Особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах




Особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах определены статьей 16 закона о специальной оценке условий труда.

Указанная статья устанавливает особенности проведения специальной оценки условий труда на двух видах рабочих мест:

· на аналогичных рабочих местах;

· на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами.

Первым видом рабочих мест, на которых комментируемая статья устанавливает особенности проведения специальной оценки, являются аналогичные рабочие места.

Признаки, позволяющие отнести рабочие места к аналогичным:

· выполнение работниками работы по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществление ими одинаковых трудовых функций;

· ведение однотипного технологического процесса;

· работа в одинаковом режиме рабочего времени;

· расположение этих рабочих мест в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);

· оснащение рабочих мест одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

· использование одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

· обеспеченность одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Смысл выявления аналогичных рабочих мест заключается в том, что на них проводится не сплошная, а выборочная специальная оценка условий труда.

Вторым видом рабочих мест, на которых статья 16 закона о специальной оценке условий труда устанавливает особенности проведения специальной оценки, являются рабочие места с территориально меняющимися рабочими зонами.

Под рабочей зоной понимается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют схожие работы или технологические операции.

Специальная оценка условий труда на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами проводится в три этапа.

На первом этапе эксперт определяет типичные технологические операции, при выполнении которых на работника воздействуют одинаковые вредные и (или) опасные производственные факторы.

На втором этапе устанавливается время выполнения каждой технологической операции.

Далее - третий этап - эксперт оценивает воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов при выполнении таких работ или операций.

Следовательно, при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами фактически оценке подлежат только условия труда, в которых выполняются типичные технологические операции.

Проведение внеплановой специальной оценки условий труда

Проведение внеплановой специальной оценки условий труда регламентировано статьей 17 закона о специальной оценке условий труда.

Юридический анализ п. 1 ч. 1 статьи 17 показывает, что при наступлении (возникновении) соответствующих событий, проведение внеплановой специальной оценки является обязанностью, а не правом работодателя.

Первым случаем, при котором проводится внеплановая специальная оценка, является ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Следующим основанием для проведения внеплановой оценки условий труда п. 2 ч. 1 статьи 17 называет получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства нарушениями требований рассматриваемого закона.

Пункты 3, 4 и 5 ч. 1 статьи 17 предусматривают случаи проведения внеплановой специальной оценки условий труда при произведенных изменениях на рабочем месте, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников. К ним отнесены изменения:

· технологического процесса, включая замену производственного оборудования,

· состава применяемых материалов и (или) сырья,

· применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты.

Следующими основаниями для проведения внеплановой специальной оценки условий труда являются произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленное профессиональное заболевание.

Заключительным, основанием проведения внеплановой специальной оценки условий труда комментируемая статья называет мотивированное предложение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Часть вторая статьи 17 устанавливает срок проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Она должна быть проведена в течение шести месяцев со дня наступления обстоятельства, указанного в ч. 1 статьи 17.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: