 точки зрения.

Т.Г.Рамзаева, В.Г. Горецкий считают, что ребенок должен сначала уяснить конкретное содержание, должен эмоционально пережить его, а затем осмыслить мораль басни. Они предлагают работу по следующему плану:

а) восприятие конкретного содержания басни;

б) работа над композицией, структурой басни,

в) характеристика действующих персонажей, выявление мотивов поведения героев, наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка;

г) определение главной мысли басни,

д) раскрытие аллегории,

е) анализ морали басни, обсуждение позиции автора, связь с жизнью. «Кто подразумевается под действующими лицами? Каких людей осуждает автор? Какие слова помогают понять это? Встречали ли вы таких людей в жизни? Как вы к ним относитесь?»

Л.В.Занков начинает анализ басни с морали, аллегории, а потом обсуждает позицию автора, работает над содержанием самого текста. Только при этом условии возможно раскрыть перед детьми всю неповторимость языка и художественного мира басни, т.к. вся прелесть и состоит в том, что об известных моральных истинах говорится особым, образным языком.

6. Перечитывание басни и выполнение творческих заданий: чтение по ролям, драматизация, графическое иллюстрирование, выразительное чтение.

 

Стихотворение - это особый тип речи, своеобразная выразительная система, существенно отличающаяся от обиходной речи и художественной прозы (академик Л.И. Тимофеев).

Различают стихотворения эпические (С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», А.Твардовский «Рассказ танкиста»), лирические и драматические (не изучаются в начальной школе).

Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, то есть системы событий в их развитии. В центре эпических стихотворений стоят образы, раскрывая которые поэт показывает стороны жизни героя в то или иное время. При анализе раскрываются особенности действующих лиц, идеи произведения, его художественное своеобразие. Работа ведётся как над рассказом.

В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания героя, его чувства. Лирика делится на пейзажную, любовную (не изучаются в начальной школе), патриотическую. Значение. Стихотворения обогащают духовный мир ребёнка, учат видеть красоту в природе, в поступках людей, развивают поэтическую чуткость, радуют музыкальностью и яркостью родного языка.

Особенности. Д ля стихотворений присущи ритм, размеренность, которые создаются определённым повторением ударных и безударных слогов в словах.

Основной вид работы – подготовка к выразительному чтению и выразительное чтение.

1. Подготовка к восприятию. Цель данного этапа – создать представления, которые помогут правильно и ярко воспринять живописный образ стихотворения, вызвать настроение, созвучное выраженному в произведении.

2. Чтение и проверка восприятия. Не рекомендуется читать по частям, т.к. важно привлечь внимание к образам. Цель – обратить внимание на смысл выражений и их эмоциональный характер (С каким настроением автор описывает… Какие слова подтверждают это?).

3. Повторное чтение стихотворения по частям: отдельные детали раскрываются, анализируются – представляются все образы, из которых слагается воспринятая при первичном чтении картина. Обращается внимание не только на смысл выражений, но и на его эмоциональный характер.

4. Беседа синтетического характера. Цель – восстановить всю живописную картину, выявить отношение к ней автора, собственное отношение. Возможно словесное рисование картин.

5. Подготовка к выразительному чтению и выразительное чтение.

Знакомство с элементами интонации, составление партитуры чтения, многократное чтение вслух, заучивание наизусть по строфам или законченным отрывкам, коллективная декламация.

Итог – конкурс чтецов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: