Готовности детей к обучению в школе.




Психолого-педагогичесая готовность

К обучению в школе.

 

Психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень развития

Ребёнка, является сложным системно-структурным образованием.

Структура психологической готовности к обучению в школе соответствует психологической структуре учебной деятельности, а её содержание (учебно- важные качества) определяются особенностями учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальном этапе обучения.

В соответствии со структурой деятельности в структуре готовности выделяют пять блоков учебно-важных качеств (УВК)

. 1 Личностно-мотивационный.

Учебно-важные качества, входящие в этот блок, определяют отношение к школе и учению, желание или нежелание принимать учебную задачу, выполнять задания, т.е. учиться.

2.Принятие учебной задачи – понимание задач, поставленных педагогом и желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.

3 Информационный блок готовности составляют качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.

4. Представления о содержании деятельности и способах её выполнения. Этот блок готовности отражает уровень элементарных знаний и умений, которыми владеет ребёнок к началу обучения.

5. Управление деятельностью. Учебно-важные качества этого блока обеспечивают планирование, контроль и оценку учащимися собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.

 

Формирование психолого-педагогической готовности к обучению представляет собой становление и развитие психологической системы учебной деятельности – совместной деятельности, которая осуществляется в системе «ученик-учитель», «ученик – ученик». Т.к. в современных образовательных технологиях активно используются групповые формы обучения. то важным качеством готовности к школьному обучению становится социальная зрелость личности старшего дошкольника. Таким образом, необходимым условием успешного обучения являются социальные способности ребёнка.

 

Учитывая структурно-системную природу школьной готовности, в работе с детьми необходимо использовать комплексные (системные) методы диагностики и развития УВК, которые позволяют не только диагностировать, но и обеспечивают целостное развитие ребёнка как индивидуальности.

При подготовке ребёнка к школе не достаточно развивать только познавательные процессы, Индивидуальные качества начинают работать на обеспечение школьных знаний, т.е. становятся УВК только тогда, когда они специфицируются по отношению к учебной деятельности и содержанию обучения. Так например высокий уровень развития образного мышления, как показатель интеллектуального развития,ещё не гарантирует успех обучения, если не сформирована соответствующая мотивация..

Структура и содержание стартовой готовности к обучению в школе представлена в таблице 1

. Базовые (ведущие) УВК, т.е. те качества, от которых зависит развитие других качеств соответствующего блока, выделены жирным шрифтом.

Психологическая структура стартовой

готовности детей к обучению в школе.

№ блока Функциональный блок структуры готовности Учебно-важные качества (УВК) Услов- ные обозна- чения (УВК) Вес УВК (бал- лы)
  Личностно-моти- вационный Мотивы учения Отношение к школе и учению Отношение к взрослому Отношение к детям Отношение к себе М ОШ ОВ ОД ОС  
  Представление о целях учебной деятель- ности Принятие задачи   Уровень притязаний ПЗ УП  
  Информационная основа деятель- ности Вербальная механическая слуховая память (объём); Вербальная логическая слуховая память (точность); Зрительная образная память (точность); Слуховое восприятие ритмически организованных структур (слуховой анализ); Зрительный анализ геометрических фигур Зрительное восприятие пространственно-ориентированных структур; Кинестетическая чувствительность мелкой мускулатуры рук (выраженность синкинезий); Уровень обобщений.   МП ЛП ОП СА ЗА ВПС СК УО          
  Представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности   Представления о содержании учебной деятельности; Вводные навыки; Графический навык ПС ВН ГН  
  Управление дея- тельностью и при- нятие решений Произвольная регуляция деятельности Произвольное внимание Функциональная асимметрия двигательной системы рук Восприимчивость к обучающей помощи (обучаемость) ПРД ПВ ФА ОБ  

Средний вес УВК в структуре стартовой готовности

к обучению в школе равен 11,2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: