Санатана Хинду Дхарма:путь к гармонии




 

Original version of the article “Sanatana Hindu Dharma1: the way to Harmony”—–В мире существует много религий. У каждой из них есть свой основатель, тот, кого мы обычно называем её родоначальником, историческим Гуру этой религии.

 

Так, например, основоположником и Гуру христианства является Иисус Христос, ислама - Хаджрат Мохаммед, иудаизма - Моисей, Гуру сикхов - Нанак, буддистов - Будда. У всех этих религий существует место и время их создания, но когда и где появилась религия, известная как индуизм, никто сказать не может. Вот почему, исповедующие индуизм, называют эту религию Санатана Дхарма.

 

Слово <<Санатана>> означает вечный, или находящийся вне времени. Другими словами, это религия, которая существовала до начала творения этого мира и будет существовать даже после его разрушения. При этом, из всего, что существует в мире, Верховный Господь Бхагаван - наивысшая истина, неподвластная времени. Верховный Господь, Сам создатель Санатана Дхармы и Он - обладатель всего во вселенной. Слово Бхагаван (указывает на Того, Кто владеет всей славой и всеми достояниями)(аишвара)2.Множество религий возникало на планете в разные исторические периоды, но все они имеют одну конечную цель - достижение божественного мира и гармонии.Под божественным миром мы подразумеваем прекращение борьбы за существование и возвращение в свой вечный дом. Таким вечным домом для нас является обитель Верховного Господа, властелина мира. Поэтому мы достигаем наивысшей цели нашей жизни тогда, когда воссоединяемся с Ним.

 

О том, кто его отец ребенок узнает со слов матери и мы, таким образом, все верим тому, что говорит нам мать. Точно также Веды, основные писания Санатана Дхармы, часто называют матерью. Веды, подобные нашей матери, утверждают, что Кришна - это Верховный Господь, кришнас ту бхагаван свайам. Кришна, Верховный Господь - наш Отец.

 

Все другие боги и богини, которым поклоняются последователи Санатана Дхармы, также способны проявлять своё могущество потому, что Верховный Господь наделил их такими силами и способностями. Например, Господь Брахма создает вселенную по указанию Господа Кришны, находясь под влиянием материального модуса страсти (раджо-гуны).

 

Сам Господь Кришна проявляет себя во вселенной как Вишну в настроении благости (саттва-гуны), чтобы поддерживать всё творение. Аналогичным образом, Господь Шива, покровитель тьмы и невежества (тамо-гуны), обеспечивает разрушение вселенной.

 

Верховный Господь Шри Кришна - Сам является причиной созидания, поддержания и разрушения вселенной. Несмотря на различные названия и разных основоположников, источник мировых религий один - Верховная Личность, Кришна. Все мировые религии в конечном счете происходят из Санатана Дхармы, поэтому Шри Кришна Чандра - является наивысшим Гуру всех религий, Джагат Гуру.

 

Буквальное значение слова <<гуру>> - <<тяжелый>>. Все гуру - представители Верховного Господа. Все они, будучи основоположниками различных религиозных течений и направлений, следовали наставлениям Верховного Господа Кришны в том, чтобы помочь людям понять и достичь Его, следуя пути, соответствующему каждой отдельно взятой культуре и уровню духовного понимания людей. Другими словами, все эти гуру вели людей к их изначальной обители, домой к Богу.

 

Все человеческие существа приходят в соприкосновение с верой, нормами и этикой того общества, в котором живут. Они определяют это как христианство, ислам, буддизм, вайшнавизм и прочие направления различных религиозных мировоззрений.Они любят свою религию и следуют ее заповедям, поэтому если их спросить об этом, они ответят: <<Я христианин>>, <<Я мусульманин>>, <<Я буддист>> и так далее.

 

Как студент постепенно проходит разные ступени обучения, пока не закончит учебное заведение с университетской степенью, так и последователи разных религий постепенно идут по духовному пути, пока не достигают наивысшей цели - обители Верховного Господа. Каждую из религий можно рассматривать как класс, ступень в обучении, ведущую к высшей цели.

 

Даже в Санатана Дхарме существует множество делений и направлений - шакты, смарты, шиваиты или вайшнавы.

 

Согласно вайшнавским писаниям тот, кто следует этому особому пути, способен достичь обители своего Вечного Отца, просто воспевая Его Святые Имена. Следующий стих одного из важнейших вайшнавских писаний - Чаитанйи Бхагаваты гласит -

 

джагатера пита кришна дже на бхадже бап

прити-дрохи патакира джанме джанме тап

 

Господь Кришна - Отец вселенной. Тот, кто не оказывает должного уважения своему отцу - неблагодарный сын и грешник, который будет страдать рождение за рождением. (Чаитанйа Бхагавата 2.1.202)

 

 

Изначальный Отец вселенной - Кришна. Все живые существа этого мира потерялись и блуждают так далеко от дома Отца, что совсем забыли, кто Он. Потому они рождаются в этом мире снова и снова, каждый раз принимая за отца кого-то другого. Они получают разные тела в зависимости от того, какой образ жизни вели и что делали в своей предыдущей жизни. Каждую жизнь они соприкасаются с теми, кто исповедует различные религии, и развивают свою веру в эти религии. Удача, если разум их очистится и, пройдя через многие религиозные пути, они приходят к Cанатана Дхарме. Особая удача, если они сразу принимают поклонение Господу Кришне. Постепенно они оставляют свое временное положение в материальном мире, чтобы вернутся в свой вечный дом в духовном небе.

 

Верховный Господь Кришна приходит к каждому из нас в форме Гуру, отвечая на наше глубинное желание самосознания:

 

йе ятха мам прападйанте

тамс татхаива бхаджамй ахам

мама вартманувартанте

манус партха сарвасах

 

Я отвечаю всем душам в соответствии с тем, как они обращаются ко мне. О Партха, все следуют Моему пути. (Бхагавад Гита 4.11)

 

 

Суть этих слов Кришны в том, что каждый человек, - следует ли он пути знания, деятельности, йоги, или поклоняется другим богам и полубогам - идет по пути, ведущему к Нему. Каким бы образом, с каким бы чувством человек не шел к Господу, Господь будет являть Себя этой личности в соответствии с этим.

 

Духовные наставники различных религий были каждый по-своему провидцами Божественной Истины. Их осознание выражалось в словах, слова становились писаниями духовного пути, который они основывали. Слова Христа и Моисея легли в основу Библии. Коран был явлен Мухаммедом. Основное писание Санатана Дхармы - Веды, были даны Самим Верховным Господом.

 

Те, кто следуют пути религии верят словам своих гуру и писаниям. Это является сутью веры, источником понимания Верховного Господа.В соответствии с писаниями Санатана Дхармы Верховный Господь существовал до начала творения, Он заполняет Собой все существующее в настоящем, и после разрушения вселенной Он также будет существовать.

 

Тот, кто погружен во тьму невежества и говорит, что Бога нет, напоминает мне маленького ребенка, говорящего <<моя мать бесплодна>>. Как же он сам был рожден, в таком случае, если его мать бесплодна? Поэтому подобные заявления бессмысленны, а атеистское отрицание существования Бога абсурдно.

 

Философия индуизма ясно и твердо утверждает существование Бога. Без Его милости мы не смогли бы прожить и секунды. Но мы так ослеплены богатствами и отравлены наслаждениями мира, что заявляем <<Бога нет>>. Мы подобны квартиросъемщикам, отрицающим существование владельца квартиры. Хозяин построил этот дом и дал нам его в аренду. Точно также Верховный Господь создал этот мир и позволил нам жить в нем в качестве временных жильцов. Как квартиросъемщики съезжают с квартиры при истечении срока аренды, так и нам придется переместиться в другое тело, после того, как это тело умрет. Наш срок аренды истекает со смертью тела.

 

Различные мнения относительно духовных вопросов являются результатом нашего эго. Эго происходит из невежества и корнем невежества является предание забвению Бога и чувство обладания материальными благами и знаниями. Те, кто не принимают существования Бога, не важно насколько они учены и образованы, насколько богаты и насколько успешно удовлетворяют свои чувства - в конечном итоге все эти личности приобретают демонические качества. Существует много примеров тому в истории Санатана Дхармы. Например, Равана отрицал божественность Рамачандры каждой из своих десяти голов и каждым из своих десяти органов чувств. Он стал царем Ланки и, опьяненный гордостью, начал войну против Рамачандры.

 

Аналогично Махабхарата рассказывает историю соперничества Кауравов и Пандавов, в которой также проявились эти демонические качества, когда, например, один из Кауравов, Духшасан, пытался публично надругаться над честью Драупади.

 

В Сатйа-югу нам явлен пример отца Прахлады - Хираньякашипу, обладавшего несметными богатствами и властью. Он противостоял Господу и был уничтожен вследствие своего неверия. Равана был убит по этой же причине в Трета-югу. В Двапара-югу это были Кауравы и царь Камса, чьи царства были также разрушены при этом.

 

Некоторые читатели этой статьи могут задать вопрос: <<Если в этот век Кали все оставят свои мирские обязанности, станут культивировать духовную жизнь и поклоняться Богу, то всё творение просто развалится - не так ли? Весь мир наполнится буддистскими, индуистскими монахами и католическими священниками. Если все откажутся от выполнения своих обязанностей общество ослабнет и станет иждивенческим>>.

 

Санатана Дхарма дает ответ и на этот вопрос. В Рамаяне, например, приводится множество примеров. Рассказывается, как Рама заботится о родителях и защищает своих подданных. Его браться Лакшман и Бхарата являют пример преданности своему старшему брату, жена Сита - своему мужу, Хануман - своему Господину. Махабхарата рассказывает о Юдхиштхире и его братьях Пандавах, преданных Кришне и являвших собой пример чести, правдивости, сострадания и справедливости. Неуклонно придерживаясь этих добродетелей, они правили своим процветающим государством. Если мы в наши дни будем следовать этим же принципам, мы также неизбежно достигнем процветания.

 

Хотя призвания каждой индивидуальной личности разные, тем не менее, у всех нас одна цель - достижение мира. Если мы игнорируем Покровителя мира и просто посвящаем себя материальным обязанностям или своей работе, думая, что мир и гармония придут к нам через материальные блага или богатства, мы обречены на падение в пучину страданий. Последствия такого отношения ясны - люди становятся все более и более эгоистичными, а потому игнорируют интересы своего общества и страны. Они забывают, что борьба за наслаждения или борьба за отречение - это не самая важная битва жизни. Истинное наслаждение мы получаем, поступаясь собственными эгоистичными интересами в пользу высшего - общества, страны, Бога.

 

Настоящее сражение в жизни - найти гармоничное соотношение между наслаждением и отречением. Шрути (ведические тексты) также утверждают: мы можем наслаждаться только если наслаждение основано на отречении - тена тйактена бханджита [Ишопанишад 2].

 

В другом, важнейшем писании Санатана Дхармы <<Бхагавад Гите>> Сам Бхагаван Шри Кришна говорит Своему другу Арджуне, что следует не бороться с желанием наслаждения или отречения, а найти способ использовать их должны образом. Если мы сделаем это, мы сможем сделать нашу жизнь успешной.В заключении я хотел бы сказать, что наслаждение без отречения невозможно. Отречение же неосуществимо, если мы не найдем великую цель жизни, высший идеал, к которому мы могли бы стремиться. Тот, кто придерживается только пути отречения, погружается во тьму. Отречение может быть совершенным только через активное использование чувств. Моральная и этическая сторона жизни, основывающаяся на принципе отреченности важна, но мораль без служения Господу сама по себе ничего не стоит.

 

Девятая мантра Ишопанишад гласит:

 

андхам тамах прависанти йе’видйам упасате

тато бхуйа ива те тамо йа видйайа ратах

 

Те, кто поклоняются в неведении, погружаются в тьму невежества, но те, кто привязаны к знанию, повергают себя в еще большую тьму невежества. [Ишопанишад,9]

 

 

Те, кто идут по пути неведения, другими словами, принимают путь удовлетворения материальных чувств - погружаются в невежество, но те, кто привязан к пути знаний, что сравнимо с отречением, погружается в еще большее невежество.

