Основные классификации деятельности




По объектам и результатам (продуктам) деятельности — создание материальных благ или культурных ценностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Деятельность      
         
Материальная (практическая)   Духовная    
Связана с созданием необходи­мых для удовлетворения потреб­ностей людей вещей, материаль­ных ценностей Связана с созданием идей, образов, научных,, духовных, художественных и нрав­ственных ценностей -  
         
Материально-' производст­венная деятельность   Социально-преобразова­тельная   Познавательная деятельность (отражение действительности в художест­венной и научной фор­ме, в мифах, религиоз­ных учениях). Пример, научное открытие.    
Преобразова­ние природы Примеры: земледелие производство различных товаров. Преобразова­ние общества. Примеры: реформы в области образования, здравохранения.  
           
Ценностно-ориентировочная  
Положительное или отрицательное отно­шение людей к явлениям окружающего мира. Пример, формирование мировоззрения  
   
Прогностическая  
Планирование или представление, предвидение возможных последствий событий, изменений действительности. Пример, план развития страны до 2020 г.    
Основа классификации Виды деятельности
Субъект деятельности — Индивидуальная (деятельность одного человека. Пример, преподавание в школе) — Коллективная(деятельность нескольких людей (пример, создание учебника)
Характер самой деятель­ности — Репродуктивная(деятель­ность по образцу. Пример, работа на конвейере) — Творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов. Пример, деятельность писателя учёного, изобретателя или элемент какой-то деятельности (новая цель, новый результат или новые средства)
Соответствие правовым нормам — Законная — Незаконная
Соответствие моральным нормам — Моральная — Аморальная
Соотношение с обществен­ным прогрессом — Прогрессивная— Реакционная
Зависимость от сфер обще­ственной жизни — Экономическая (производство товаров и услуг) — Социальная (взаимоотношения социальных групп, социальная политика) — Политическая (выборы в парламент) — Духовная(создание книги, картины)
Особенности проявления человеческой активности — Внешняя (движения, мышеч­ные усилия, действия с реальны­ми предметами) — Внутренняя(умственные действия)  
                     

 

Творчество — это вид деятельности, порождающей не­что качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Творчество — это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, де­ятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельнос­ти. Однако способности могут развиваться или пропасть. По­этому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.

Важнейшие механизмы творческой деятельности

— Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.

— Воображение — способность создавать новые чувствен­ные или мыслительные образы в сознании.

— Фантазия (гр. phantasia — психический образ, плод вооб­ражения) — характеризуется особой силой, яркостью и необыч­ностью создаваемых представлений и образов.

— Интуиция (лат. intueri — пристально смотреть) — зна­ние, условия получения которого не осознаются.

Таким образом, деятельность является способом существо­вания людей и характеризуется следующими чертами:

— сознательный характер — человек сознательно вы­двигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

— продуктивный характер — направлена на получение результата (продукта);

— преобразующий характер — человек изменяет окру­жающий мир и самого себя;

— общественный характер — человек в процессе дея­тельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

 

В философской литературе распространено представление о свободе человека как возможности осознанного выбора. Человек свободен, если у него есть возможность определять цели, выбирать модель поведения, средства и способы деятельности. Свобода выражения своих мыслей, чувств ценностных установок – важное условие творчества.

Обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (пред­определением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).

Мнение: «Свобода есть познанная необхо­димость»: если все однозначно необходи­мо, если практически нет слу­чайностей, новых возможнос­тей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе

Мнение «Свобода — это возможность поступать так, как хочется»: Последствия: Полный произвол по отноше­нию к другим людям, невоз­можность установления ка­ких-либо устойчивых соци­альных связей

Мера необходимости и свободы в ту или иную историче­скую эпоху различна. Эта мера задает определенные типы личности.

 

 

Абсолютизация необходимос­ти, трактовка всякого дейст­вия человека как предопреде­ленного заранее, исключаю­щего всякую возможность выбора и случайности --т. Фатализм (лат. fatalis — роковой) — мировоззрен­ческая концепция, соглас­но которой все процессы в мире подчинены господ­ству необходимости
   
Пренебрежение необходимо­стью, объективными истори­ческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями Волюнтаризм (лат. voluntas — воля) — миро­воззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего

 

Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интел­лектуальным и эмоционально-волевым напряжением челове­ка (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничения­ми определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм обществен­ной деятельности, уровня развития общества и места челове­ка в общественной системе.

Факторы, ограничивающие свободу человека: страх наказания, осознание долга, желание получить поощрение, собственные ценностные ориентации, жизненные цели, внешние условия его существования (природные факторы, политические и экономические реалии, определённая структура общества и др.).

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совер­шать поступок в соответствии со своими целями, интере­сами, идеалами и оценками, основанными на осознании объ­ективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода не абсолютна. Человек как член общества всегда должен соизмерять свои действия, поступки с принятыми социальными нормами. Свобода всегда предполагает ответственность, т.е способность и готовность принять последствия своих поступков.

Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбо­ра порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответ­ственность — две стороны сознательной деятельности че­ловека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность — социально-философское и социоло­гическое понятие, характеризующее объективный, истори­чески конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фун­дамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Выделяют следующие виды ответственности:

— историческая, политическая, нравственная, юридичес­кая и т. д.;

— индивидуальная (персональная), групповая, коллек­тивная.

Социальная ответственность выражается в склоннос­ти человека вести себя в соответствии с интересами дру­гих людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого челове­ка (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полно­ценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

 

 

Образец задания

Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столб­це, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЯВЛЕНИЕ

A) создание художественных ценностей

Б) осуществление научного открытия

B) проведение реформ в обществе

Г) осуществление глобального модели­рования

Д) совершенствование технологий про­изводства

1) материальная 2) духовная

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившую­ся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А Б В Г Д
         

Ответ: 22121.

 

Образец задания

В6. | Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про пущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, ко­торые необходимо вставить на место пропусков. «Основополагающими чертами человека являются труд, раз­ум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и ______________(1). Свобода — это специфическое чело­веческое качество, лежащее в основе формирования его ____________(2). В свободной деятельности человек до­бивается поставленных________(3) и реализует себя. Про­блема свободы чаще сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой________(4), или все его поступки обус­ловлены внешней_____________(5), под которой пони­мали предопределение, Божий промысел,______(6), рок».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно од»ц> слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для запол­нения пропусков.

A) воля Д) индивид Б) необходимость Е) цель B) смысл Ж) судьба

Г) индивидуальность 3) ответственность

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

           
           

Ответ: ЗГЕАБЖ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: