КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЕЙ




 

 

 

 

 

Социальные изменения в обществе обусловлены появлением новых направлений и требований в дошкольной образовательной системе. Педагогов и психологов стала шире привлекать проблема развития субъектных, обеспечивающих творческую позицию каждого ре6енка, отношений. Одной из них является формирование экологической культуры дошкольника средствами экранного искусства.

Несмотря на то, что в мировой педагогике накоплен существенный опыт по развитию творческой личности, остается ряд вопросов, которые требуют своего решения, прежде всего это вопрос о раннем формировании экологической культуры дошкольника.

На базе нашего детского сада мы внедряем программу нового поколения «Детство» (В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др.), которая представляет собой уникальную возможность для формирования у ребенка экологической культуры.

Учитывая современные исследования педагогов, психологов, задачи поставленные программой «Детство» определили, что старший дошкольный возраст является самоценным этапом в формировании экологической культуры личности. Именно в этот период происходит скачек в незначительной степени определяющий процесс в формировании экологической культуры выражающийся:

· в осознанном отношении к окружающему миру;

· умении выделять себя из окружающей среды;

· преодолении своего мироощущения и расстояния от «Я - природа» до «Я - и природа»;

· в развитии эмоционально-ценностного отношения к окружающему;

· в интенсивном накапливании личного опыта по взаимодействию с окружающим миром;

· в формировании более прочных наглядно-образных картин об окружающем мире.

Указанные выше показатели сформированности нравственно-

экологической позиции личности характерны для любого дошкольного возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержания каждого из показателей, формы их проявления.

Качественно новая ступень на которую поднимается ребенок в развитии своей экологической культуры связывается с приобретениями в личном опыте и переходом от простого наблюдения к aналитическому наблюдению.

Уже на следующем этапе дошкольного возраста, личный опыт ребенка пополняется новым содержанием:

· результатом анализа наблюдений за состоянием окружающей среды;

· осознанным наблюдением норм и правил в окружающей среде;

· заботой о представителях животного и растительного мира;

· воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах детского творчества.

В связи с этим, очень важно уже с раннего детства формировать у ребенка щадящие, оберегающее и ответственное отношение, как к ресурсам и объектам дикой природы, так и к достижениям цивилизации – второй природы, созданной руками человека.

Анализ современной теории и практики позволяет констатировать дефицит воспитательных технологий через экранное искусство, направленное на формирование экологической культуры дошкольника.

 


 

Необходимость поиска путей разрешения данной проблемы и определила цель работы нашего коллектива, которая состояла в разработке модели воспитательной работы с дошкольниками по формированию экологической культуры на основе материала регионального содержания отраженного в экранном искусстве.

Однако, интересующая нас проб л ема и материалы, обуславливающие решение данной проблемы в периодической печати и методической литературе отражены недостаточно.

На современном этапе развития общества в нашей стране зритель, в том числе и дошкольного возраста, находится в сложной социокультурной ситуации: кризис в экономике, сложное межнациональное отношение, возрождение религии, интенсивное развитие средств массовой коммуникации и с практически бесцензурным зрительским выбором в области кино, видео: расширение криaтивных возможностей аудитории в аудиовизуальной сфере, а также разные усиления сферы влияния популярной культуры зрелищно-развлекательных жанров, имеющих огромный эмоциональный компенсаторный и терапевтический потенциал на зрителя и дошкольников в частности.

Все эти факторы оказывают огромное влияние (положительное и отрицательное) на еще несформировавшуюся личность ребенка дошкольника. Ребенок в возрасте 3-7 лет еще не владеет умением ориентироваться самостоятельно в нравственно эстетических нормах ­он смотрит то, что ему предлагают взрослые, тем самым ограничивая его художественные интересы произведений массовой культуры.

Анкетные данные проведенные с родителями и детьми показывают, что:

· Посещают кинотеатры с детьми - 5%;

· Посещают театры с детьми - 26%;

· Детям доступны просмотры телепередач с 3х лет 98%;

· Развлекательные программы просматривают - 68%;

· Детективы, триллеры смотрят - 82%;

· Программы познавательного характера смотрят - 56%;

· Фильмы-ужасы доступны к просмотру - 72%;

· Фантастику и приключения смотрят – 88%;

· Мелодраму и мюзиклы - 42%;

· Сериалы нашего и зарубежного производства доступны к просмотру ­88% детей;

· Концерты и видеоклипы смотрят - 88% детей.

При этом, только 12% родителей смогли дать оценку тому или иному фильму или передачи, как произведению искусства, остальные рассматривают фильмы или телепередачи, только на уровне бытовой оценки.

Как отмечают отечественные ученые, роль кино, телевидения, которые в силу своей синтетической природы способны оказывать сильное воздействие на формирование личности человека, особенно младшего школьника (о дошкольниках материала не найдено).


Ведь не секрет, что не смотря, на падение посещаемости кинотеатров юные зрители стали мало общаться с экранным искусством: быстрыми шагами идет переключение интересов в сторону телевидения, видео, лазерного голографического кинематографа.

Социологи обнаружили, что младшие школьники и дошкольники проводят у телевизора или монитора до 26 - 28 часов в неделю, это примерно 3-4 часа в день, и этот процент повышается в субботу и воскресенье до 5-6 часов. Общение с экраном поглощает большое количество зрительского времени, иначе говоря, общение с экранным. искусством преобладает над общением с печатным словом, над общением со сверстниками.

Телевидение и видео стремительно реагирует, расширяет и углубляет свое воздействие на подрастающее поколение в социальном, информационном, нравственном, психологическом и эстетическом аспектах.

Учитывая отрицательную и положительную сторону качества современного видео, как его мобильность и комплектность. мы можем выбрать интересующую нас кассету, диск или в любой момент остановить изображение, вернуть действие фильма назад, фиксировать и воспроизводить эпизоды фильма в той последовательности, тогда и таким образом, какой необходимо для того, чтобы разобраться, уточнить непонятное и т.д.

Большие творческие возможности открывает для педагогов и воспитанников компьютерная техника.

Электронные возможности компьютера позволяют сегодня отобразить непосредственно то или иное явление, предмет, случай который познает дошкольник.

Сегодня профессионалы кино педагогики считают, что на формирование экологической культуры влияет экранное искусство, которое должно быть обязательно связано с творческими заданиями, чтобы ребенок мог «изнутри» понять то, о чем он получает информацию и стать как бы зрителем­, соавтором.

Использование видеосъемки в учебном процессе позволяет значительно расширить спектр экологического воздействия эстетических, познaвaтeльно­экологических, игровых, криативных стремлений ребенка.

Система дошкольного образования медленно реагирует на запросы педагогов дошкольников. 1997 - 1998 годы в городах России и городе Иркутске был проведен эксперимент по использованию видеопрограммы познавательного образовательного цикла «Улица «Сезам». В настоящее время только в нескольких детских садах города использования этого пособия введено в расписание и учебный план для изучения и познания окружающего мира средствами экранного искусства и стало нормой.

Большая часть педагогов дошкольников используют кино только как элементарное средство наглядной агитации, не учитывая богатейшие персептивные возможности экранного искусства, способных на интегральном уровне комплексно решать проблему по трем направлениям: экологического воздействия, эстетического воспитания и художественного развития.


Использование в учебном процессе видеотехники резко расширился спектр эвристических, проблемных и игровых методов, а также форм проведения занятий с дошкольниками, эффективных в плане раскрытия в творческих планах индивида.

Использование видеофильмов о природе отражающих условия регионального компонента помогают педагогам пополнять такие существенные недостатки дошкольного образования, как одностороннее, изолированное друг от друга познание, изучение окружающего ребенком природного мира с точки зрения экологической культуры.

Так на третьем этапе говорят высокие процентные соотношения сформированности экологической культуры, о которых мы можем судить по следующим проявлениям у ребенка:

· соблюдение правил поведения в окружающей среде, вошло в привычку;

· ребенок способен самостоятельно выбирать объект свой экологической деятельности;

· присутствует доброта, отзывчивость и внимание к природе сопровождающаяся готовностью ребенка оказать помощь окружающим.

Ведущие отечественные специалисты в области экологического воспитания на материалах кино и телевидения сходятся во мнении, что в младшем школьном и дошкольном возрасте, средство экранных искусств ­один из существенных факторов образовательного процесса в современной социокультурной ситуации.

Итак использование экранных искусств направленных на формирование экологической культуры дошкольника не нашло широкого распространения в работе дошкольного учреждения и продолжает оставаться уделом немногочисленных энтузиастов.

Большая часть педагогов дошкольников используют экранное искусство только как элементарное средство наглядной агитации, не учитывая его богатейшие персептивные возможности.

Использование в учебном процессе видеотехники позволило резко расширить спектр эвристических, проблемных и игровых методов, а также форм проведения занятий с дошкольниками, эффективных в плане раскрытия творчества личности.

Использование видеофильмов о природе отражающих условия регионального компонента помогают педагогам пополнять такие существенные недостатки дошкольного образования, как одностороннее, изолированное друг от друга познание ребенком окружающего природного мира с точки зрения экологической культуры.

Итак, использование экранных искусств направленного на формирование экологической культуры дошкольника нашло широкое распространение в работе нашего дошкольного учреждения.

Коллективом педагогов создан банк теоретического и практического материала по организации экологического образования дошкольников на материале экранного искусства:

· консультаций и рекомендации для воспитателей и родиrелей по использованию технических возможностей применения экранного искусства;

· проведено анкетирование детей, педагогов и родителей;

· разработаны проекты по использованию экранного искусства в формировании экологической культуры дошкольников;

· создана картотека видеофильмов, аудиозаписей, диафильмов по темам, предлагаемым в программе «Детство»;

· на 54 серии видеофильмов «Улица «Сезам» оформлена картотека и составлено подробное содержание всех серий;

· Оформлена подборка конспектов - занятий с использованием экранного искусства.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: