Тема: Методика изучения научно-популярной статьи и очерка.




В начальных классах дети знакомятся с научно-познавательной литературой: научно-популярной и научно-художественной (очерк). Научно-художественная статья (очерк) - М. Пришвин «Золотой луг», И.Соколов – Микитов «Зима в лесу». Очерки всегда документальны, тематика их имеет научное содержание. Но очерк может иметь сюжет, придающий ему характер художественного повествования. В нём встречаются типические образы, драматические ситуации, выражается отношение автора к событиям. Языку очерка свойственна яркая образность, картинность.

Значение. Н аучно-познавательная литература не только описывает признаки, явления, излагает суть исторического события, но и указывает на связь с другими фактами и явлениями, даёт им научное обоснование, а иногда даже учит практическому применению предметов.

Особенности. Научно-познавательной статье свойственен особый языковой характер: простота и строгость синтаксического строя предложения; точность и однозначность словоупотребления; специальное употребление научных терминов.

Художественное произведение в первую очередь воздействует на эмоции и чувства.

К.Д. Ушинский называл чтение научно-познавательной статьи логическим чтением. Это верно определяет характер их восприятия. Научно-познавательное чтение требует от учителя и учащихся произвольного внимания и сопровождается активной аналитико-синтетической деятельностью (деление на части, выделение главной мысли в каждой части, рассматривание доказательства, сравнение, установление вывода в ответ на поставленную проблему). В статье обычно излагается новый для учащихся материал, поэтому необходимо подготовить к восприятию.

В одних случаях мы готовим детей к получению новых знаний, возбуждая интерес к предмету чтения, помогая логическому усвоению. Для этого ставится проблема. Например, изучается очерк Л.Кассиля «Памятник советскому солдату». Памятники ставят людям, которые оставили о себе добрую память у народа. Ваша задача: узнать из статьи, какому солдату и за что поставлен памятник.

В других случаях мы не ограничиваемся подготовкой к получению знаний, а даём эти знания до чтения. Полученные детьми на экскурсии, предметном уроке, беседе, путём наблюдения знания о предмете пополняются и закрепляются чтением (материал к чтению статей о природе и о трудовых процессах).

Первичное чтение научно-популярной статьи всегда осуществляется только детьми и, желательно, по частям, а научно-художественной - учащимися или учителем полностью.

Разбор статьи обычно рассчитан на двукратное чтение. Читая статью в первый раз, делается упор на осмысление выражений, значений слов, научных терминов, уяснения отдельных фактов, событий.

После повторного чтения учащиеся устанавливают связи между фактами, терминами, определениями, выводами.Если учитель планирует пересказ статьи, то ему необходимо следить за точным употреблением новых слов, терминов. Он требует возможно близкого к тексту повторения выводов, рекомендаций статьи.

В о бобщающей беседе проводится объединение всех выводов при разборе частей. При разборе общественно-политических статей необходимо повторить вывод, объясняющий социально-важное явление современности. При обобщении научно-художественных статей идет повторное осмысление центрального образа, который связывается с воспитательным моментом.

Самостоятельное выполнение заданий по тексту в целях привития навыков работы с учебником (книгой) или в связи с его содержанием (деятельность среди природы и в коллективе). К ним относятся: развёрнутый ответ на вопрос; составление плана статьи; пересказ; выборочное чтение; самостоятельные экскурсии; сбор материала; беседа; наблюдение, установление вывода в ответ на проблему, сравнение излагаемого с тем, что было известно ранее.

Тема: Методика работы над планом и пересказами.

Лекция – беседа.

Значение пересказа.

Пересказом называется связная и последовательная устная передача содержания прочитанного.

Художественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова, а затем переданные детьми, способствуют формированию правильной речи, её культуре; развивают художественный вкус, языковое чутьё; формируют нравственно-эстетические качества личности (упорство, настойчивость).

Виды пересказа.

1. Полный или подробный пересказ вводится в период обучения грамоте. Он помогает учить логике рассуждений, развивает речь, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения. Оценивая подробный пересказ, учитель, прежде всего, должен обращать внимание на передачу смысла каждой части и связей между ними, а не на механическое запоминание текста. Он может осуществляться по готовому плану или по коллективно составленному.

Его цель: научить детей, опираясь на готовый текст, строить предложения и соединять их в связный рассказ.

Его разновидностями могут быть:

а) пересказ «цепочкой»,

б) пересказ по опорному материалу (иллюстрации, запись на доске основных событий и т.д.),

в) пересказ с дополнительным языковым заданием: проследить за употреблением глагольных синонимов, за заменой имен существительных личными местоимениями и др.

2. Краткий (сжатый) пересказ;

Наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, т.к. при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи. Существует 2 варианта работы над сокращением текста:

-логической переработке текста, основанной на выявлении главного в каждой части текста с последующим созданием «сжатого текста»;

-расширение составленного плана до объема «малого текста».

3. Выборочный пересказ;

Это пересказ, при котором необходимо выбрать ту его часть, которая соответствует узкому вопросу, узкой теме (характеристика героя, пересказ одного эпизода, например кульминации).

4. Творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими – либо изменениями: времени изложения, с изменением начала (конца), с изменением лица, с элементами рассуждения и так далее. Такой пересказ направлен на осознание основной мысли текста, способы же выражения этой мысли выбираются самостоятельно.

5. Пересказ, близкий к тексту. Используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь слов и оборотов из текста, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении. Критерием оценки будет умение ребенка воссоздать в своем пересказе эмоциональный тон произведения, воспользовавшись изобразительно – выразительными средствами.

3. Методика работы над пересказом:

1. Подробный пересказ.

-Прочитайте текст рассказа полностью.

-Разделите текст на смысловые части.

-Запишите план рассказа в виде заголовков смысловых частей или вопросов, на которые они отвечают.

-Подчеркните в тексте слова и предложения, которые хорошо передают мысль автора (можно выписать).

-Расскажите каждую часть текста по пунктам или вопросам плана, используя выделенные тобой слова и предложения. (Разраб.В.П.Стрекозин)

2. Краткий пересказ.

Напротив каждого пункта плана нужно записать количество предложений, с помощью которых передаётся содержание текста. Отрабатывается каждое предложение и первый раз записывается на доске. Сравниваем с текстом учебника и подводим к выводу, что краткий пересказ – это главное содержание части. Учитель сам дает образец краткого пересказа. Далее под руководством учителя дети сами определяют сколькими предложениями можно передать содержание каждой части и составляют эти предложения. На первых этапах обучения можно использовать плёнку или кальку, которую накладывают на текст.

3. Творческий пересказ.

Составляем план, напротив каждого пункта записываем начало предложения с прямой речью, а рядом – предложение с косвенной речью (если это пересказ с заменой прямой речи на косвенную).

4. Составление характеристики героя (выборочный пересказ).

- Перечитайте произведение про себя, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу или действию.

- Определите, о чем говорится в каждом отрывке.

- Расположите отрывки по порядку. Подумайте, как их можно объединить

- Продумайте порядок своего рассказа, перечитав еще раз отмеченные отрывки.

- Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот герой.

- Составьте рассказ для себя, при работе в паре – для товарища.

- Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.

 

4.Методика формирования умения составлять план

Работа над планом начинается с 1 класса. План произведения отражает последовательность эпизодов, составляющих содержание произведения. Значение работы над планом в начальной школе велико. Составление плана помогает читателю лучше понять содержание, определить основную мысль, установить смысловые связи между частями текста и развивает логическое мышление учащихся.

Виды плана:

1. Словесный план (логический) – это план, который составлен на основе выявления последовательности событий, простейшей логической связи.

2. Картинный план – это план, который составлен на основе эмоционального восприятия содержания произведения, и сам план имеет образное (картинное) содержание;

3. Деформированный план – это план с нарушением последовательности, которую дети должны восстановить.

Существует 4 этапа работы над словесным планом:

1. Чтение произведения;

2. Осмысление содержания произведения по вопросам учителя;

3. Деление текста на части, выявление границ каждой части, анализ каждой части; выявление главной мысли каждой части;

4. Озаглавливание.

С первого класса предлагается детям вопросный план, т.е. логические вопросы, по которым дети выделяют главную пару слов в предложении.

Затем дети учатся составлять план под руководством учителя. Они должны определять количество частей, группировать предложения вокруг главной мысли в каждой части текста.

На последнем этапе дети должны научиться самостоятельно составлять план к тексту.

Самым сложным является подбор и формулировка заголовка. Эта работа связана с составлением словесных картин и подписей к ним, с выбором заголовков плана из текста.

При составлении плана необходимо руководствоваться следующими требованиями:

1. В пунктах плана должна выражаться главная мысль текста, чтобы было понятно, о чём (о ком) и что говорится в каждой части произведения;

2. Пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу;

3.Должны быть краткими; их лучше формулировать в повествовательной форме.

Работа над картинным планом также рассредоточена во времени. Учащиеся учатся устанавливать соответствие одной сюжетной иллюстрации частям текста. Далее предлагается несколько сюжетных иллюстраций. На последнем этапе предлагается картинный план ко всем частям.

Деформированный план предлагается для проверки осознанности содержания произведения.

Трудности при составлении плана детьми:

- в планах дети передают последовательность действий, совершаемых персонажами, а не смысл этих действий;

- языковая трудность, т.е. учащимся трудно найти те точные слова, которые бы передавали концентрированную мысль. Чаще всего планы, составленные детьми, расплывчаты, не конкретны, повторяют одни и те же слова.

Критериями хорошего плана для учащихся начальных классов могут быть последовательность и точность (возможность по плану представить смысл прочитанного)

 

Обобщающие уроки

1.Самостоятельное изучение лекции.

- Назовите виды уроков чтения. В чем специфика каждого вида урока?

Программа рекомендует тематическое расположение материала. В конце каждой темы проводятся обобщающие уроки.

1. Значение обобщающих уроков.

Содействуют развитию логических способностей учащихся (составление логического плана, аргументация своих суждений, оценок, выступления со связными высказываниями); установление различных ассоциаций, причинно-следственных связей. Носят развивающий, воспитывающий и познавательный характер;

2. Структура обобщающих уроков.

Не имеют жесткой структуры, поэтому учителю даётся большая возможность для творчества. Эти уроки проводятся в виде конкурсов, различных путешествий, игр, соревнований. Главная задача учителя – продумать систему повторения всех изученных по теме произведений. На этих уроках учитель задействует все виды наглядности, применяемых на уроках (поделки, рисунки, аппликация, гербарий и т.д.).

3. Виды работ:

1. Повторительно-обобщающая беседа. Во вводной части урока она направлена на перечисление предметов наблюдения и чтения и составление плана обобщения. В заключение урока в беседе дается оценка прочитанного и устанавливается связь между явлениями;

2. Практическая работа в виде игры;

3. Работа с дидактическим материалом;

4. Доклады, сообщения, отчёты, новые сведения о писателях. Учащиеся рассказывают о приготовленном им пособии, вспоминает о наблюдениях на экскурсии, излагает свои знания о предмете или процессе;

5. Все виды чтения (выразительное, выборочное и так далее);

6. Все виды пересказа (полный, краткий и так далее), инсценировка;

7. Просматривание диафильмов, слайдов, репродукций картин, прослушивание грамзаписи, аудиозаписи и т. д.

8. Выполнение индивидуальных заданий (работа со словарем, с памятками и т.д.).

9.Лабораторные работы. Они проводятся на разных этапах урока. Они имеют следующие формы: нахождение в книге или тетради материала по темам плана (статьи, отрывки, пословицы, загадки, картинки); работа с дидактическим материалом (составление ответов из деформированных предложений, вставка слов и дописывание предложений); работа с картинкой или коллекцией (выписка названий, составление плана рассказа по картинке); сопоставление материала книги с демонстрационным материалом: сравнивают последовательность статьи с расположением материала в гербарии, на доске; находят в книге описание выставленных предметов.

 

2.Практическая работа студентов (работа в группах)

1. В чем образовательно-воспитательное значение обобщающих уроков?

2. Наметьте темы обобщающих уроков для одного из классов в течение года.

3. Составьте план – конспект урока одного из разделов по кн.: Родная речь. / Сост. М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова; Литературное чтение./ Сост. Ефросинина Л.А.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: