Анализ проблемы взаимодействия системы государственного образования и РПЦ




1. Формулирование проблемы:

Проблема, которую мы рассматриваем, лежит в области взаимодействия государственной школы и Русской Православной Церкви. После отмены советской власти, и, соответственно, коммунистической партии как основной силы, определяющей морально-нравственные принципы жизни, чрезмерная свобода, захлестнувшая нашу страну, привела к крушению не только коммунистических принципов, но и основополагающих жизненных идеалов. Государство весьма обеспокоено распространением духовного вакуума и безнравственности в среде подрастающего поколения, а также низким уровнем знаний о культуре страны, особенно в религиозной сфере. Церковь готова оказать всемерную поддержку светской школе в деле воспитания соответствующих качеств у молодёжи[14]. Однако в вопросе о конкретных формах сотрудничества между РПЦ и государственной системой образования возникают напряжённые споры. Светский характер образования понимается многими школьными чиновниками фактически как атеистический. В итоге, Православная Церковь, имея огромный потенциал для осуществления духовно-нравственного развития молодежи, в силу сложившихся условий не имеет возможности использовать его в полной мере для оказания помощи государству и обществу в воспитании достойных граждан своей страны[15].

В контексте данной проблемы затрагиваются следующие значимые ценности:

1. Формирование у детей и молодежи высокого нравственного уровня в соответствии с принципами Православия.

2. Развитие у детей и молодежи патриотизма, любви и уважения к родной культуре и знания истории своей страны.

3. Воспитание подрастающего поколения в традициях уважения государственной власти.

4. Повышение общего уровня религиозной культуры независимо от взглядов и религиозной принадлежности человека.

Мы считаем, что эти ценности значимы и важны в равной мере как для Церкви, так и для государства и общества потому, что приобщение подрастающего поколения к православной культуре:

– способствует отвращению молодежи от таких пороков, как табакокурение, алкоголизм, наркомания и половая распущенность;

– повышает моральный уровень детей, что, в свою очередь, снижает уровень преступности и повышает социальный капитал;

– воспитывает в детях лояльность к людям другой веры и национальности (эти принципы заложены в основах Православия)[16];

– приведет к повышению уровня рождаемости в стране вследствие отказа от абортов и контрацепции.

2. Концептуализация

Сложность реализации

определяется следующими факторами:

1. Отсутствует законодательная база для реализации проекта.

Хотя в "Законе о свободе совести и религиозных объединениях" и написано в преамбуле "признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры", тем не менее, на деле отсутствует четкое определение этой роли. Также не проработана правовая база сотрудничества РПЦ и Минобразования, несмотря на заключенный между ними договор.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проделанной работе, можно констатировать, что сегодня большинство управленцев всех звеньев и всех уровней образования считает необходимым в той или иной мере, в той или иной форме знакомить учащихся общеобразовательных учебных заведений с историей и культурой религий. Практически все деятели на «ниве просвещения» пришли к осознанию особого места в системе учебно-воспитательной работы вопросов духовно-нравственного образования и воспитания. Постепенно приходит понимание: от того, что будет знать ребёнок, подросток молодой человек и девушка о проблемах духовной жизни, о добре и зле, о нравственных традициях и культуре своего народа, зависит вся его дальнейшая жизнь и судьба.

Светский характер Российского государства исключает возможность влияния церкви на политическую жизнь общества, вопрос о свободе совести, ее правовом регулировании постоянно находится в нашей стране в центре внимания властных структур: государства, его органов, политических партий. Согласно ст. 14 Конституции РФ Российская Федерация объявлена светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства».

Религиозные объединения могут быть созданы в форме религиозных групп и религиозных организаций. Правоспособностью юридических лиц обладают только зарегистрированные в органах юстиции религиозные организации. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г., так же как и базовый Федеральный закон «Об общественных объединениях» определяет статус факультативного и императивного режимов регистрационных отношений, и их различия обусловлены намерениями лиц, создавших религиозную группу. В случае, если целями создания такой группы являются последующая регистрация и получение статуса религиозной организации, инициаторы ее образования обязаны уведомить о деятельности группы муниципальные органы. Факультативный режим регистрационных отношений, таким образом, распространяется на религиозные группы, учредители которых не намерены ходатайствовать в органах юстиции о предоставлении им статуса юридического лица, и обязательная государственная регистрация предусмотрена лишь для объединений, созданных в форме религиозной организации.

Регистрации в Министерстве юстиции РФ подлежат только централизованные религиозные организации, имеющие местные религиозные организации на территории двух или более субъектов Федерации, а все остальные организации регистрируются территориальными органами юстиции. Для осуществления императивных регистрационных отношений решающее значение имеет временной ценз деятельности религиозного объединения на территории Российской Федерации.

Статус общероссийского религиозного объединения распространяется только на централизованные религиозные организации, которые действуют на территории России на законных основаниях не менее 50 лет к моменту обращения организации в орган юстиции с заявлением о государственной регистрации. Учредители местной религиозной организации обязаны подтвердить в органе юстиции факт своей деятельности на соответствующей территории в течение не менее 15 лет. Этот временной ценз не распространяется на местные религиозные организации, которые действовали в составе централизованной религиозной организации до о государственной регистрации. Характерно, что Законом предусмотрено подтверждение учредителями общероссийского религиозного объединения своей деятельности на законных основаниях в течение всего периода временного ценза.

Сейчас церковь выступает как центр духовной культуры русского народа. В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных образований, гарантирует каждому свободу совести, включая право "свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Религиозное объединение может иметь статус юридического лица, иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество необходимое для религиозных целей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: