Подход и его представители | Сущность |
Идеалистический: Г.В.Гегель | Подлинная, глубинная реальность неосязаема, лишена материальных свойств и по сути духовна или идеальна, сущность человека духовна. Сознание определяет бытие. Имеет последователей среди сторонников цивилизационного подхода. |
Материалистический: К.Маркс и его сторонники | подлинная реальность — это материя, под которой понимается всё то, что существует самостоятельно, независимо от наших мыслей и чувств, но вместе с тем осязаемо, доступно человеческому опыту и вообще познанию. Бытие определяет сознание, исходя из утверждения определяющей роли материальной трудовой деятельности в жизни человека. В качестве конкретного примера можно рассматривать формационный, стадиальный и технологический подходы. |
Этический: И. Кант | Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?» Выдвинул категорический императив гуманного отношения к людям как цели, а не средству. |
Т. Гоббс и Дж. Док | Общество как сумма индивидов-атомов. |
Натуралистический: Ш. Монтескьё, Л.Н. Гумилёв | На развитие общества переносились законы из естественных наук, а объяснения исторических процессов делались на основании биологических, географических или других природных факторов |
Культурно-исторический: Н.Я. Данилевский | Как и цивилизационный этот подход рассматривает в качестве факторов дифференциации стран и народов существование независимых друг от друга культурно-исторических общностей, каждая из которых характеризуется неповторимым набором духовных, религиозных и культурных черт. Жизнь общества рассматривается под влиянием моральных, эстетических и других духовных ценностей. |
Цивилизационный: А. Тойнби, О. Шпенглер, П. А. Сорокин, С. Хантингтон | Согласно А.Тойнби цивилизация – общность людей, объединенных духовными (религиозными) традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками. Движущими силами истории являются вызовы, на которые цивилизации должны давать ответы, найденные творческими меньшинствами этих цивилизаций. В концепции немецкого философа О. Шпенглера (в книге «Закат Европы»)исторический процесс – череда сменяющих друг друга культур. Культуры имеют свою судьбу и переживают стадии возникновения, зрелости, старости и увядания. Подлинными творцами мировой истории являются такие культуры, которые достигли наивысшего расцвета и подъема: египетская, вавилонская, индийская, китайская, «магическая»(арабо-византийская), «аполлоновская» (греко-римскую) и «фаустовская» (западноевропейская) культуры. Цивилизации как завершающий этап развития культуры характеризуются, по Шпенглеру, упадком искусства, религии, творчества и преобладанием рационализма, атеизма, господством научно-технического прогресса, обезличиванием человека. Классификация цивилизаций, разработанная российско-американским социологом П. А. Сорокиным, основана на системе господствующих ценностей культуры. С. Хантингтон рассматривает цивилизацию как широкомасштабную культурную общность, которая определяется наличием ряда общих черт (язык, история, религия, обычаи, институты), а также соответствующей самоидентификацией людей. Вслед за А. Тойнби он отводит религиозному началу главную роль в качестве критерия принадлежности к той или иной цивилизации. Основными цивилизациями современности С. Хантингтон считает англо-саксонскую, католическо-протестантскую, славяно-православную, конфуцианскую (китайскую), японскую, мусульманскую, латиноамериканскую и африканскую. Наличие цивилизационных разломов может привести к опасным конфликтам. |
Технологический подход: Д. Белл (автор термина – постиндустриальное общество), О. Тоффлер (стал наряду с термином постиндустриальное общество использовать термин информационное общество), З. Бжезинский, Р. Арон | Сторонники технологического подхода считают, что именно уровень развития техники и технологии является определяющим в развитии общества. На этой основе выделяют три технологических уклада:
|
Стадиальный: У. Ростоу | У. Ростоу предложил делить историю на 5 стадий: 1) традиционное общество, которое отличается крайней замедленностью развития, низким уровнем производительности труда, преобладанием аграрного сектора в экономике; 2) «переходное общество», в котором осуществляется переход к более динамичному, капиталистическому производству; 3) «период сдвига», характеризующийся промышленными революциями и началом индустриализации; 4) «период зрелости», когда заканчивается индустриализация и появляются высокоразвитые в экономическом отношении страны; 5) «эра высокого уровня массового потребления», характерная для наиболее передовых современных стран. |
Дополнительно могут пригодиться:
Т.Р. Мальтус: Опыт о законе народонаселения –доказал, что население растет быстрее, чем средства для существования | К. Манхейм – работы по идеологии и о молодёже |
Г. Галилей | А. Солженицын |
Ж.Ж. Руссо о царстве свободы | Н. Маккиавелли – автор Государя |
Ю.А. Гагарин | В.В. Соловьев |
Л.Н. Толстой | А.Д. Сахаров – об ответственности ученого |
М. Борн | Д.С. Лихачёв |
К.П. Брюллов - художник | П.А. Флоренский - философ |
Н.Н. Моисеев | В.И. Вернадский |