 

Так что же тогда нам делать? Санатана Дхарма примеряет этот явный конфликт следующим образом:

 

йас тад ведобхайам саха - <<Лишь тот, кто знает оба пути..>>3 [Ишопанишад,11]

 

Нам нужно соединить пути наслаждения и отречения. Согласно наставлениям Шрути, великий ачарья Вайшнавской линии Санатана Дхармы Бхактисиддханта Сарасвати Госвами постоянно использовал термин - йукта вайрагйа - <<должное (правильное) отречение>>. Значение его в том, чтобы использовать любые материальные блага и знания в отношении и в связи с Верховным Господом.

 

Мой духовный учитель и основатель Шри Гопинатх Гаудийа Матха Шрила Бхакти Прамода Пури Госвами Махарадж часто говорил своим ученикам, находящимся в отреченном укладе жизни: <<Не думайте, что, став монахами, и оставив дом, родственников, семью, отца и мать, братьев и сестер, вам следует планировать как сделать тоже самое с вашим духовным учителем и Верховным Господом. Настоящее значение отречения - оставить все, чтобы служить духовному учителю и Верховному Господу>>.

 

Если мы принимаем необходимое для жизни во имя служения Господу, мы не вовлекаемся в процесс удовлетворения чувств. Тот, кто занят удовлетворением своих чувств, привязан к материальному миру. Истинно отрекшийся тот, кто видит высшую и совершенную цель использования материальных благ. Он знает, как применить их в служении духовному учителю и Верховному Господу.

 

Йукта вайрагйа - это ответ на все эти вопросы. Если все люди примут принцип йукта вайрагйи, тогда каждая вещь в мире будет использована должным образом, и тогда три вида материальных страданий исчезнут. Единственный истинный обладатель во вселенной - Верховный Господь. Если мы будем использовать блага, принадлежащие Богу в служении Ему, то все конфликты в обществе, войны, ненависть и беспорядки прекратятся. Блага мира найдут свое истинное применение. Когда Господь увидит, что мы используем Его собственность так, как это предписано, Он будет доволен. А когда Господь доволен нами, атмосфера гармонии и мира заполняет все вокруг человека, его дом, его общество. Эта гармония и есть конечная и наивысшая цель всех живых существ, кем бы они ни были и чем бы они ни занимались.

 

Таким образом Санатана Дхарма являет нам, как обрести гармонию в жизни, приняв вечные отношения с Верховным Господом как слуги и господина, и достигнуть так совершенной гармонии.

 

Каждая душа может достичь мира, сосредоточившись на отношениях служения господину - Верховному Господу. Религия - означает гармония. Путь к гармонии самым совершенным образом проявлен в Санатана Вайшнава Дхарме, называмой мною выше как Санатана Хинду Дхарма.

 

_________

Примечание

 

1 Санатана Дхарма - <<санатана>> означает вечный, <<дхарма>> - естественный долг и положение всех живых существ. Слово <<дхарма>> используется в особенности в отношении лучшего создания Верховного Господа - человека.Часто люди в Индии используют термин <<Санатана Хинду Дхарма>>. Но слово <<хинду>> лишает все выражение качества <<вечности>>. Слово <<хинду>> пришло от жителей Ирана, которые не могли выговорить слово <<Синдху>>, а потому говорили <<Хинду>>, называя так людей, живущих на берегу реки Синдху.

 

В данном контексте Санатана Хинду означает тех, кто следует пути преданности Господу Кришне, Господу Вишну и их преданным.(комментарий Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайана Махараджа)

 

 

2 аишварйасйа самаграсйа

вирйасйа йашасах шрийах

джнана-ваирагйайош чаива

шаннам бхага итингана

(Вишну-пурана, 6.5.47)

 

Бхагаван, Верховная Личность Бога, исполнен шести достояний (бхаг): обладает силой, славой, богатством, знанием, красотой и отрешенностью.

(перевод шлоки дан А.С. Бхактиведантой Свами Прабхупадой)

 

3 Видйам чавидйам ча йас тад ведобхайам саха

авидйайа мритйум тиртва видйайамритам ашнуте

 

Преодолеть повторяющиеся рождение и смерть и наслаждаться даром бессмертия может только тот, кто знает оба пути - кто способен одновременно понять процесс погружения в невежество и процесс совершенствования трансцендентного знания. [Ишопанишад,11]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: