Художественная структура комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».




В Комедии “Горе от ума”, автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала 19 века.

А.С. Грибоедов первоначально назвал комедию «Горе уму», обозначив главную причину неблагополучия человека в современном ему обществе. Чацкий -- умный человек, пылкая и страстная натура, ища настоящего дела, но не находящая себе применения; ум что хочет служить «делу, а не лицам»... Но в обществе, где он вынужден жить, ценится обратное - гордость, а вернее - спесь, почитание лиц только богатых, и неважно, как достигалось благополучие.

Здесь все завидуют не уму, а удаче, чинам; не заслугам перед отечеством - главное: надо быть «у кормушки», «самому быть с ключом и сыну ключ доставить».

Какое-то «очень изощренное» чувство собственного достоинства, если его оценивают деньгами. Это продажное общество, все здесь покупается и продается, всему определена цена, только прикрывается этот торг красивыми и высокими фразами, а суть одна. Когда же находится человек, называющий все своими именами, желающий быть искренним и бескорыстным, ценящим науку, дружбу, любовь, то его вмиг окрестят сумасшедшим.

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова - это сложный синтез трех литературных методов, соединение, с одной стороны, отдельных их черт, а с другой - целостная панорама русской жизни начала XIX века.

Грибоедов рассмотрел два типа ума: «интеллектуальность» и «приспособляемость», также именуемую «бытовым» умом, который часто сродни глупости.

Идейный смысл комедии заключается в противопоставлении двух общественных сил, жизненных укладов, мировоззрений: старого, крепостнического, и нового, прогрессивного; в разоблачении всего отсталого и провозглашении передовых идей того времени. Борьба “века нынешнего” с “веком минувшим” -- это борьба Чацкого, передового человека своего времени, и отсталого фамусовского общества. Представители московского дворянства лишены каких-либо гражданских мыслей и интересов. Смысл жизни они видят, прежде всего, в обогащении, они карьеристы и завистники. Они стоят у власти, занимают высокое общественное положение.

Изображая в комедии “Горе от ума” социально-политическую борьбу консервативного и прогрессивного лагерей, общественные характеры, нравы и быт Москвы, Грибоедов воспроизводит обстановку всей страны. “Горе от ума” -- это зеркало феодально-крепостнической России с ее социальными противоречиями, борьбой уходящего мира и нового, призванного победить.

Комедия «Горе от ума» находится на пересечении различных художественных эстетик. Классицистические тенденции объединяются в ней с элементами романтизма и реализма.

Реалистический характер комедии заключается в создании особого художественного мира, в котором каждый герой переживает свое «горе от ума». Фамусов изображен знатным барином, к которому съезжается вся Москва, но в финале пьесы он боится стать всеобщим посмешищем и второе значение его фамилии (от латинского fama - «молва») раскрывается в реплике персонажа: «Ах! Боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!». Характер Софьи задан в соответствии с образами положительных героинь предшествующей литературы, но в комедии ее мудрость распространяется на идеализацию неродовитого возлюбленного и стремление соответствовать тем романтическим идеалам, которые она постигла из французских книг.

Сюжет комедии отображает жизнь в доме Фамусова. Каждый гость представляет определенный тип поведения, возводимого автором на уровень социокультурного обобщения. Репетилов воплощает идею профанации высоких идеалов.

Новаторство Грибоедова заключается и в создании нового для русской литературы жанра.

«Горе от ума» можно отнести к типу любовно-бытовой комедии, но драматический пафос, пронизывающий конфликт, не позволяет ограничить жанровую природу произведения указанием на переживания главного героя и непонимание его окружающим обществом. На фоне традиционных классических драм, водевилей, конфликт комедии Грибоедова отличается психологической и философской новизной и глубиной.

Своеобразие конфликта диктует и своеобразие жанра. Бытовая комедия, комедия нравов, сатира -- всех этих определений явно недостаточно для определения жанра “Горя от ума”. При желании в комедии можно найти фарсовые элементы. В пьесе Грибоедова все это своеобразно сочетается с романтической возвышенностью Чацкого. Но это не трагедия и не романтическая драма для чтения.

Недоверие к жизни мстит за себя, и развитие и личной, и общественной интриг приводит умнейшего Чацкого к катастрофе и разочарованию в жизни.

Таким образом, мы можем назвать произведение Грибоедова философской драмой, главным конфликтом которой является конфликт между живой жизнью и нашими отвлеченными понятиями о ней.

Рассматривая жанровое своеобразие пьесы, нельзя не обратиться к ее стилевым особенностям.

В новаторской пьесе Грибоедова сочетаются черты классицизма и реализма.

Возьмем, например, совершенно новые речевые характеристики героев. Язык, на котором общаются герои комедии, способствует их индивидуализации и в то же время типизации. “Смесь французского с нижегородским”, насыщенность разговорными элементами языка, на котором общается фамусовское общество, ярко показывает нам, с кем мы имеем дело.

Почти звукоподражательное изображение речи светских барышень (например: “тюрлюрлю атласный” Натальи Дмитриевны), четкая сухая речь Скалозуба, меткие, хлесткие слова Хлестовой, афористическое высказывание Чацкого -- все это позволяет нам согласиться со словами Пушкина: “...о стихах я не говорю: половина войдет в пословицы”. Вспомним лишь некоторые из них: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете», «умный человек не может быть не плутом», «нынче любят бессловесных», «счастливые часов не наблюдают», «злые языки страшнее пистолета» и многие - многие другие.

Полторы сотни лет истолковывается критикой «бессмертная комедия» Александра Сергеевича Грибоедова. Казалось бы, еще в XIX веке о «Горе о ума» было сказано все. Образы героев рассмотрены со всех сторон, мысль и пафос трактованы на любой вкус. Диапазон оценок был столь широк, что Чацкий представал то патологическим умником, то патологическим глупцом, то чистым западником, то славянофилом.

Блок назвал «Горе от ума» произведением «непревзойденным, единственным в мировой литературе, неразгаданным до конца, символическим в истинном смысле этого слова…»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: