По объектам и результатам (продуктам) деятельности — создание материальных благ или культурных ценностей
Деятельность | ||||||||||
Материальная (практическая) | Духовная | |||||||||
Связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей | Связана с созданием идей, образов, научных,, духовных, художественных и нравственных ценностей | - | ||||||||
Материально-' производственная деятельность | Социально-преобразовательная | Познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах, религиозных учениях). Пример, научное открытие. | ||||||||
Преобразование природы Примеры: земледелие производство различных товаров. | Преобразование общества. Примеры: реформы в области образования, здравохранения. | |||||||||
Ценностно-ориентировочная | ||||||||||
Положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира. Пример, формирование мировоззрения | ||||||||||
Прогностическая | ||||||||||
Планирование или представление, предвидение возможных последствий событий, изменений действительности. Пример, план развития страны до 2020 г. | ||||||||||
Основа классификации | Виды деятельности | |||||||||
Субъект деятельности | — Индивидуальная (деятельность одного человека. Пример, преподавание в школе) — Коллективная(деятельность нескольких людей (пример, создание учебника) | |||||||||
Характер самой деятельности | — Репродуктивная(деятельность по образцу. Пример, работа на конвейере) — Творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов. Пример, деятельность писателя учёного, изобретателя или элемент какой-то деятельности (новая цель, новый результат или новые средства) | |||||||||
Соответствие правовым нормам | — Законная — Незаконная | |||||||||
Соответствие моральным нормам | — Моральная — Аморальная | |||||||||
Соотношение с общественным прогрессом | — Прогрессивная— Реакционная | |||||||||
Зависимость от сфер общественной жизни | — Экономическая (производство товаров и услуг) — Социальная (взаимоотношения социальных групп, социальная политика) — Политическая (выборы в парламент) — Духовная(создание книги, картины) | |||||||||
Особенности проявления человеческой активности | — Внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами) — Внутренняя(умственные действия) | |||||||||
Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).
Творчество — это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.
Важнейшие механизмы творческой деятельности
— Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.
— Воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
— Фантазия (гр. phantasia — психический образ, плод воображения) — характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
— Интуиция (лат. intueri — пристально смотреть) — знание, условия получения которого не осознаются.
Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:
— сознательный характер — человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
— продуктивный характер — направлена на получение результата (продукта);
— преобразующий характер — человек изменяет окружающий мир и самого себя;
— общественный характер — человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
В философской литературе распространено представление о свободе человека как возможности осознанного выбора. Человек свободен, если у него есть возможность определять цели, выбирать модель поведения, средства и способы деятельности. Свобода выражения своих мыслей, чувств ценностных установок – важное условие творчества.
Обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).
Мнение: «Свобода есть познанная необходимость»: если все однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе
Мнение «Свобода — это возможность поступать так, как хочется»: Последствия: Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей
Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна. Эта мера задает определенные типы личности.
Абсолютизация необходимости, трактовка всякого действия человека как предопределенного заранее, исключающего всякую возможность выбора и случайности | --т. | Фатализм (лат. fatalis — роковой) — мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости |
Пренебрежение необходимостью, объективными историческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями | Волюнтаризм (лат. voluntas — воля) — мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего |
Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.
Факторы, ограничивающие свободу человека: страх наказания, осознание долга, желание получить поощрение, собственные ценностные ориентации, жизненные цели, внешние условия его существования (природные факторы, политические и экономические реалии, определённая структура общества и др.).
Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
Свобода не абсолютна. Человек как член общества всегда должен соизмерять свои действия, поступки с принятыми социальными нормами. Свобода всегда предполагает ответственность, т.е способность и готовность принять последствия своих поступков.
Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.
Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.
Выделяют следующие виды ответственности:
— историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;
— индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).
Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.
Образец задания
Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЯВЛЕНИЕ
A) создание художественных ценностей
Б) осуществление научного открытия
B) проведение реформ в обществе
Г) осуществление глобального моделирования
Д) совершенствование технологий производства
1) материальная 2) духовная
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
А | Б | В | Г | Д |
Ответ: 22121.
Образец задания
В6. | Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про пущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и ______________(1). Свобода — это специфическое человеческое качество, лежащее в основе формирования его ____________(2). В свободной деятельности человек добивается поставленных________(3) и реализует себя. Проблема свободы чаще сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой________(4), или все его поступки обусловлены внешней_____________(5), под которой понимали предопределение, Божий промысел,______(6), рок».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно од»ц> слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
A) воля Д) индивид Б) необходимость Е) цель B) смысл Ж) судьба
Г) индивидуальность 3) ответственность
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Ответ: ЗГЕАБЖ