Словарь основных философских терминов 5 глава




Мировоззрение (нем. Weltanschauung) - система человеческих знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в аксиологических установках лич­ности и социальной группы, в убеждениях относительно сущ­ности природного и социального мира. Термин «мировоззре­ние» впервые появляется в нач. XVIII в. в сочинениях немецких романтиков, а также в работе Ф. Э. Шлейермахера «Речи о ре­лигии». Мировоззрение неоднородно и предполагает три уровня освоения реальности – мироощущение (отражает непосредственно данную среду жизнедеятельности в чувственной форме), мировосприятие (формирует целостную картину мира в форме представлений и высших эмоций), миропонимание (понятийное отражение мира).

Выделяют исторические типы мировоззрения: миф, религию и философию. Кроме того, мировоззрение конкретной личности или социальной группы позволяет типологизировать уровень миропонимания (жизненно-практический или теоретический), а также форма духовно-практической деятельности, в рамках которой оно складывается. При этом нужно понимать, что миф является синкретическим мировоззрением и выделение в нем видов и уровней нецелесообразно. Религия также является тотальным мировоззрением, хотя в соединении с обыденной практикой, наукой или искусством даёт несколько различные варианты картины мира. В наибольшей степени видовые различия внутри исторического типа мировоззрения проявляются в философской картине мира в силу принципиального плюрализма философии как мировоззрения.

Мистика (от греч. - таинственный), религиозная прак­тика, имеющая целью переживание в экстазе непосредствен­ного «единения» с абсолютом, а также совокупность теоло­гических и философских доктрин, оправдывающих, осмыс­ляющих и регулирующих эту практику Мировоззренческие основы мистики могут резко различать­ся в зависимости от социальных и религиозно-конфессиональ­ных условий. В ортодоксальных системах теизма (иудаизм, христианство, ислам) абсолют - это личный бог и «едине­ние» с ним - это диалогическое «общение», которое требует согласия партнера и потому не может быть достигнуто меха­нически односторонним усилием. В системах нетеистического мистицизма место личного бога занимает безличное транс­цендентное начало (дао даосизма, шуньята буддизма, единое неоплатонизма и т. п.). Однако все мистические доктрины имеют некоторые общие черты. Все они тяготеют к иррацио­нализму интуитивизму намеренной парадоксальности; они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на язы­ке символов, центральный из которых - смерть (как знак для опыта, разрушающего прежние структуры сознания). Пред­ставители мистики всех времен и народов, всех вероисповеда­ний и направлений в совершенно одинаковых выражениях заявляют о полной невозможности передать смысл мистики иначе, чем в неадекватном намеке или через молчание (ср. «благородное молчание» буддистов). Теология мистики обо­значается в христианской традиции как «отрицательная» («не­гативная», апофатическая теология), поскольку она описыва­ет бога посредством отрицаний, не оставляя места для утвер­дит. характеристик. Практика мистики предполагает ту или иную систему психофизических упражнений (дхьяна и йога в индийских системах мистики, «умное делание» православных монахов), обычно включающую гипнотическое сосредоточе­ние ума на простейших фигурах (янтры и мандалы в индий­ской традиции, крест у христиан), на простейших сочетаниях слов (мантры индуизма, «молитва Иисусова» в православии, молитвенные восклицания в католицизме, повторяемые тысячи раз подряд), на отдельных словах и т. д.

Мифология (от греч. - предание, сказание и - слово, понятие, учение) – форма общественного соз­нания; исторический тип мировоззрения, характерный для ранних этапов развития общест­ва. Мифология ориентирована на преодоление фундаменталь­ных антиномий человеческого существования, на гармониза­цию общества, личности и природы. В сознании первобытного коллектива мифология доминирует. Следствием неспособно­сти человека выделить себя из окружающего мира и синкретичности первобытного мышления, его слитности с эмоцио­нальной, аффективной сферой стало метафизическое сопос­тавление природных и культурных (социальных) объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в т. ч. оду­шевление фрагментов космоса. Мифологическое мышление характеризуется неотчетливым разделением субъекта и объ­екта, предмета и знака, существа и его имени, пространствен­ных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличием к противоречию и т. п.

Модус (лат. modus - мера, способ, образ, вид) - фило­софский термин, обозначающий случайное, несущественное свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в не­которых состояниях, способ бытия, действия, переживания, мышления. По­нятие модуса выражает зависимость единичных вещей от субстанции; модус, т. о., трактуется как состояние, единичное проявление субстанции, это то, что существует в другом и пред­ставляется через это другое, в отличие от субстанции, суще­ствование которой не зависит ни от какой другой вещи. Каж­дый модус включен в бесконечную цепь причин и следствий. Постижение вещей как модусов означает постижение необ­ходимых проявлений единой и вечной субстанции. Модус от­личают от атрибута - неотъемлемого свойства предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться.

Мокша (санскр. moksa, от глагольного корня «тис» - ос­тавлять, покидать, освобождаться, через дезидератив «мокш» - желать освобождения) - в индийской религиозно-философ­ской традиции - окончательное освобождение от сджюры, т. е. дурной бесконечности все новых и новых рождений. Мокша как одна из четырех целей человеческой жизни превосходит три остальные (артху, или матери­альное благополучие, каму; т. е. чувственные радости, и дхарму, или морально-религиозный закон) и тем самым отменяет их; она предполагает выход из-под власти кармы.

Монизм (от греч. - один, единственный) - фило­софская позиция, признающая единство мира, т. е., во-пер­вых, субстратное сходство всех входящих в него объектов, во-вторых, их взаимосвязь и, в-третьих, саморазвитие обра­зуемого ими целого. Монизм противостоит плюрализму и его разновидности - дуализму. Различают мировоззренческий и конкретно-научный мо­низм. Задача первого - найти общую основу всех явлений, включая человеческое сознание, задача второго - найти ее только для конкретного класса явлений - математических, физических, химических, социальных и т. д. По характеру ре­шения основного вопроса философии - вопроса об отноше­нии мышления к бытию - различаются три разновидности мировоззренческого монизма: субъективный идеализм, мате­риализм и объективный идеализм. Последовательный субъ­ективный идеалист (солипсист) истолковывает мир как содер­жание собственного сознания и именно в этом усматривает его единство. Материалист признает объективный мир, все явления которого трактует как формы существования мате­рии или ее свойства. Свойством материи объявляется и чело­веческое сознание - единственный вид сознания, признавае­мый материализмом. Объективный идеалист признавая и соб­ственное сознание, и мир, существующий вне его, постули­рует еще одну сущность - мировой дух, творящий и мир, и человека, и его сознание.

Монизм стремится свести все многообразие мира к единой первооснове. Это стремление возникает в ходе размышления над закономерностью, обнаруживающейся при движении от целого к частям, частям этих частей и т. д.: множество откры­вающихся при этом объектов растет; а их разнообразие умень­шается. Так, клеток больше, чем живых организмов, но ви­дов клеток меньше; атомов больше, чем молекул, но их раз­нообразие еще меньше и т. д. Методом предельного перехо­да заключают, что итогом этого уменьшения разнообразия при движении в глубь предмета будет абсолютно однород­ный первосубстрат. Поиск такой первоосновы был одной из главных задач философии с момента ее возникновения.

Мораль (лат. moralitas) - понятие европейской философии, служащее для обобщенного выражения сферы высших цен­ностей и долженствования. Мораль обобщает тот срез чело­веческого опыта, разные стороны которого обозначаются словами «добро» и «зло», «добродетель» и «порок», «правиль­ное» и «неправильное», «долг», «совесть», «справедливость» и т. д. Представления о морали формируются в процессе осмыс­ления, во-первых, правильного поведения, должного харак­тера («морального облика»), а во-вторых, условий и пределов произволения человека, ограничиваемого собственным (внут­ренним) долженствованием, а также пределов свободы в ус­ловиях извне задаваемой организационной и (или) норматив­ной упорядоченности. В мировой истории идей можно реконструировать противоположные представления о морали как а) системе (кодексе) вме­няемых человеку в исполнение норм и ценностей (универ­сальных и абсолютных или партикулярных и относительных) и б) сфере индивидуального самополагания личности (сво­бодного или предопределенного какими-то внешними фак­торами).

Настика (неортодоксальные школы древнеиндийской философии) – историко-философская категория, применяемая для обозначения совокупности школ древнеиндийской философии, стремившихся к построению картины мира, отличной от той, которая задана основополагающими идеями Вед. При этом буддизм и джайнизм разделяли проблематику ведической философии, ориентируя человека на выход из цепи перерождений (колеса сансары), но не поддерживали онтологических представлений ортодоксальных школ и, главное, отрицали варно-кастовую структуру индийского общества, освящённую авторитетом Вед и ведической трактовкой принципа кармы как результата следования дхарме, т.е. варновым предписаниям. Сторонники материалистической школы чарвака (локаята) отрицали сам закон сансары, указывая на ограниченность бытия человека рамками его телесного существования.

Натурфилософия (философия природы) - область философских исследований, которые стремятся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, задающее принципиальную схему понимания и объяснения отдельных вещей, как регулятивную идею, позволяющую понять все сущее и все предметы в их единстве и в многообразии форм, построить рационально-научную картину мира, восполнив данные естествознания и выявив внутренние принципы взаимосвязи и детерминации вещей, раскрыть различные уровни природы как целого - от неорганической природы к жизни и жизни человека. Натурфилософия - форма спекулятивного знания, построенного с помощью дедукции. Понимание натурфилософии изменялось в истории человеческой мысли и обусловлено тем, как трактовалась природа (то ли как совокупность всего изменчивого и становящегося, то ли как нечто, противоположное душе, истории, культуре, свободе, то ли как внутренний принцип вещей, то ли как область причинно-закономерного и каузально-необходимого). Термин «натурфилософия» возник давно и употреблялся вместе с равнозначными терминами «метафизика природы», «философия природы», «спекулятивная физика». Аристотель говорил о «физике», Сенека и X. Вольф о «philosophia naturalis», Шеллинг - о спекулятивной физике.

Наука - I. Особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. II. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности.

Основные признаки науки как вида познавательной деятельности: предметность (направленность на реально существующие вещи, явления, отношения, находящиеся в поле человеческой деятельности), рациональность (выраженность в понятийном или понятийно-математическом аппарате), обоснованность (которая может пониматься как эмпирическая проверяемость, логическая доказанность), системность (взаимосвязанность элементов научного познания, соответствующая структуре познаваемого предмета), рефлексивность (обращённость познания не только на предметы исследования, но и на методы, с помощью которых это исследование осуществляется).

В развитии науки (начиная с XVII в.) можно выделить три основных типа научной рациональности: классическую (XVII - нач. XX в.), неклассическую (1-я пол. XX в.), постнеклассическую (кон. XX в.). Классическая наука предполагала, что субъект дистанцирован от объекта, как бы со стороны познает мир, а условием объективно-истинного знания считала элиминацию из объяснения и описания всего, что относится к субъекту и средствам деятельности. Для неклассической рациональности характерна идея относительности объекта к средствам и операциям деятельности; экспликация этих средств и операций выступает условием Получения истинного знания об объекте. Образцом реализации этого подхода явилась квантово-релятивистская физика. Наконец, постнеклассическая рациональность учитывает соотнесенность знаний об объекте не только со средствами, но и ценностно-целевыми структурами деятельности, предполагая экспликацию внутринаучных ценностей и их соотнесение с социальными целями и ценностями. Появление каждого нового типа рациональности не устраняет предыдущего, но ограничивает пространство его действия. Каждый из них расширяет поле исследуемых объектов (от доминирования в XVII-XVIII вв. исследований простых, механических систем до включения в качестве главных объектов изучения сложных, саморегулирующихся, а затем и исторически развивающихся систем). В современной, постнеклассической, науке все большее место занимает особый тип исторически развивающихся систем – т. н. человекоразмерные системы, включающие человека и его деятельность в качестве составного компонента. К ним относятся объекты современных биотехнологий, в первую очередь генной инженерии, медико-биологические объекты, крупные экосистемы и биосфера в целом, человеко-машинные системы и сложные информационные комплексы (включая системы искусственного интеллекта), социальные объекты и т. д.

Научная картина мира - целостный образ предмета научного исследования в его главных системно-структурных характеристиках, формируемый посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее исторического развития. Различают основные разновидности (формы) научной картины мира: 1) общенаучную как обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, формируемое на основе синтеза знаний, полученных в различных научных дисциплинах; 2) социальную и естественнонаучную картины мира как представления об обществе и природе, обобщающие достижения соответственно социально-гуманитарных и естественных наук; 3) специальные научные картины мира (дисциплинарные онтологии) - представления о предметах отдельных наук (физическая, химическая, биологическая и т. п. картины мира).

Научные картины мира выполняют три основные взаимосвязанные функции в процессе исследования: 1) систематизирует научные знания, объединяя их в сложные целостности; 2) выступают в качестве исследовательских программ, определяющих стратегию научного познания; 3) обеспечивают объективацию научных знаний, их отнесение к исследуемому объекту и их включение в культуру.

Научно-техническая революция - коренная трансформация науки, техники и технологии производственной деятельности людей, их трудовых и экономических отношений, денежных и рыночных систем общества, уровня доходов и уклада жизни населения; исторический процесс соединения научной и технической революций, которое коренным образом преобразило человеческое общество в XX в. Основой этой трансформации является развитие самого человека, его эмоционального, интеллектуального и нравственного мира, интересов, ценностей и мотиваций, потребностей и сущностных сил, интеллектуальная и духовная революция XX в., связанная с автоматизацией и компьютеризацией материального и духовного производства. В разных странах характер и многие результаты НТР различны, поскольку страны оказались на разных ступенях глобального трансформационного процесса.

Неклассический рационализм – историко-философская категория, применяемая для обозначения ряда направлений постклассической и современной философии, методология которых основана на логико-понятийном отражении действительности, в противовес иррационализму, полагающему логико-понятийный аппарат принципиально неадекватным реальности. Главное отличие неклассического рационализма от классического – это отказ от признания рациональности самого мира. Так, если у Гегеля рациональное познание было возможно за счёт тождества познающего сознания и сознания, являющегося субстанцией, то у представителей неклассического рационализма сознание обретает способность адекватно отражать реальность лишь постепенно – в силу исторической эволюции (марксизм, позитивизм О.Конта) или целенаправленных усилий научного сообщества (неопозитивизм, постпозитивизм). К неклассическому рационализму относят такие направления, как неогегельянство, неокантианство, марксизм и неомарксизм, позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая философия, логический позитивизм, критический рационализм. В современных условиях уже наметился плодотворный синтез неклассического рационализма и иррационализма, проявившийся в том, что аналитическая философия переняла опыт философской герменевтики и в таком виде стала основной формой современной гносеологии, в синтезе фрейдизма и марксизма Э.Фроммом, в соединении марксизма, философии жизни и феноменологического экзистенциализма в философии коммуникации, наконец, в последовательной деконструкции обоих направлений философами постмодернизма.

Нирвана (санскр. угасание, потухание) - в индийской религиозной мысли высшая цель всех живых существ; одно из ключевых понятий буддизма, обозначающее трансцендентное состояние, достигнутое Буддой в результате познания четырех благородных истин и прохождения восьми ступеней дхьяны (медитации). Состояние нирваны предполагает полное искоренение аффектов и эгоцентрических привязанностей (клеши, ашая), которые «подпитывают» процесс перерождения (сансара, карма), поэтому ее наступление часто сравнивают с потуханием огня по истощении запасов топлива. Нирвана не обязательно влечет за собой физическую смерть. Смерть архата, уже пережившего нирвану, называется пари-нирваной (высшей нирваной). Считается, что достигшие ее совершенно исчезают из всех существований, миров и времен, поэтому бодхисаттвы, пекущиеся о благе других существ, откладывают свой окончательный уход для того, чтобы помочь им облегчить свою участь.

Номинализм (лат. nominalis - относящийся к именам, именной, от nomen - имя) - одно из основных философских направлений в решении проблемы универсалий. Согласно номинализму, предметный мир вне мышления и сознания - это всецело эмпирический мир. Поэтому вне чувственного опыта нет никакой объективной реальности. Только конкретные вещи - индивиды - существуют в физическом смысле этого слова. Что же касается абстрактных объектов (абстрактных сущностей, универсалий), которые в чувственном опыте не даны, то они «сами по себе» (вне мышления и речи) не существуют. Своим действительным существованием и значением они обязаны их материальному носителю - языку. И поскольку существование абстрактных объектов чисто словесное, их включение в онтологию недопустимо.

Общественно-экономическая формация - категория марксизма, обозначающая ступени исторического развития обще­ства, устанавливающая определенную логику исторического процесса Основные характеристики общественной формации: способ производства, система общественных отношений, социальная структура и т. д. Выделяют пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Общество (лат. societas - социум, социальность, социальное) - в широком смысле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга; в узком смысле: генетически и/или структурно определенный тип - род, вид, подвид и т. п. общения, предстающий как исторически определенная целостность либо как относительно самостоятельный элемент подобной целостности.

Общечеловеческие ценности. Несмотря на разительные социальные, экономические, политические и культурные контрасты, правомерно тем не менее говорить о становлении единой цивилизации на нашей планете. Ее утверждение и развитие немыслимы без всеобщего признания таких фундаментальных гуманистических принципов, как свобода выбора народами своего будущего, возрастающая многовариантность социального прогресса и верховенство общечеловеческих интересов над бесчисленными центробежными силами. История неумолимо поставила на повестку дня переход от политической конфронтации к диалогу, от идеологического и религиозного фанатизма к деидеологизации межгосударственных отношений, к терпимости и плюрализму, от непримиримого противоборства к совместной эволюции различных народов на основе их взаимной военной, экологической, экономической безопасности.

Объект (позднелат. objectum - предмет, от лат. objicio - бросаю вперед, противопоставляю) - то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта. Объект не тождествен объективной реальности: во-первых, та часть последней, которая не вступила в отношение к субъекту, не является объектом; во-вторых, объектами могут быть и состояния сознания. Существуют разные типы объектов и соответственно разные типы субъектно-объектных отношений. Объектом может быть физическая вещь, существующая в пространстве и времени, объективно-реальная ситуация. Это может быть собственное тело субъекта. Объектами могут быть состояния сознания субъекта и даже его Я в целом. В этом качестве могут выступать другие люди, их сознание, а также предметы культуры (включая тексты) и присущие им смыслы. Активность субъекта необходимо предполагает внеположный ей объект. В противном случае она невозможна, как невозможным становится и сам субъект.

Объективное - то, что существует независимо от индивидуального сознания; прежде всего это физические вещи и события в пространстве и времени; другие люди, их действия и состояния сознания; собственное тело индивида. С точки зрения объективного идеализма объективно-реально существует Абсолют.

«Объективный дух» - категория гегелевской философии, означающая «подлежащий порождению духом и порожденный им мир»: дух полагает объективность мира как действительность самого себя, как наличное бытие своей свободы. Учение Гегеля об объективации духа в действительности и его формах изложено им в «Философии духа» (3-я часть «Энциклопедии философских наук») и «Философии права». Объективный дух охватывает у Гегеля сферу социальной жизни и понимается как сверхиндивидуальная духовная целостность, возвышающаяся над единичными волями (единичными «я») и проявляющаяся через безличные связи и отношения. Ступени развития объективного духа - право, моральность и нравственность (последняя предстает в виде семьи, гражданского общества и государства), одновременно это формы, в которых дух осознает свое собственное содержание.

Онтология (от греч. on, род. падеж ontos - сущее и logos - слово, понятие, учение) - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т. е. как метафизика бытия. Термин «онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе X. Вольфа.

Отражение - основная характеристика познания и сознания с точки зрения философии диалектического материализма. Познание и сознание понимаются в рамках этой концепции в качестве отражения, воспроизведения характеристик предметов, существующих объективно - реально, независимо от сознания субъекта. В советской философии отражение было истолковано как изоморфное или гомоморфное соответствие образа предмету. Такое понимание открыло возможность для широкого использования при исследовании проблематики отражения данных и идеи теории информации, кибернетики, семиотики, теории моделирования и др. дисциплин. В определенной степени эти исследования предвосхитили современное обсуждение проблемы репрезентации в рамках когнитивной науки. Одновременно изучались особенности отражения «как всеобщего свойства материи» с опорой на теорию информации и теорию систем и в связи с процессами биологической эволюции.

Отчуждение - философская категория, а также понятие, используемое в социологии, психологии, праве. В философии категория «отчуждение» выражает такую объективацию качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект ее воздействия. В социальной философии и в социологии отчуждение - это общественное отношение, социокультурная связь между субъектами, которая вышла из-под их контроля и стала самостоятельной, господствующей над ними силой. Это инобытие свободы, ее противоположность. Человек стремится преодолеть существующие формы своего отчуждения и достичь более высокого уровня свободы. При этом он нередко порождает новые формы отчуждения и попадает под их влияние.

Пантеизм (от греч. pan - все и theos - Бог) - религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог имманентен миру, Бог и мир суть одно. В качестве религиозного учения обычно противопоставляется теизму, отделяющему Бога в качестве трансцендентного вневременного творца от мира как его временного творения. Отождествляя Бога и мир, пантеизм содержит в себе возможность редукции одного из элементов тождества к другому. Либо Бог растворяется в мире (природе), и пантеизм тяготеет к материализму (наиболее ярким образцом такого рода пантеизма служит доктрина Б. Спинозы с ее формулой «Deus sive Natura»), либо природа исчезает в Боге, представая как всего лишь его инобытие (в таком виде пантеизм присутствует в различных философских версиях объективного идеализма, от систем индийской философии до гегелевской философии Абсолюта). В первом случае это натуралистический пантеизм, во втором – мистический.

Парадигма - теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач. В философию науки понятие парадигмы было введено позитивистом Г. Бергманом для характеристики нормативности методологии, однако широкое распространение приобрело после работ американского историка физики Т. Куна. Стремясь построить теорию научных революций, Кун предложил систему понятий, среди которых важное место принадлежит понятию парадигмы, т. е. «...признанным всеми научным достижениям, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу» (Кун Т. Структура научных революций, пер. с англ. М., 1975, с. 11). Смена парадигмы представляет собой научную революцию.

Патристика (от лат. pater, «отец») - термин, появившийся в XVII в. и обозначающий совокупность учений христианских авторов кон. I-VIII в. - т.н. отцов Церкви. К кон. V в. были сформулированы три признака, отличавшие авторитетного «отца»: древность, святость жизни и ортодоксальность учения (впоследствии к ним был добавлен 4-й - одобрение церкви). Хотя этим критериям соответствовали не все крупные христианские авторы; поэтому с современной точки зрения составной частью патристики являются и те учения, которые христианская традиция не считает вполне ортодоксальными, а «отцом» может быть назван почти всякий автор первых веков христианства. В широком смысле патристика - это доктринальная форма построения христианской культуры, многоплановый синтез религиозных ценностей христианства и эллинского литературно-философского наследия.

Плюрализм ( от лат. pluralis - множественный) - философское направление, утверждающее, что мир состоит из многих принципиально различных, независимых и несводимых друг к другу субстанций, первоначал, первосущностей. Плюрализм противоположен монизму. Термин «плюрализм» ввел X. Вольф в 1712. Разновидностью плюрализма является дуализм, сводящий число независимых первосущностей к двум. В истории философии последовательный плюрализм встречается не чаще, чем последовательный монизм. Классическим плюралистом, признающим более чем два независимых первоначала, считается Эмпедокл. Он учил, что мир образован четырьмя элементами — землей, водой, воздухом и огнем, которые вечны, неизменны и, следовательно, не влияют друг на друга и не переходят друг в друга. Все в мире объясняется их механическим смешением.

От мировоззренческого отличают методологический плюрализм - стремление объяснить исследуемый объект взаимодействием множества независимых и не связанных между собой начал. Таков, напр., многофакторный подход к исследованию человеческого общества. Ему противостоит однофакторный подход, объясняющий изменение общества каким-то одним явлением - географической средой, экономикой и т. д. Плюрализмом называют также социально-политическое учение, настаивающее на необходимости для нормального развития общества разнообразия политических, религиозных, экономических и др. взглядов.

Понимание - категория, использовавшаяся в различных философских дискурсах для характеристики: 1) познавательной способности, которая представлена в деятельности рассудка, противопоставляемой деятельности разума и по-разному истолковываемой; 2) процедур герменевтического истолкования смысла текстов, расшифровки значения языковых и речевых практик, используемых в них знаков, символов, слов, предложений при переводе на другой язык, и вообще постижение смысла культурных формообразований; 3) специфического способа бытия человека в мире, которое рассматривается в фундаментальной онтологии и философской герменевтике как экзистенциал, как основной модус бытия, как проект, как усмотрение возможностей существования, как понимающее бытие возможностей. Этим трем формам интерпретации понимания соответствуют три этапа в трактовке понимания в истории философии — от трактовки понимания как одной из познавательных способностей в рационализме через отождествление понимания с процедурами герменевтики как специфической методологии гуманитарных наук (или наук о духе) к онтологической трактовке понимания, исходящей из изначальной герменевтичности существования и имманентности понимания и пред-понимания бытию человека в мире.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: