Один из примеров рынков НК является монополия - антипод СК.




Конкуренция и монополия. Типы рыночных структур.

Взаимодействие между спросом и предложение происходит на рынке. В системы рыночных отношений покупатели и продавцы свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках.

Конкуренция (в переводе с латинского - сталкивание, соперничество) - это общественный механизм, который решает большинство экономических проблем общества. Свободное соперничество между покупателями и продавцами за получение макс. выгод.

Поведение экономических субъектов, выбор ими объемов производства, зависит от типа рынка, на которых они действуют и наиболее мощным факторовм диктующим общие условия функционирование того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.

Рыночная конкуренция - борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущиеся между субъектами экономики на доступных им частях рынка.

В рыночной экономике конкуренция выполняет важнейшую функцию противовеса и одновременно дополнения индивидуализму субъектов рынка.

Конкуренция принуждает эти субъекты учитывать интересы потребителя, а значит и интересы общества.

В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителю. Другими словами - вне конкурентной среды индивид удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими интересами, а в условиях конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц.

Рыночная структура предполагает учет количества и возможностей продавцов и покупателей в цене и объеме продаж и покупок.

С учетом условий, в которых проходит конкуренция, в экономике различают несколько типов структуры рынка:

Два типа:

1. Совершенная конкуренция (СК)

2. Несовершенная конкуренция (НСК):

· Монополия

· Монополистическая конкуренция

· Олигополия (олигархи)

 

Общие сведения о СК

Ранок СК основывается на:

1) Однородность продукции (*) поэтому разница в ценах единственная экономическая причина выбора предпочтений продавца

2) Малость и многочисленность субъектов рынка. Их размеры настолько малы по сравнению с общим объемом рынка.

3) Эти ограничения предопределяют несостоятельность оказывать влияние на цены.

4) Отдельный продавец является цено-получателем (т.е. он обязан выставить свою цену в строгом диапазоне, который диктуется рынком). Отсутствие барьеров при входе и выходе на рынок (на тебя всем похуй, много о себе думаешь, сможем и без тебя прожить)

5) Информация о ценах, прибыли и т.д. доступна для всех.

(*)Пример: На рынке 5 отделов (мясной, рыбный, овощной, бакалея, кондитерский) в целом продукция в каждом отделе у разных продавцов не очень отличается и можно говорить о однородности продукции в каждом отделе.

Ряд рынков лишь похожих на СК не удовлетворяют всем признакам СК ибо вышеуказанные критерии настолько жесткие, что практически ни один рынок не может им соответствовать.

 

ПРОПУСТИЛ МАТЕРИАЛ

 

Второе имеет огромное методологическое значение поскольку даже с большими упрощениями он позволяет понять логику рыночных отношений.

Третье поскольку объемы практически не влияют на рыночную обстановку то заданный уровень цены так же не будет меняться с изменением выпуска продукции и в таких условиях график линии спроса будет практически горизонтальна и сколько бы не выпускалось продукции она будет поглощаться рынком по конкретной стабильной цене.

Абсолютно эластичный спрос (АЭС) - это критерий СК, а выполнение его определяет закономерности получения доходов.

 

Наличие АЭС – критерий совершенной конкуренции. Выполнение его определяет закономерности получения я доходов.

Доход - это выручка от продаж.

Доход подразделяется на:

· Общий доход - вся сумма выручки которую получает фирма

· Средний доход это доход га единицу продукции

· Предельный доход - это дополнительный доход, полученный в результате продажи последней из реализованной продукции. (Имеет чисто аналитический характер)

Общее о НСК

Параметрами НСК является:

• значительная доля рынка у отдельных производителей

• неоднородность выпускаемой продукции

• наличие барьеров для проникновения на рынок

• несовершенство (закрытость) рыночной информации

Поэтому все факторы способствуют отклонению рыночной прямой от точки равенства спроса и предложения

Главный критерий НСК - есть понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмой т.е. формирует отрицательный наклон кривой спроса на продукцию фирмы.

Зависимость между объемом выпуска и уровнем цены наблюдается всегда на рынке НК это является первой общей закономерностью НК.

2) наличие предела роста валового дохода фирмы

3) ускорение падения предельного дохода фирмы, вызываемого тем что продажа дополнительной единицы Продукции не только увеличивает доход фирмы но и сокращает его на величину удешевления всех последующих единиц из за перенасыщения рынка продукцией.

 

Один из примеров рынков НК является монополия - антипод СК.

Монополия – схема взаимоотношений, когда потребителям противостоит один производитель и он вынужден при необходимости пользоваться исключительно его продукцией без права выбора.

Разбор Монополии по признакам СК и НСК

1) практически абсолютное освоение конкретно рынка сбыта продукции

2) уникальность товара

3) огромные препятствия при входе на рынок

4) практически закрытая экономическая информация

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: