Словарь основных философских терминов 6 глава




Право - специфическая форма общественных отношений, особый вид социальной регуляции. В истории и теории права есть два подхода в трактовке сущности и понятия права: юридический (от лат. jus - право) и легистский (от лат. lex - закон). Согласно легистскому подходу, под правом имеется в виду продукт государства (его власти, воли, усмотрения, произвола): право - приказ (принудительное установление, правило, норма, акт) официальной (государственной) власти, и только такой властный приказ есть право. Здесь право сводится к принудительно-властным установлениям, к формальным источникам т. н. позитивного права (законам, указам, постановлениям, обычному праву, судебному прецеденту и т. д.), т. е. к закону (в собирательном смысле) - к тому, что официально наделено в данное время и в данном месте законной (властно-принудительной) силой. Право в соответствии с легистским подходом не имеет собственной объективной (независимой от власти) природы, сущности и специфики, своего собственного принципа. Право производно от государства, его принципом (сущностным признаком и отличительной особенностью) является властная сила, обеспеченность властным принуждением. Такое легистское отождествление права с законом (с позитивным правом) присуще всем направлениям и вариантам т. н. юридического позитивизма (и неопозитивизма), который по существу является не юридическим, а именно легистским позитивизмом. В рамках самого юридического (антилегистского) типа правопонимания можно выделить два разных подхода: 1)естественно-правовой подход, исходящий из признания естественного права, которое противопоставляется позитивному праву (термин «позитивное право» возник в средневековой юриспруденции); 2) либертарно-юридический (либерально-юридический) подход, который исходит из различения права и закона (позитивного права) и под правом (в его различении и соотношении с законом) имеет в виду не естественное право, а бытие и нормативное выражение (конкретизацию) принципа формального равенства (как сущности и отличительного принципа права).

Практика (от греч. praktis - дело, деятельность, поступок) - понятие философского (эстетического, гносеологического, этического, политологического) дискурса, использующееся в различных контекстах для характеристики 1) благого поступка в отличие от теоретической и творческой деятельности, 2) технико-инструментального разума в противовес умозрению, 3) определенного типа разума - практического разума, соединяющего в себе усилия воли и ума, этические, эстетические и познавательные ориентации и структуры, 4) универсального способа отношения человека к миру, который предполагает волю, усилия ума, ориентацию на будущее в целеполагании, в замышлении и в создании проекта, технологическом проектировании, в расчете средств, адекватных цели и необходимых для получения желаемого результата.

Предфилософия – переходная форма от мифа к философии, включающая развитую мифологию (сказания о возникновении и устройстве природы, человека, общества) и начатки зарождающихся научных знаний.

Прекрасное - одна из главных категорий классической эстетики, характеризующая традиционные эстетические ценности. Она выражает одну из основных и наиболее распространенных форм неутилитарных субъект-объектных отношений, связана с эстетическим наслаждением, совершенством, оптимальностью духовно-материального бытия, идеалами, стилем и т. п. Наряду с благом и истиной прекрасное - одно из древнейших понятий культуры, богословия, философской мысли.

Принцип гармонии веры и разума - идея принципиаль­ного согласия двух истин — основанных на Откровении и вы­водимых человеческим разумом. Теология исходит из истин, данных в Откровении, и использует философские средства для их раскрытия, философия движется от рационального осмыс­ления данного в чувственном опыте к обоснованию сверх­чувственного, например бытия Бога, Его единства и т. д.

Принцип системности - философское универ­сальное утверждение, согласно которому все предметы и яв­ления мира представляют собой системы той или иной сте­пени целостности и сложности. По своему статусу принцип системности аналогичен другим философским универсальным принципам (каузальности, развития и т. п.) и очень часто в научном и философском познании используется в неявной, имплицитной форме Принцип системности хорошо иллюст­рирует известное утверждение Л. фон Берталанфи «системы повсюду», а его суть выражается в выдвинутом еше в антич­ности тезисе «Целое больше суммы своих частей». Принцип системности использовался в той или иной форме на протя­жении всей истории развития человеческого познания прежде всего в системно-ориентированных научных и философских концепциях. В ХХ в. на его основе строились философские обоснования тектологии, обшей теории систем, кибернети­ки, системного подхода, системного анализа, синергетики и других системных теорий. В отечественной философии в 1960-80-х гг. В.П. Кузьминым (1926-89) был проведен це­лостный анализ содержания принципа системности и его роли в научном познании

Провиденциализм (от лат. providentia - «провиде­ние») христианское истолкование истории и политики как осуществления боже­ственного плана, промысла Бога, спасительно направляюще­го человечество к царству Божию на земле. В этом смысле показательны труд Августина «О граде божием» и сочинение Лютера «О рабстве воли». В кальвинизме провиденциализм неотделим от предопределения. При этом постоянно пред­принимается попытка примирения фатализма со свободой человечес­кой воли в политике и социально-исторической сфере.

Прогресс (от лат. progressus - движение вперед, успех) - такое развитие системы, которое расширяет возможности проявления ее сущности вовне. Это выражается в повышении степени приспособления и жизнеспособности системы в меняющихся условиях ее существования и связано с процессом усложнения системной организации.

Развитие - необратимое, поступательное, качественное изменение предме­тов духовного и материального мира во времени, понимаемом как линейное и однонаправленное.

В Новое время понятие линейного времени и соответственно понятие развития стали доминирующими, что было свя­зано с утверждением философии, обосновывавшей саму воз­можность научного мышления (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Шеллинг, Фихте). Научное мышление предпо­лагает движение мысли от субъекта ко все более глубокой сущ­ности предмета, который противостоит субъекту, существует независимо от него. Поэтому знание о нем должно быть мак­симально освобождено от всего субъектного, случайного, свя­занного с личностью ученого, с ситуацией генезиса знания. Содержание научного знания (в идеале) определяется исклю­чительно предметом исследования, именно этим обеспечива­ется его объективность и истинность. Достижения отдельно­го ученого включаются в дедуктивный ряд развития научно­го знания, которое происходит поступательно, прогрессивно, необратимо, причем каждая последующая ступень включает в себя предыдущую в снятом виде. Философское осмысле­ние возможности такого рода движения в наиболее завершен­ной форме дается в философии Гегеля, в его диалектической концепции. Понятие «снятие» является для Гегеля одним из наиболее важных, в нем предполагается, с одной стороны, преодоление, устранение прошлого, а с другой - сохране­ние его как момента более развитого нового целого.

Разделение властей – либеральный правовойпринцип, исключающий монополизацию власти в руках одного лица или органа. Смысл этого принципа состоит в разделении государственной власти на три равноправные части, или ветви власти, - законодательную, исполнительную и судебную,- которые обладают самостоятельностью и взаимно контролируют друг друга, не допуская превышения полномочий какой-либо из властей. Впервые принцип разделения властей был выдвинут Дж. Локком (законодательная, исполнительная, федеративная власти); в современном виде сформулирован Ш. Монтескье.

Рационализм (от лат. ratio - разум) - философско-мировоззренческая установка, согласно которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума. Фундаментальное требование классического рационализма - достижение абсолютной и неизменной истины, обладающей универсальной общезначимостью для любого нормального человеческого ума. Это требование представлялось несовме­стимым со стратегией эмпиризма (опыт конечен и ненадежен, знание, полученное из опыта, может считаться лишь вероятным и относительным).

Реализм ( от позднелат. realis - вещественный, действи­тельный) - философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схолас­тика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский реализм ХХ в.). Проблема универсалий исторически восходит к учению Платона об организующих мир и самодовлеющих сущнос­тях - «идеях», которые, находясь вне конкретных вещей, со­ставляют особый идеальный мир. Аристотель, в отличие от Платона, считал, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой. Реализм в средневековой философии - один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов реше­ния спора об универсалиях, выясняющих онтологический ста­тус общих понятии, т е вопрос об их реальном (объектив­ном) существовании В отличие от номинализма,,для кото­рого реальна лишь единичная вещь, а универсалия - осно­ванное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии, реализм считает, что универсалии существуют реально и не­зависимо от сознания (universalia sunt realia).

Религиозная вера – вера в сверхъестественное, основанная на представлении о неподчиненности сверхъестественного закономерностям материального мира, о его абсолютной независимости от чего бы то ни было и о его всесилии. Верующий убежден, что сверхъестественное не просто существует, но может повлиять на его жизнь и его судьбу и верит, что с помощью особых действий можно оказать положительное влияние на него. Таким образом, религиозная вера предполагает, что существуют особые отношения между человеком и сверхъестественным, которые реализуются верующими в культовых действиях.

Религия - (этимология термина остается спорной. Чаще все­го его выводят из лат. religio - «благочестие, святыня, пред­мет культа»; Цицерон (I в. до н. э.), однако, связывал его с лат. religere — «собирать, вновь обдумывать, благоговеть, соблюдать», а Лактанций (IV в), Фейербах, Энгельсс religare — «связывать, соединять»). Обычно религию определяют как мировосприя­тие, свод моральных норм и тип поведения, которые обусловлены верой в существование «иного», сверхъестественного мира и существ - духов, богов или Бога, разумно сотворив­ших и творящих все материальные и духовные формы бытия, а также совокупность ритуалов и магических действий (культ религиозный), обеспечивающих связь человека с потусторон­ними силами, и соответствующие (церковные) организации и объединения верующих. При видимой многосторонности и полноте такая дефиниция во многом остается формальной, не передающей ту многообразную роль, которую религия иг­рала и играет в жизни как ее последователей, так и общества в целом Можно даже констатировать, что адекватное фор­мально-логическое определение религии дать вообще невоз­можно ее сущность постигается лишь в результате выявле­ния ее конкретных многообразных форм и существенных ха­рактеристик.

Римский клуб – международная неправительственная организация, выдвинувшая в конце 60-х гг. 20 в. программу изучения глобальных проблем, тесно затрагивающих сами основы человеческого существования. Возникла в 1968 году по инициативе итальянского экономиста, общественного деятеля, бизнесмена А. Печчеи. (1908-1984). Римский клуб объединил усилия ученых, политических и общественных деятелей из разных стран мира. Широкую известность приобрели исследовательские проекты, получившие свою завершенность в докладах «Пределы роста», 1972; «Человечество у поворотного пункта», 1974; «Цели для человечества», 1977; «Нет пределов обучению», 1979 и др.

Самоорганизация - процесс, в ходе которого со­здается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Процессы самоорганизации могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, свя­зи между которыми имеют не жесткий, а вероятностный ха­рактер. Свойства самоорганизации обнаруживают объекты различной природы: клетка, организм, биологическая попу­ляция, биогеоценоз, человеческий коллектив и т. д. Процес­сы самоорганизации выражаются в перестройке существую­щих и образовании новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов самоорганизации - их целенаправленный, но вместе с тем естественный, спонтан­ный характер: эти процессы, протекающие при взаимодей­ствии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от среды. Различают 3 типа процессов самоорганизации. Первый - са­мозарождение организации, т. е. возникновение из некото­рой совокупности целостных объектов определенного уров­ня новой целостной системы со своими специфическими за­кономерностями (напр., генезис многоклеточных организмов из одноклеточных). Второй тип - процессы, благодаря ко­торым система поддерживает определенный уровень органи­зации при изменении внешних и внутренних условий ее функ­ционирования (здесь исследуются главным образом гомеостатические ме­ханизмы, в частности механизмы, действующие по принципу отрицательной обратной связи). Третий тип процессов само­организации связан с развитием систем, которые способны накапливать и использовать прошлый опыт. Специальное исследование проблем самоорганизации впервые было начато в кибернетике. Термин «самоорганизующаяся система» ввел английский кибернетик У.Р.Эшби (1947). Ши­рокое изучение самоорганизации началось в кон. 50-х гг. в целях создания вычислительных машин, способных модели­ровать различные стороны интеллектуальной деятельности человека. С 70-х гг. к изучению самоорганизации широко при­влекается аппарат термодинамики открытых систем. Поведе­ние таких систем в условиях, далеких от равновесия, пред­ставляет собой необратимый процесс - последовательный переход от одного неравновесного стационарного состояния к другому, происходящий с понижением энтропии, т. е. с повышением организованности системы. В современных исследованиях по самоорганизации изучается проблема соотношения хаоса (беспорядка) и космоса (порядка), впервые поставленная еще в античной философии.

Самосознание - осознание субъектом самого себя т е состояний своего тела, фактов сознания, своего Я (внешнего вида, особенностей личности, системы ценностей, предпочтений и стремлений), в некоторых случаях самосознание включает в себя самооценку, важнейшая характеристика сознания. Понимание самосознания связано с серьезными трудностями. Прежде всего возникает вопрос как объяснить возможность самонаблюдения (интроспекции)? В качестве факта психической жизни оно несомненно. Как метод изучения сознания оно использовалось психологией. Исходным для понимания самосознания является не осознание сознания, а восприятие собственного тела и его места в системе других тел и событий физического мира. Это самовосприятие является необходимым условием восприятия внеш­него мира как существующего независимо от воспринимаю­щего субъекта. Самовосприятие и восприятие внешнего мира - это два полюса процесса восприятия - субъективный и объек­тивный.

Сансара (санскр. samsara - прохождение, протекание) - основной термин индийской философии, обозначающий реинкарнацию, перевоплощения. Сансара укоренена в не­знании субъектом своей истинной природы, «актуализирует­ся» неизбежно вытекающими из этого незнания страстями и сопровождается разнообразными страданиями. Сансара - единая иерархическая лестница перевоплощений, по которой бесчисленные индивиды восходят или нисходят в зависимо­сти от баланса заслуги или порока, сложив­шегося в предыдущих воплощениях (прежде всего в после­днем). Сансара безначальна, а потому безначален и сам мир как сцена этой игры, в которой актеры-индивиды в силу за­кона кармы должны переодеваться в разные телесные костюмы (богов, демонов, людей, животных, растений и даже, в соответствии с панпсихизмом, неодушевленные объекты), но для некоторых индивидов, устранивших незнание, она может иметь конец.

Свобода - способность и возможность человека преодолевать заданные ему природные и социальные условия для создания собственной творческой программы деятельности. В обществе свобода человека обнаруживается в свободе вы­бора, но выбор реален при наличии альтернатив, доступных познанию. В классической философии свобода — это характеристика действия, совершенного а) со знанием и пониманием объек­тивных ограничений, б) по собственному произволению (не по принуждению), в) в условиях выбора возможностей, г) в результате правильного (должного) решения: благодаря ра­зуму человек способен совершать свой выбор, отклоняясь от зла и склоняясь к добру. В характеристике свободы как действия согласно правильно­му и должному решению заключена важная проблема воз­вышения свободы от произвола к творчеству. В произволе и творчестве она обнаруживается по-разному - как свобода негативная и позитивная.

«Свобода как познанная необходимость» – сформулированное Б. Спинозой понимание свободы. Ход его рассуждений таков. Обычно люди убеждены, что они наделены свободой волии их поступки осуществляются ими совершенно свободно. Меж­ду тем свобода воли - иллюзия, результат того, что подавля­ющее большинство людей осознает свои поступки, не вни­кая глубоко в причины, их обусловливающие. Только умуд­ренное меньшинство, способное на путях разумно-интуитив­ного знания подняться до осознания мировой связи всех причин с единой субстанцией, постигает необходимость всех своих поступков, и это позволяет таким мудрецам превратить их аффекты-страсти в аффекты-действия и обрести тем са­мым подлинную свободу. Если свобода нашей воли - толь­ко иллюзия, порождаемая неадекватными чувственно-абст­рактными идеями, то истинная свобода - «свободная необ­ходимость» - возможна лишь для того, кто достигает адек­ватных, разумно-интуитивных идей и постигает единство обретенной свободы с необходимостью.

Свобода совести – один из важнейших принципов правового государства, выражающийся в праве гражданина исповедовать любую религию или быть безрелигиозным человеком.

Секуляризация (от лат. saeculum - человеческий век, срок жизни, наибольшая продолжительность которого 100 лет, мирское состояние) - обмирщение в контексте взаимо­действия сакрального и мирского, движение от священного к светскому, в социологии - процесс освобож­дения всех сфер общественной и личной жизни из-под конт­роля религии

Сенсуализм (от лат. sensus - чувство, ощущение) - тео­ретико-познавательная позиция, согласно которой ощущенияявляются единственным источником и основанием знания Наиболее развитую форму сенсуализм получил в философии Нового времени и в течение длительного периода был глав­ной формой эмпиризма. Однако последовательное осуществ­ление позиций сенсуализма оказалось непростой задачей. Так, Дж. Локк, один из главных представителей сенсуализма, дав­ший с этих позиций критику рационалистического учения о врожденных идеях, признавал наряду с ощущениями и вто­рой источник знаний - рефлексию, внутренний опыт ра­зума о собственной деятельности. Такой сенсуалист, как Дж. Беркли, считал несомненным существование множества душ воспринимающих ощущения и несводимых к послед­ним. Гораздо последовательнее сенсуализм Д. Юма, который и само Я попытался свести к совокупности ощущений. Од­ним из наиболее систематических выразителей сенсуализма был Э. Кондильяк. В «Трактате об ощущениях» он предпри­нял попытку вывести из ощущений все содержание знания и психическую жизнь. Так, восприятия, по Кондильяку, - это ассоциации ощущений (здесь он использует идеи Юма), пред­ставления - след от ощущений, чувства удовольствия и не­удовольствия тоже производны от них, точно так же он рас­сматривал мышление и эмоции. Сенсуалистской является те­оретико-познавательная концепция Э Маха, вместе с тем она ярко демонстрирует невозможность осуществления программы сенсуализма, в частности тогда, когда Мах пытается пред­ставить волю как комбинацию ощущений и представлений (последние - сохраняемый в памяти след от предыдущих ощущений) или же найти ощущения пространства. Сенсуализм потерпел неудачу, пытаясь интерпретировать восприятиекак комбинацию ощущений. Тем более ему не уда­лось свести к ощущениям содержание знания в целом. В начале ХХ века сенсуализм был вытеснен другими видами философского эмпиризма.

Синергетика - междисциплинарное направление на­учных исследований, возникшее в начале 70-х гг. и ставящее в качестве своей основной задачи познание общих законо­мерностей и принципов, лежащих в основе процессов само­организации в системах самой разной природы физических, химических, биологических, технических, экономических, со­циальных. Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях, вблизи особых критических точек - точек бифуркации, в ок­рестности которых поведение системы становится неустой­чивым. Последнее означает, что в этих точках система под воздействием самых незначительных воздействий, или флук­туаций, может резко изменить свое состояние. Этот переход часто характеризуют как возникновение порядка из хаоса Одновременно происходит переосмысление концепции хао­са, вводится понятие динамического (или детерминирован­ного) хаоса как некой сверхсложной упорядоченности, суще­ствующей неявно, потенциально, и могущей проявиться в ог­ромном многообразии упорядоченных структур Синергетика предполагает качественно иную картину мира не только по сравнению с той, которая лежала в основании классической науки, но и той, которую принято называть квантово-релятивистской картиной неклассического естествозна­ния первой половины ХХ в. Происходит отказ от образа мира как построенного из элементарных частиц - кирпичиков ма­терии - в пользу картины мира как совокупности нелиней­ных процессов Синергетика внутренне плюралистична, как плюралистичен тот интегральный образ мира, который ею предполагается Она включает в себя многообразие подходов, формулировок. Наиболее известный из них теория диссипативных структур, связанная с именем И Пригожина, и кон­цепция немецкого физика Г. Хакена, от которой идет само на­звание «синергетика» В формулировке Пригожина становле­ние сииергетики рассматривается в общем контексте начав­шегося во второй половине ХХ в процесса фундаментального пересмотра взгдядов на науку и научную рациональность Суть этого процесса состоит в «возрождении времени» в современ­ном естествознании и начале «нового диалога человека с при­родой».

Система (от греч sistema - целое, составленное из ча­стей, соединение) - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией. Элемент – неразложимый далее (в данной системе, при данном способе рассмотрения) компонент (единица анализа) сложных предметов, явлений, процессов. В настоящее время в науке под элементами понимают любые объекты, связанные с другими объектами в сложный комплекс. Иначе говоря, понятие «элемент» берется как относительное. Структура – относительно устойчивый способ (закон) связи элементов того или иного сложного целого. Структура отражает упорядоченность внутренних и внешних связей объекта, обеспечивающих его устойчивость, стабильность, качественную определенность. Объект является системой, если он может быть расчленен на взаимосвязанные и взаимодействующие части или элементы. Эти части, как правило, обладают собственной структурой и потому могут быть представлены как подсистемы исходной, большей системы.

Скептицизм – разновидность гносеологического пессимизма, выражающаяся в отрицании возможности достоверного знания. Свое высшее выражение он нашел в античности (основан Пирроном). Античный скептицизм, отрицая возможность достоверного знания, обосновывал в первую очередь особую этическую позицию, согласно которой важнейшим правилом жизни и поведения было отложение суждений (эпохé). Важной заслугой античного скептицизма является открытие проблематичности бытия бога в связи с его ответственностью за существующее в мире зло. В Средние века, в эпоху Возрождения и в Новое время скептицизм получил развитие как философский метод, предполагающий выяснение оснований познания (Августин, Монтень, Декарт). В качестве мировоззренческого принципа его сменил нововременной агностицизм (Юм).

Случайность и необходимость – категории детерминизма. Необходимой называют такую однозначно обусловленную связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечет за собой вполне определенное событие-следствие. Случайной называют такую связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных альтернативных следствий. При этом то, какой именно вариант связи осуществится, зависит от стечения обстоятельств, от не поддающихся точному учету и анализу условий. Таким образом, случайное событие наступает как результат воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и в точности неизвестных причин. Наступление случайного события-следствия в принципе возможно, однако не предопределено: оно может произойти, а может и не произойти. Мера возможности наступления случайного события называется вероятностью. Вероятность невозможного события равна нулю, вероятность наступления необходимого (достоверного) события – единице.

Солипсизм (от лат. solus - единственный и ipse - сам) - философская позиция, согласно которой несомнен­но данным является лишь собственный субъективный опыт, данные индивидуального сознания, а все, что считается су­ществующим независимо от него (включая тело, мир внешних сознанию физических вещей, других людей), в действитель­ности - лишь часть этого опыта. Точка зрения солипсизма выражает логику той субъектоцентристской установки, кото­рая была принята в классической западной философии Но­вого времени после Декарта.Вместе с тем явное противоречие позиции с фактами обыденного здравого смысла и постулатами научного позна­ния не позволяло большинству философов, придерживавших­ся субъектоцентристской установки, делать выводы в духе со­липсизма. Так, Декарт, выдвинувший тезис о том, что един­ственной самоочевидной истиной является утверждение «Я мыслю, следовательно, существую», с помощью онтологичес­кого доказательства утверждал существование Бога, который не может быть обманщиком и поэтому гарантирует реальность внешнего мира и других людей. Беркли, отождествляющий физические вещи с совокупностью ощущений, считал, что не­прерывность существования вещей, т. е. невозможность их ис­чезновения тогда, когда они никем не воспринимаются, обес­печивается их постоянным восприятием Богом. С точки зре­ния Юма, хотя чисто теоретически невозможно доказать су­ществование внешнего мира и других людей, необходимо верить в их реальность, ибо без такой веры практическая жизнь и познание невозможны.

Социальная революция - качественные изменения в общественных отношениях, во всей их системе. В марксизме социальная революция - закономерная форма перехода от одной формации к другой. Социальная революция включает в себя в большинстве случаев революцию политическую, переход власти от одного класса к другому. Кроме того, революция всегда сопровождается насилием, принуждением. В марксизме считается, что революционеры должны свести насилие к минимуму, допустимому и разумному в сложившейся ситуации. Однако практика показывает, что сделать это невозможно: большинство революций сопровождались небывалой эскалацией насилия.

Социальная философия - автономная исследо­вательская область философии, анализирующая общество, историю и человека как субъекта деятельности и социокуль­турных взаимодействий. В истории философской мысли выделяются два типа соци­альной философии, исходящие из разного понимания своих целей и задач.

Ценностная социальная философия исходит из понимания философии как мудрости бытия в мире, призванной ответить на вопрос о смыслах человеческого существования в обще­стве и истории. Соответственно, задачей социальной фило­софии становится обсуждение желаемых форм общественного устройства, возможного предназначения истории и норм до­стойного существования в ней, которые соответствуют выс­шим (с точки зрения философа) ценностям человеческого бытия. Ценностная социальная философия - от платоновских воз­зрений на государство до идеологем «Коммунистического ма­нифеста», историософия Ф. Ницше, Н.А. Бердяева - альтер­нативна научному познанию общества, выступает как свое­образная форма «социального проповедничества». Ее сужде­ния основаны на ценностных предпочтениях, которые могут быть квалифицированы как истинные или ложные лишь в том случае, когда касаются «ценностей - как средств», но не ко­нечных «ценностей - как целей», свободно избираемых людьми. Общезначимость подобных целей, их адекватность задачам выживания не дает оснований для признания их гносеологической истинности, взаимосведения должного к су­щему. Альтернативность науке - не недостаток, а достоинство цен­ностной социальной философии, которая обосновывает «су­персистемы человеческой культуры», состоящие из знаний, верований, образов и норм, осуществляет рефлексию ценно­стей существования и поэтому предстает как ценностное са­мосознание эпох человеческой истории. В отличие от ценностной рефлективная социальная филосо­фия исследует общество, историю и человека в аспекте суще­го, т е интересуется собственной логикой их бытия, которая не зависит от ценностных предпочтений субъекта и является объектом верифицируемого знания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: