Периоды развития русского барокко




Характерные черты

Для архитектуры барокко характерны торжественность, богатство декоративного убранства, использование усложненных, как правило, криволинейных форм, увлечение неожиданными визуальными эффектами, сильные контрасты (масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени). В сооружениях и ансамблях эпохи барокко заметно стремление к синтезу искусств: в архитектурных сооружениях этой эпохи часто присутствовали художественные росписи и скульптуры. Путем различных приемов создавались иллюзорные конструкции: нарисованные архитектурные элементы создавали почти незаметный переход от реальной конструкции к вымышленной, что визуально изменяло пространство.

 

В архитектуре барокко встречаются масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, рустованные колонны и пилястры, лепнина, роспись, резной орнамент, массивные парадные лестницы, арочные проемы с колоннами. Купола приобретают более сложные форм, часто они многоярусны. Окна, в основном, прямоугольные или полуциркульные. Преобладает растительный декор.

Барокко в Италии

Большую роль в развитии итаьянского барокко сыграл Ватикан. Католическая церковь в стремлении поднять свой престиж возводила многочисленные храмы с максимально эмоциональным и впечатляющим оформлением.Характерные черты итальянского барокко нашли наиболее яркое волощение в творчестве Франческо Борромини и Лоренцо Бернини. Борромини старается избегать прямых линий и углов, отдавая предпочтение сложным изогнутым планам. Его самым знаменитым сооружением является церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1610г.)

 

Главным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором св. Петра. Он сумел доиться единства площади и собора. Пространство перед храмом оформлено в виде двух площадей: одна — в форме трапеции, а другая — овальная. Площадь обрамлена величественной колоннадой и устремлена к городу.

Барокко во Франции

Французскому барокко свойственна большая строгость и многообразие архитектурных решений. Наиболее известными архитекторами считаются Жак Лемерсье и Жюль Ардуен Мансар. Под руководством последнего был построен знаменитый Версальский дворец с прилегающим комплексом. Другими величайшими постройками являются замок Во ле Виконт, Лувр и другие архитектурные комплексы Парижа.

 

Замок Во ле Виконт 1658-1661гг.

Версальский дворец 1682г.

 

Люксембургский дворец, автором которого является Соломон де Брюс, построен для королеввы Франции Марии Медичи в начале 17 века. Архитектор уменьшил выступления боковых корпусов, добавил среднюю небольшую башню и скульптуры, замкнул паражный двор служебными корпусами, использовал национальный колорит — высокие крыши. Дворец дополнили сад садово-парковая скульптура.

 

Жак Лемерсье - первый королевский архитектор при дворе Людовика XIII, архитектор Лувра. В выступающей верхней части башни часов присутствуют характерные для барокко вставленные друг в друга фронтоны. Здание богато украшено орнаментом, комплексные пропорции павильона делают его одним из уникальных зданий.

 

 

Барокко в России

Российское барокко впитало в себя многочисленные элементы традиционного русского зодчества и считается очень самобытным направлением архитектуры. Начало его развития приходится на петровские времена, а расцвет — на середину XVIII века. Здания, построенные в те времена, отличаются простотой композиции, тесным смыканием внешних и внутренних объемов сооружений. В них заметно меньше декоративных элементов, чем в Италии, но, вместе с тем, впетление русских архитектурных традиций придавало сооружениям чрезвычайно оптимистичный колорит.

 

Наиболее известным архитектором русского барокко является Бартоломео Франческо Растрелли, создавший Зимний дворец, Смольный монастырь, дворцовые комплексы в Царском Селе и Петергофе. Здания в стиле барокко строили и архитекторы Западной Европы – Теодор Швертфегер, Иоганн Шедель, Чарльз Камерон и другие.

 

Периоды развития русского барокко

- Московское барокко («нарышкинское барокко»)— переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих конструктивных элементов древнерусской архитектуры, переработанных под влиянием украинского барокко.

Церковь св.Климента, Москва (1762-1769гг.)

 

Петропавловский собор в Казани

 

 

- Строгановское барокко — консервативно-провинциальный извод московского барокко, в котором выполнены четыре храма в Нижнем Новгороде и на Севере.

 

- Голицынское барокко — наиболее радикальное направление в недрах московского барокко, состоявшее в полном отрицании связи с древнерусской традицией.

- Петровское барокко (с 1700-х по 1720-е годы) — совокупность индивидуальных манер западноевропейских архитекторов, приглашённых Петром I для застройки новой столицы, Санкт-Петербурга.

Кунсткамера (1737-1744гг.)

-Елизаветинское барокко (c 1730-х по 1760-е годы) — гибрид петровского и московского барокко с североитальянскими привнесениями. Наиболее полно воплотился в грандиозных постройках Ф. Б. Растрелли.

 

Никольский морской собор

Зимний дворец был построен для Елизаветы Петровны по проекту Франческо Бартоломео Растрелли в 1754-1762 годы и до 1917 года оставался главной императорской резиденцией. Это четвертый по счету каменный Зимний дворец. Здание имеет четкий логический план - близкий к квадрату прямоугольник, усложненный крупными ризалитами (выступами) по углам. Строительство велось в период наивысшего расцвета пышного стиля барокко (Елизаветинское, или Растреллиевское барокко). Фасады Зимнего не повторяют друг друга, они сохраняют прежний свой облик. Чередующиеся ризалиты, трехчетвертные колонны, размещенные в два яруса. На углах многочисленных выступов колонны собираются пучками, перебегая с одной фасадной поверхности в другую. Скульптура и вазы над карнизом словно размывают верхнюю границу здания. Разнообразные по рисунку наличники окон и многочисленный лепной декор украшающие проемы по периметру. Все эти черты делают Зимний дворец ярчайшим примером пышного и беспокойного барокко.

 

Смольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. В архитектуре ансамбля органично сочетаются элементы древнерусского зодчества и европейской архитектуры.В наружном оформлении комплекса присутствует сочетание голубых стен и белокаменной лепки, что придает монастырю праздничность и живописность. Здание храма окружено четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами. Домовые церкви имеют только один шлемовидный купол, увенчанный большой главкой с крестом и как бы встроены в стену. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор. Перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя. Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

 

Екатерининский дворец восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и «живописностью» декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.-Ф. Дункера (1718–1795). Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, — купол с многоконечной звездой на шпиле. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами — циркумференциями. Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название «золотой». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.

 
 

 


Выводы

1. Стиль барокко был распространен в 16-18 веках в архитектуре стран Европы и Америки.

2.Характерные черты: торжественность, декоративное богатство, сильные контрасты, синтез искусств.

3.Известные архитекторы эпохи: Франческо Борромини (Италия), Жак Лемерсье(Франция), Бартоломео Франческо Растрелли (Россия).

4.В Россию барокко пришло через «прорубленное» Петром I окно в Европу.

 

Тесты

1. Где зародился стиль барокко?

а)во Франции

б)в Риме

в)в Греции

г)в России

 

2.Что обозначает термин «барокко»?

а)причудливый

б)веселый

в)древний

г)простой



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: