Назначение и инструкция.. Текст Опросника




Для определения психологического микроклимата (ПМ) необходимо сложить все положительные баллы (левый полюс оценки утверждений «3 2 1 0»), затем отрицательные (правый полюс оценки утверждений «0 1 2 3»), а потом из одной суммы баллов вычесть другую.

Оценить уровень ПМ можно, исходя из полученных баллов

 

Кол-во баллов Степень благоприятности ПМ в группе
50 – 60 Высокая степень ПМ
40 – 49 Средне-высокая степень ПМ
21 – 39 Средняя степень ПМ
11 – 20 Средне-низкая степень ПМ
0 –10 Незначительная благоприятность ПМ
Отрицательные баллы Неблагоприятность ПМ

 

Исходя из полученных среднегрупповых данных можно составить профиль ПМ, характерный для данной студенческой группы и показывающий выраженность каждой из исследуемых составляющих ПМ.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА

Назначение и инструкция.

Групповую сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма равна + 19 баллам, минимальная равна –5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

 

Текст Опросника

 

1. Как бы оценили свою принадлежность к группе?

1) Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

2) Участвую в большинстве видов деятельности (4).

3) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

4) Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

5) Живу и существую отдельно от нее (1).

6) Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

 

2. Перешли ли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность?

1) Да, очень хотел бы перейти (1).

2) Скорее перешел бы, чем остался (2).

3) Не вижу никакой разницы (3).

4) Скорее всего остался бы в своей группе (4).

5) Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

6) Не знаю, трудно сказать (1).

 

3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3) Хуже, чем в большинстве коллективов (2).

4) Не знаю, трудно сказать (1).

 

4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3) Хуже, чем в большинстве коллективов (2).

4) Не знаю, трудно сказать (1).

 

5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?

1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3) Хуже, чем в большинстве коллективов (2).

4) Не знаю, трудно сказать (1).

 

Обработка и интерпретация результатов

Для анализа результатов необходимо сложить все полученные баллы. Уровни групповой сплоченности определяются по среднегрупповому результату:

· 15,1 баллов и выше – высокая сплоченность;

· 11, 6 – 15, 0 баллов – сплоченность выше средней;

· 7, 0 – 11, 5 баллов – средняя сплоченность;

· 4, 0 – 6, 9 баллов – сплоченность ниже средней;

· 4, 0 и ниже – низкая сплоченность.

 

 

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА СПЛОЧЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ

Назначение.

Методика предназначена для определения групповой сплоченности ученических коллективов и может быть использована педагогами-психологами в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса.

 

Инструкция.

В методике дается семь психологических характеристик класса. Тестируемые учителя выбирают одно из трех предлагаемых утверждений (а, б или в), которое, по их мнению, наиболее отражает действительное состояние изучаемого класса.

Данный тест целесообразно проводить в начале и в конце учебного года для получения сравнительных результатов. В определении сплоченности группы (класса) должно быть занято не менее 3-х педагогов.

 

Оцениваемые психологические характеристики учебных групп (классов):

1. А). Думаю, что всем учащимся тепло, уютно и комфортно в классе. Они в кругу друзей.

Б). Далеко не все чувствуют дружескую поддержку класса.

В). Есть в классе одинокие ребята.

 

2. А). В основном ребята дорожат классом.

Б). Основная масса учеников не задумывается о значении класса в своей школьной жизни.

В). Думаю, что есть такие ребята, которые хотели бы поменять класс.

 

3. А). Чувствуется, что в классе проявляется забота о каждом ученике.

Б). Класс выходит в своей деятельности за рамки заботы о себе, о школе, проявляет заботу в больших масштабах.

В). Можно сказать, что класс беспокоят скорее внешние дела, нежели внутренние.

4. А). Можно высказать удовлетворение от воспитательной работы в классе.

Б). Думаю, что воспитательная работа в классе может быть дополнена некоторыми важными моментами.

В). Полагаю, что она требует коренного изменения.

 

5. А). Можно положительно оценивать проводимые в классе творческие дела.

Б). Надо бы чаще вводить в практику коллективные творческие дела.

В). Новые коллективные творческие дела классу не нужны.

 

6. А). Думаю, что в классе есть основа для общей дружбы.

Б). В основном дружат группами, общего не получается.

В). Дружба всех в классе невозможна.

 

7. А). Думаю, что большинство ребят проявляет свои способности и интересы в классе.

Б). В классе слишком ограничены возможности для проявления способностей ребят.

В). Есть много ребят в классе, способности и интересы которых еще не раскрыты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: