Категории этики
1. добро и зло,
2. правда,
3. справедливость,
4. долг,
5. совесть,
6. ответственность,
7. достоинство и честь,
8. гуманизм,
К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.
1. Добро и зло
1) Понятия добра и зла
2) Добродетель, благо, доброта
3) Концепции происхождения добра и зла
Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.
Понятия добра и зла:
• являются обобщенными;
• обозначают диаметрально противоположные характеристики;
• выражают важнейшие установки морального сознания.
Формирование понятий добра и зла шло в процессе становления морали. Происходило осознание добра и зла как ценностей, не связанных с природными явлениями (которые могут быть полезными и вредными, но находятся вне категории морали).
Добро и зло являются характеристиками поступков, то есть действии, совершенных намеренно, свободно, соотнесенных с идеалом.
Содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственности:
• добро - то, что стремится к идеалу;
• зло - то, что отдаляется от идеала.
Добро — категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.
Смысловые различия в употреблении слова "добро".
Относительный смысл: хорошее, полезное для данного человека в данных обстоятельствах.
Абсолютный смысл: добро в абсолютном значении - это:
• выражение самоценного добра (не являющегося средством достижения цели);
• выражение положительного значения явления относительно высшей ценности (идеала).
Добро в абсолютном смысле является этическим понятием.
В обыденном сознании добро (благо) является результатом субъективной оценки человека.
В религиозном сознании добро, благо:
• является характеристикой мира;
• задано Богом, существует объективно;
• является самим Богом (высочайшим благом).
Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому.
Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т.д.
Зло — категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения.
Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло — фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антагонистическим устройством общества.
Виды зла.
Зло ассоциируется с разрушением, гибелью. Можно выделить следующие виды зла:
1. природное, естественное зло (стихийные силы, болезни и др.) не зависит от воли и деятельности человека;
2. социальное зло: является частью исторического процесса; рождается под влиянием деятельности людей; не может контролироваться человеком. Например, бунты, революции, войны являются результатом столкновения интересов и воли множества людей, являются стихийной силой, не подвластной воле индивида;
3. нравственное (моральное) зло, которое творится под воздействием:
* сознания человека;
* воли человека;
* морального выбора человека.
Виды морального зла, выраженные в человеческих пороках (нравственно отрицательных качествах):
• враждебность - активное зло, направленное на других людей, их жизнь и благополучие; сознательно причиняемый вред (насилие и т. п.), не являющийся средством обороны;
• распущенность - зло, направленное на себя, пороки человека (лень, обжорство и т. д.).
Распущенный человек:
• становится рабом своих страстей и тяги к удовольствиям;
• нарушает социокультурные запреты;
• не способен к деятельной любви к ближнему.
С категорией добра связано понятие добродетели — устойчивые нравственно положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок.
Добродетели:
• отражают разные стороны добра;
• воспитываются в людях.
Разным историческим эпохам, культурам, моральным системам были свойственны разные добродетели. Добродетель одной системы могла быть пороком в другой (стоическое бесстрастие с точки зрения христианства является пороком).
Добродетельный человек признает положительные нравственные принципы и требования, творит добро, поступая в соответствии с ними (добродеять — делать добро). Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. В Др. Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему).
При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность и т. п. оценивались и оцениваются положительно. Вот как описан в послесловии к роману Э.М.Ремарка "Тени в раю" своеобразный нравственный кодекс положительных героев. " Будь добр и мужествен; свято выполняй долг человеческого братства и солидарности, не проходи безучастно мимо чужого горя; терпящему бедствие приди на помощь даже в ущерб себе; будь верен в любви и дружбе, непримирим к подлости и беспощаден к негодяям; совершив достойный поступок, не пыжься и не гордись, не произноси громких фраз и благородных сентенций; будь равнодушен к богатству, власти, карьере и другим рычагам личного возвышения; не унижайся и не унижай, блюди честь и достоинство ".
Добродетели иногда связывают с определенным социальным положением личности. О воинских добродетеляхА.В.Суворов в наставлении писал: " 1. Добродетель, замыкающаяся в честности, которая одна тверда. Она: в сдержании слова, в безлукавствии и осторожности, в безмщении. 2. Солдату — бодрость, офицеру — храбрость, генералу — мужество ".
У средневековых рыцарей существовал целый культ "трудных добродетелей", среди которых на первом месте были храбрость и мужество, необходимые для защиты чести и достоинства. Рыцарь предпочитал скорее смерть, чем унижение.
Понятия "добро" и "благо" часто употребляют как синонимы. Благо — все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей. Это природные блага, духовные (познание, образование, предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает с благом (искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической катастрофы).
Доброта. Добрым можно назвать человека, творящего добро.
Доброта:
· выражается в жизни, практической деятельности людей;
· свойственна целостной личности (добрый человек добр и в поведении, и в мыслях);
· неэгоистична: добрый человек жертвует частными интересами ради блага других.
А. Швейцер: «Доброта должна стать действительной силой истории и провозгласить начало века гуманности. Только победа гуманистического мировосприятия над антигуманизмом позволит нам с надеждой смотреть в будущее ».
Добро обязательно бескорыстно, поэтому отношения взаимной полезности не могут считаться добром, поскольку основаны на эгоистических интересах. Добро основано на потребности человека дарить добро другим людям.
Добро и зло познаются только в единстве (добро через зло и наоборот). Для того чтобы быть деятельно добрым, человек должен узнать зло. Недостаточно изучать зло, чтобы постичь добро, злу необходимо сопротивляться. Добро получает значимость в противоположность злу, утверждается в противостоянии злу. Представления людей о добре и зле являются неоднозначными, могут менять полюса. В разных культурах различны нравственные оценки одних и тех же явлений, поступков. Нравственные представления меняются в процессе смены исторических эпох.
Традиционному патриархальному обществу были свойственны:
• воспроизведение образа жизни предков (отступление от традиций осуждалось);
• беспрекословное подчинение старшим;
• нетерпимость к инородцам, иноверцам, инакомыслящим и т. д.
В современном обществе многие добродетели прошлого считаются безнравственными. Добром, ценностью стали:
• становление новых идеалов, отказ от некоторых традиций;
• самостоятельность, свобода творчества, развитие индивидуальности человека;
Концепции происхождения добра и зла
1. Этический интеллектуализм (просветительская концепция). Зло связано с незнанием. Сократ и Просветители считали - достаточно усовершенствовать систему образования, как исчезнет и зло. Необходимо развивать интеллект, просвещение, совершенствовать науку.
2. Этический оптимизм. Зло - это маленький фрагмент мира, в котором все стремится к добру (стоики). Зло необходимо для утверждения добра. Все, что нам кажется как зло, в действительности служит порядку и красоте мира как целого. Мир как целое добр. Зло это временное испытание, служащее целям торжества справедливости и правды. (Плотин, Лейбниц).
3. Социальный детерминизм .Источник зла в социальных несовершенствах и несправедливости (марксизм). Причина зла - не в слабости интеллекта, а в плохих социальных условиях: нищета, плохое воспитание, тяжелые условия жизни - все это создает почву для совершения порочных поступков.
4. Теории психоанализа видят источник зла в природе человека, в сфере бессознательного (Шопенгауэр, Фрейд, Ницше, Фромм).
В каждом индивиде есть зачатки зла, которые подавляются культурой. Культура и мораль принадлежат сфере социальных требований, навязываемых индивиду, запрещающих ему реализовать свои бессознательные влечения и страсти и потому делающие его несчастным и психически больным. Человек по природе порочен. Культура и мораль накладывают жесткие запреты на поведение человека, выступая орудиями увеличения его агрессивности и деструктивности, которые не исчезают, но переносятся во внутренний мир, выступая источником страданий.
5. Антропологические теории (М. Бубер, М. Шелер, Э. Фромм) продолжают линию психоанализа. Зло фундаментальная и первичная характеристика человека, определяющую его наиболее глубокую, но тщательно скрываемую сущность. Добро и зло не воспринимаются человеком одновременно. Понятие о добре является вторичным, тогда как зло изначально и первично. Добро человек узнает только тогда, когда он уже пребывает во зле. Человек понимает, что такое добро, когда он уже совершил зло. Добро - это утраченное, но уже недоступное состояние. В самом человеке лежит источник зла. Все остальное зло в мире - это иллюзия. В душе человека есть демоническое начало, которое жаждет человека как женщина мужчину.
Правда и ложь
1) Понятие правды, истины,
2) Обман, хитрость, клевета, ханжество
3) Честность, доверие
1. Правда - высшая нравственная ценность. Правду можно понимать как:
1) образец жизни и отношений людей, которому необходимо следовать ради достижения гармонии в обществе;
2) высшую инстанцию, справедливость (высшая правда).
Высшая правда надэмпирична, противопоставляется правде жизни (сумма негативных примеров из жизни). " Жить по правде " - значит руководствоваться нравственным законом, совестью, Божьими заповедями. В межчеловеческом общении правда выражается в:
1) открытости, честности, доверии;
2) отзывчивости, взаимопомощи и т. п.;
3) бескорыстии, отсутствии эксплуатации.
Правду можно определить как адекватную характеристику ситуации, соответствие объективного положения дел и представлений человека о нем.
Правдивый человек тот, кто следует правде, освещает факты внешние и внутренние без искажений.
Правдивость лежит в основе любой добродетели (Монтень), морального отношения к другим людям. Она противостоит лжи. Правда связана с достоинством человека. Человек, уважающий самого себя, стыдится лгать.
Истина - это понятие, чаще употребляемое в теоретическом знании. Оно является общим для всех людей и выражает устоявшееся представление о законах, характерных для разных сфер действительности (науки и т. д.).
Истине противостоят заблуждение (непреднамеренное искажение истины) и новые истины (гипотезы).
В отличие от истины у каждого есть своя правда - частная позиция человека, отражающая личную точку зрения. Правда - индивидуально-личностна, основана на практическом интересе, потребностях человека, имеет эмоциональный характер.
Частной правде человека противостоит правда других людей, которая может быть диаметрально противоположной и пониматься как несправедливость, ложь, агрессия.
"Общая правда" достигается путем:
1) признания ценности других людей, их прав, достоинства, мнений;
2) согласия, понимания, взаимной готовности к компромиссу;
3) правдивости.
Утверждение правды не должно унижать достоинство другого человека, утверждать превосходство одного из собеседников.
2. Ложь, обманиспользуются людьми для достижения:
1) практической выгоды, благ;
2) профессионального успеха;
3) социального положения и др.
Обман- это намеренное:
1) искажение действительности, выдаваемое за правду;
2) обещание благ и пр., которое не будет выполнено.
Хитрость - качество, которое может выступать как:
а) негативное (реализация своих интересов в обход запретов - мошенничество и пр.);
б) позитивное (хитрость, позволяющая достичь благих целей).
Клевета - это:
1) рассмотрение другого человека как препятствия на пути достижения благ и попытка устранить его;
2) приписывание другому человеку негативных качеств, которыми он не обладает.
Ханжество, лицемерие - показные строгость нравов, доброжелательность, милосердие, маскировка собственных пороков.
Важной этической проблемой является " добродетельная ложь " - ложь во спасение. Часто возникают ситуации, в которых обман является единственно возможным выходом:
1) дезинформация в контрразведке государства;
2) сохранение в тайне информации (в сфере политики, бизнеса, медицины, права и др.);
3) сокрытие информации, способной нанести вред человеку (несообщение диагноза тяжелобольному) и т.д.
3. Честность - практическая добродетель, подразумевающая:
1) правдивость;
2) совестливость;
3) добросовестность и верность;
4) открытость чувств и намерений для другого человека.
Слово "честность" может употребляться как синоним справедливости: отсутствие произвола, субъективизма и т. д.
Честный человек обладает достоинством - правдивостью перед самим собой (адекватность понимания себя и самовыражения, осознание своих негативных и позитивных склонностей).
Доверие:
1) способность к искренним, открытым отношениям между людьми;
2) отношения, основанные на равноправии, отсутствии эксплуатации другого человека ради достижения эгоистических целей.
Справедливость.
1) Понятие справедливости
2) Принципы справедливости
3) Правовое выражение справедливости
4) Справедливость, равенство, равноправие
Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость — категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.
Справедливость является:
• характеристикой человеческих отношений;
• принципом, регулирующим взаимоотношения людей, распределение социальных ценностей (свободы, богатства, уважения и т. д.);
• главной социальной добродетелью, содействующей общему благу.
Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.
Можно выделить справедливость:
4. распределительную (воздающую) - она связана с распределением материальных благ, почестей и пр. и подразумевает распределение по достоинству (в соответствии с заслугами);
5. уравнивающую (коммуникативную) - связана с обменом, взаимодействием (сделки и т.п.), призвана защитить интересы всех участвующих в обмене, уравнять стороны.
Справедливость не зависит от благосостояния, социального статуса, личных симпатий людей и др. Ее конкретное понимание зависит от правил, привычек, обычаев, свойственных данному обществу. (Нарушение установленных правил, пусть даже несправедливых, может восприниматься как несправедливость.)
Первая известная формулировка правила справедливости - правило талиона. Оно отражает связь справедливости и равенства, фиксирует отношения взаимного воздаяния (кровная месть). Правило талиона требует обязательного возмездия, равного нанесенному ущербу ("жизнь за жизнь, око за око"), но не восстанавливает справедливости в полной мере. Уравнительная справедливость существовала в первобытных обществах. Она предусматривала поощрение действий, полезных племени, и наказание за нарушение табу, обычаев.
В классовом обществе господствовала распределительная справедливость: распределение благ согласно сословной, кастовой принадлежности. С появлением прибавочного продукта обществоразделяется на бедных и богатых, возникает социальная несправедливость. Каждый класс отстаивает свои интересы, выраженные в представлениях о справедливости.
С возникновением государствазаконы, право закрепляют сложившееся в обществе положение и претендуют на выражение справедливости. Они вступают в конфликт с традициями общества, определявшими прежнее понимание справедливости.
Место талиона заменяет нравственно-правовое сознание:
• возникает запрет на индивидуальную месть;
• провозглашается "золотое правило морали" и др.
Платон первым создал концепцию справедливости как социального явления (трактат "Государство"), где определял справедливость как середину между крайностями (несправедливостями). Платон указал, что в основе справедливости лежит принцип неравенства, ввел понятия уравнительной и распределительной справедливости.
В Средние века христианские мыслители утверждали:
• Господь справедлив, воздает каждому по заслугам;
• человек не способен осмыслить промысел Божий, поэтому должен смириться со своей участью и социальной ролью.
В Новое время господствующей становится идея правового равенства:
• экономическое и статусное неравенство сохраняется;
• провозглашается равенство социальных обязанностей, соблюдения заключенных соглашений;
• равенство прав;
• справедливое наказание за преступление против человека и общества;
• неприкосновенность частной собственности;
• формальное равенство возможностей.
В СССР, странах Восточной Европы и других странах социалистической ориентации были предприняты попытки установить справедливость на принципе общественной собственности. Однако отмена частной собственности, плановая экономика не обеспечили равенства возможностей членам социалистического общества.
В современном обществе:
1) справедливость включает в себя уравнительный и воздающий элементы;
2) равенство является важнейшим условием жизни человека и развития его личности;
3) равные права всех людей закреплены законом, зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека;
4) справедливость включает материальное и организационное воздаяние (распределение благ, наказание за преступление);
5) социально-правовые установления государства выражают преимущественно интересы правящих групп, которые не всегда совпадают с нравственными представлениями о справедливости;
6) правящие круги с помощью СМИ навязывают гражданам свое представление о справедливости.
Принципы справедливости, сформулированные Дж. Ролзом
Дж. Ролз (род. в 1917 г.) - американский моральный и политический философ. Рассматривал справедливость как принципы социальной организации:
• каждый человек должен обладать равным правом в отношении системы основных свобод;
• социальное и экономическое неравенство должно быть организовано так, чтобы все люди могли проявить свои преимущества и имели свободный доступ к любым должностям и социальным статусам. Таким образом, согласно Ролзу:
· справедливость является мерой равенства и неравенства между людьми;
· люди должны быть равны в правах и при распределении социальных ценностей;
· справедливым является и неравенство - неравное распределение, дающее преимущество каждому.
Социально-экономическое равенство не считается благом, если оно достигается ценой низкого уровня жизни большинства людей, ограничения их экономической активности.
Неравенство может быть благом, справедливостью: например, компенсирующие преимущества для каждого человека за счет прогрессивного налога:
• сбор налогов пропорционально доходам;
• обеспечение социального минимума неимущим.
В случае, если распределение преимуществ не стимулирует социально-экономическую активность неимущих, это неравенство является несправедливостью по отношению к богатым.
Справедливость регулирует взаимоотношения людей. Она:
• ограничивает эгоистические стремления человека, произвол индивида;
• удерживает людей от причинения вреда друг другу (физического и нравственного).
Принцип справедливости можно выразить требованиями:
• не вреди другому человеку;
• не обижай другого человека, уважай его достоинство;
• не нарушай прав другого человека.
Эти требования конкретизированы в правилах общения между людьми.
Справедливость требует от человека исполнения своих обязанностей. Можно выделить обязанности:
• обусловленные конституцией и законами;
• обусловленные всеобщими нравственными представлениями;
• обязательства, принимаемые при заключении договора.
Единство прав и обязанностей человека: человек, обладающий правами, имеет обязанности. Справедливость подразумевает:
• в отношении других - исполнение своих обязанностей;
• в отношении себя - защиту своих прав.
Понятие справедливости включает "идею личного права, на основании которого лицо или лица могут предъявлять известные требования по отношению к другим лицам" (Д. Милль).
Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально. Допуская несправедливость в отношении себя самого, человек косвенно содействует злу. Человек должен сохранять чувство собственного достоинства даже в случае, когда не может противостоять злу.
Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие '' юстиция " по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель справедливости".
Справедливость — этическая и правовая категория. Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человека, в том числе применительно к деятельности суда. В частности, ст. 10 Декларации гласит: " Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом ". Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении.
Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции.
Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.
Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали" с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все "за" и "против", а решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.
В юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода.
Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить наказание или вовсе от него освободить). Суды присяжных правомочны принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.
Справедливость, равенство, равноправие. В какой бы форме ни велась борьба добра со злом, но победа добра всегда и всеми расценивается как торжество справедливости, т.к. категория -«справедливость»- отвечает критериям добра. С ней связано представление о совокупности нравственно приемлемых норм, которые выступают как правильная (адекватная) мера воздаяния личности за совершенные действия.
Этим понятием оценивается соотношение между:
а) «ролями» отдельных людей или социальных групп: каждый должен обрести свое место в жизни, свою «нишу», соответствующую его способностям и возможностям;
б) деянием и воздаянием;
в) преступлением и наказанием;
г) правами и обязанностями;
д) достоинством и честью. Их соответствие, гармония, справедливое соотношение расценивается как добро.
Справедливость — это мерило естественных прав человека. В основе понятия справедливости лежит принцип равноправия, уравнивающий права каждого человека на единые стартовые возможности и дающий каждому одинаковые шансы реализовать себя. Однако равноправие отнюдь не то же самое, что равенство, хотя эти понятия часто (сознательно или случайно) путают и подменяют друг другом. Люди равны в своих правах, но не равны в своих возможностях, способностях, интересах, потребностях, «ролях» и обязанностях.
Ребенок не может быть равен своим родителям, но он должен быть равноправен с ними: он не собственность папы и мамы (государства), они не вольны распоряжаться им по своему усмотрению, а его права должны соблюдаться и защищаться, как и права взрослых. Женщина не равна мужчине — но она равноправна ему в своем стремлении реализовать свои стартовые возможности. Студент не равен педагогу, но равноправен с ним в соблюдении гражданских прав и свобод, в отношении к его чести и достоинству.
Сознание справедливости и отношение к ней во все времена были стимулом нравственной и социальной деятельности людей. Ничто значительное в истории человечества не совершалось без осознания и требования справедливости. Поэтому объективная мера справедливости исторически обусловлена и относительна: нет единой справедливости «на все времена и для всех народов». Понятие и требования справедливости меняются по мере развития общества. Абсолютным остается лишь критерий справедливости, которым выступает степень соответствия человеческих действий и отношений социальным и моральным требованиям, достигнутым на данном уровне развития общества.
Понятие справедливости — это всегда осуществление нравственной сущности человеческих отношений, конкретизация должного, реализация представлений о добре и зле. И поэтому в понятии «справедливость» воплощаются те свойства добра и зла, о которых мы говорили выше, в частности, относительность и субъективность. Ведь то, что представляется справедливым одному, может быть воспринято другим как вопиющая несправедливость, что и проявляется в системе оценок, поощрений и наказаний (назначение на должность одного из двух «равных» претендентов; раздача премий сотрудникам; мера наказания преступнику).
Справедливость заключается в том, что наказание должно быть неотвратимым, а не в том, что оно должно быть жестоким, тем более бессмысленно жестоким.
Долг
Долг — категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.
Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.
Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.
Успешно выполнять свои функции юристы могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Юристы не могут мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства.
В глазах общества юрист — непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, не поддающийся каким-либо влияниям и служащий только закону и справедливости. Но чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы еще соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие влияния.
Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу, в которой торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.
Совесть
1) Понятие совести
2) Формы проявления совести
3) Стыд и совесть как явления морали.
Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть —один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.
Совесть — категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.
Совесть - это осознание и чувствование моральной ответственности человека за свое поведение, за содеянное или предполагаемое действие перед другими людьми, служащее ему руководством в оценке и выборе своих намерений и поступков, соответствующих потребности прогрессивного развития общества и каждой личности.
Совесть — субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой.
Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность — люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п.
Поступать по совести – это означает думать и действовать в согласии с требованиями морали. Мораль требует от человека быть справедливым в отношениях с другими людьми, и если он поступает наоборот - значит поступает вопреки зову совести.
Требования совести - это внутренние, а не внешние требования, и от них нельзя убежать. Совесть - это внутренний страж поведения людей, побуждающий их на добрые дела и не допускающий переступить грань, отделяющую добро от зла. «Совесть - опасная штука, - говорит один из шекспировских героев, - из-за нее человек попадает в трусы: хочет он украсть - совесть не велит, поклясться - совесть остановит, согрешит он с чужой женой - совесть тут же его обличит».
Основа совести – это понимание и переживание человеком нравственных ценностей. Долгможно выполнять по-разному: под страхом наказания или по велению сердца, то есть по совести, в силу глубокого убеждения в необходимости его выполнения. Кары можно в конце концов избежать, от надсмотрщика - убежать, от совести - нет. Именно совесть характеризует сущность человека. Утеря совести, даже умаление этого чувства означает деградацию человеческого начала личности.
Формы проявления совести:
1. «Чистая совесть» - форма нравственного удовлетворения. Исполненный долг, помощь человеку, в ней нуждающемуся, уважительное отношение к старшим, забота о детях, вызывают у человека чувство душевного удовлетворения, счастья и радости от содеянного. Человеку легко и свободно дышится, он смотрит на мир открытыми глазами.
2. «Угрызения совести» - формой проявления является чувство стыда. Чувство стыда испытывается как перед другими людьми за безнравственное деяние, ставшее известным им, так и перед самим собой - за поступок или поступки, о которых люди могут даже не догадываться. В последнем случае нравственные переживания, душевные терзания могут приобретать даже большую силу, чем в первом случае. «Стыд - это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь ». Только раскаяние, открытое признание своей вины может освободить душу от мук совести. Честное признание своей вины, глубокое раскаяние в совершенном, честный труд, честная служба выступают главным лекарством для очищения совести. Еще Демокрит писал, что раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни.
3. «Неспокойная совесть» реализовывается в форме сомнения. Сомнение – это результат