Диагностика ведущей руки.




предполагает выполнение ребёнком ряда простых действий и при этом фиксируются результаты, которые выполняются той или иной рукой Для облегчения их обработки они записываются в таблице

 

Тестовые задания Левая рука Обе руки Правая рука
1. Нарисуй, что хочешь, карандаш лежит точно по сере дине перед ребёнком. (повторить 3 – 4 раза). учитывается не только, какой рукой ребёнок рисует, но и качество работы.      
2. Открой спичечный коробок и найди, в каком коробке лежит спичка.      
3. Построй колодец из палочек (спичек)      
1. 44. Игра в мяч. Ребёнку предлагают бросать и ловить теннисный мяч одной и другой рукой      
2. 5. Вырезывание ножницами по контору рисунка 3. любой открытки.      
4. 6. Нанизывание пуговиц на нитку с иголкой.      
5. 7 Выполнение вращательных движений, открывая у несколько пузыоьков с отвинчивающимися 6. крышками.      
7. 8. Развязывание узелков.      
8. 9. Построй из кубиков дом, забор и т. д.      
9. 10. Аплодисменты (ведущая рука сверху)      
10. 11. Поза Наполеона (ведущая рука сверху)      
11. 12. Заштрихуй квадрат. Предлагается 2 одинаковых 12. (3х3 см) квадрата, которые необходимо 13. заштриховать отдельно каждой рукой. Опреде- 14. ляют, где линий больше и где они качественнее из изображены.      
15. 13. Вдевание в иголку нитки.,      
16. 14. Поймай одной рукой лёгкий шарф.      
17. 15..Протри доску одной рукой      
18. 16. Подними предмет одной рукой      
19. 17. Переплетение пальцев. У ведущей руки они 20. сверху.      
21. 18. Нарисуй пальцем одной руки на ладони другой. 22.      
23. 19. Попади в нарисованную точку карандашом правой и левой рукой отдельно.      
24. 20. Одной рукой нарисуй круг, а другой – 25. т треугольник.      

 

 

Каждое задание целесообразно повторить несколько раз, чтобы исключить случайность в его оценке.

При выраженном предпочтении левой руки ставится знак «плюс» в графу «Левая рука», при предпочтении – правой ставится знак «плюс» в графу «Правая рука». Если при выполнении теста, ребёнок одинаково часто использует обе руки, то ставится «плюс» в соответствующую графу.

Далее подсчитывается сумма знаков в каждой графе, для окончательного вывода необходимо выяснить, нет ли среди близких ребёнку родственников левшей. При наличии семейной леворукости в графу «Левая рука» ставится дополнительный «плюс».

Леворуким считается ребёнок, получивший большее число плюсов в графе «Левая рука». Если такой ребёнок пытается писать левой рукой не следует его переучивать.

Бывают случаи, когда ребёнок получил больше плюсов в графе «Правая рука», но рисует левой рукой и качество рисунка выше, чем при рисовании правой, его также не следует приучать писать правой рукой..

 

При выборе ведущей (пишущей) руки у амбидекстров (тех детей, которые одинаково хорошо владеют обеими руками) могут возникнуть сложности. Часто взрослые полагают, что в этом случае лучше приучать ребёнка к письму правой рукой, это не всегда правильное решение,т.к. одно дело причесаться левой рукой, а другое дело писать или рисовать.

Существует такое понятие как «Графическое функциональное превосходство» одной руки над другой, когда ребёнок рисует и пишет одной рукой лучше, чем другой. А есть «бытовое функциональное превосходство», определяющее, какой рукой ребёнку легче есть, держать ножницы и т.д.. Поэтому есть левши по графическим навыком и правши по бытовым и наоборот. Есть и амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Поэтому крайне важно точно определить руку с графическим превосходством.

 

Определение уровня развития

Мелкой моторики рук.

Тест 1

.Методика проведения. Необходимы: листок бумаги и карандаш или ручка, ребёнок сидит за столом, перед ним листок бумаги, на котором он размещает обе руки, чтобы свободно разместились обе ладони с разведёнными пальцами.

После этого обводятся кисти рук карандашом.

Инструкция. «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать пальчики тебе на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я тебе покажу. Другие пальцы поднимать не надо.».В случайном порядке указывается ребёнку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…»Начинать нужно с правой руки

Последовательность указания пальцев: 5-1-2-4-3 (1 –большой палец, 5 – мизинец.) Затем испытание проводится на левой руке, потом снова – на правой и левой. Таким образом проба проводится на каждой руке дважды.

При выполнении нужного движения могут появляться ненужные движения других пальцев. Это происходит непроизвольно, сам ребёнок старается поднимать только один палец.

Эти лишние движения называются синкинезияим, которые возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого движения включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками от нужного к ненужному пальцу

 

Обработка результатов.

1. Подсчитывают среднее по двум пробам количество синкинезий на каждой руке. Для этого считают количество стрелочек для каждой руки и делят полученное число на 2.

2. Полученные на каждой руке результаты складывают

3. Результат сравнивают с нормами

 

Возраст ребёнка Среднее количество синкинезий по двум пробам
6 лет 7 лет 8 лет 9 лет  

 

Тест 2.

О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребёнок. Если он поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит уровень развития мелкой моторики недостаточный.

Существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования М.М. Кольцовой показали, что речевая деятельность частично развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Методика проведения. Ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика и три.(Сделай вот так) Дети, которым удаётся изолированное движение пальцев – говорящие дети, если же пальцы напряжены или.напротив, вялые сгибаются и разгибаются только вместе, то это – не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, полноценного развития речи добиться не удаётся.

Тест 3.

Методика проведения. Ребёнку предлагают нарисовать одним движением окружность диаметром 3 – 3,5 см. Если кисть развита слабо, ребёнок склонен её фиксировать на плоскости и не справляется с заданием: рисует вместо круга овал, либо окружность значительно меньшего размера. Рисует в несколько приёмов, периодически передвигая руку. Показателем скованности, фиксированности кисти является преимущественное рисование ребёнком очень мелких предметов.

Обучаемость.

 

В основе понятия «обучаемость» лежит положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребёнка, которая определяет его возможности в сотрудничестве со взрослым усваивать новые знания, поднимаясь таким образом на новую ступень умственного развития.

Обучаемость – сложное интегральное психическое качество, которое развивается прежде всего в процессе общения ребёнка со взрослым в ситуациях стихийного и (или) организованного обучения и во многом определяется индивидуальными особенностями интеллектуального развития ребёнка

Для оценки обучаемости ребёнку предлагают заведомо трудное для него задание для того, чтобы возникла необходимость в оказании помощи (можно взять любую интеллектуальную игру: «Классификация картинок», «Сложи узор», «Поиск девятого»). Мера оказания помощи – есть показатель

обучаемости.

 

М.Н. Костикова предложила различать 5 видов помощи, которые могут быть оказаны ребёнку в процессе решения мыслительной задачи.

Стимулирующая

(активизация собственных сил ребёнка: «Подумай», «Посмотри внимательно» и т.д.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: