Народные приметы к Новому Году




GENERATION

 

 

 

В номере:   Поздравление от учителей и учеников   Интервью у учителя Новогодний кроссворд   История нового года в мире История Новогрудка     Главный редактор Бричковский А.И Гвоздь Н.Д Директор школы Н.Н. Скобля Официальный сайт https://sch7.by Электронный адрес nov_school7@mail.ru

 

 

 

Поздравление от учителей и учеников

 

 

Интервью у учителя

Новогодний кроссворд

 

1. Что в переводе означает Санта?

2. Какой город называют вотчиной Снегурочки?

3. От какого святого имени произошло всемирно известное имя Санта Клаус.

4. До Петра I на Руси действовал другой календарь, утвержденный в 1492 г. московским князем Иоанном III. С первого числа какого месяца начинался Новый год?

5. В каком предмете одежды французский Дед Мороз оставляет подарки для Детишек?

6. Самое главное пожелание в Новом году?

7. В какой стране принято под Новый год выкидывать старую мебель из окон?

8. Назовите родной город Деда Мороза.

9. Кто их великих русских Царей запустил первую ракету в честь новогоднего праздника?

История нового года

История Нового Года насчитывает около 25 веков. По мнению ученых, обычай этот впервые родился в Месопотамии, где в конце IV тысячелетия до нашей эры родилась цивилизация. Древние народы праздновали Новый Год в марте. Именно в марте начинались полевые работы, и древние римляне считали март первым месяцем года. Только в 46 году до н.э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января.

Празднование Нового года у древних народов обыкновенно совпадало с началом возрождения природы и в основном было приурочено к марту месяцу. Постановление считать Новый год с месяца "авив" (т.е. колосьев), соответствовавшего нашему марту и апрелю встречается в законе Моисея. С марта же считалось новолетие и у римлян, до преобразования календаря в 45 г. до Рождества Христова Юлием Цезарем.Римляне в этот день приносили жертвы янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая его благоприятным днём.

В этот же день было принято делать друг другу поздравления и подарки, особенно должностным лицам. Вначале одаривали друг друга плодами, оклеенными позолотой, финиками и винными ягодами, затем медными монетами и даже ценными подарками, (последнее практиковалось только среди богатых людей). Преимущественным правом быть одариваемыми пользовались патриции. Каждый клиент должен был приподнести своему патрону в день Нового года подарок. Этот обычай сделался впоследствии обязательным для всех жителей Рима.

Во Франции новолетие считали до 755 года. С 25 декабря, а затем с 1 марта в XII и XIII столетиях - со дня св. Пасхи, пока наконец не установлено было в 1654 году указом короля Карла IX, считать за начало года 1 января. В Германии то же произошло во второй половине 16 века, а в Англии в 18 веке. В России, со времени введения Христианства исполняя обычаи своих предков, также начинали летоисчисление или с марта, или со дня св. Пасхи.

В 1492 году великий князь Иоанн Васильевич Третий окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года - 1 сентября, когда собиралась дань, пошлины, различные оброки и т.д.

Для придания наибольшей торжественности этому дню сам Царь накануне являлся в Кремль, где каждый, простолюдин или знатный боярин, в это время мог подходить к нему и искать непосредственно у него правды и милости. Первообразом той церковной церемонии, с какой проходило на Руси празднование сентябрьского новолетия, служило празднование его в Византии, установленное Константином Великим.

Один из иностранных современников так описывает виденное им в России в 1636 году торжественное зрелище встречи Нового года: "На дворцовом дворе собралось более 20 тысяч человек старых и малых. Из церкви, стоящей с правой стороны у входа на площадь (речь идёт об Успенском соборе), вышел патриарх со своим духовенством из 400 священников. Все в церковном облачении со множеством образов и с развёрнутыми старыми книгами. Его же Царское Величество, со своими государственными сановниками, боярами и князьями, шел с левой стороны площади.

Великий князь с непокрытою головой и Патриарх в епископской митре вышли одни из хода, подошли друг к другу и поцеловались в уста. Патриарх подал также Великому Князю поцеловать крест... Затем в длинной речи он произнёс благословление Его Царскому Величеству и всему народу и пожелал всем счастья на Новый год.

Патриарх говорил так: "Дай, Господи! Вы, Царь Государь и Великий Князь, всея России Самодержец, здоров был со своею Государынею Царицею и Великою Княгинею, а нашею Великой Государынею, и со своими государевыми благородными чады, с царевичами и царевнами, и со своими государевы богомольцы, с преосвященными митрополиты и со архиепископы, и со епископы, и с архимандриты, и с игумны, и со всем священным собором, и с бояры, и с христолюбивым воинством, и с доброхоты, и со всеми православными христианы, здравствуй, Царь Государь, нынешний год и впредь идущий многие лета в род и во веки".

Народ в подтверждение патриарших новогодних пожеланий громко кричал: "Аминь". Сырые, убогие, беззащитные и гонимые находились тут же в толпе с поднятыми вверх прошениями, которые они с плачем и рыданием повергали к стопам Великого Князя, прося у него милости, защиты и заступы. Прошения относились в царские покои.

Последний раз Новый год отпразднован был 1 сентября 1698 года, проведён был весело и в пиршестве, устроенном с царскою пышностью воеводой Шеиным, собравшим невероятное множество бояр, гражданских и военных чиновников, а также большое число матросов. К ним подходил сам Царь, оделял их яблоками, называя каждого из них братом. Каждый заздравный кубок сопровождался выстрелом из 25 орудий.

Царь Пётр Великий, явившись в Успенский собор в сопровождении своего малолетнего сына Алексея и Супруги Царицы Евдокии, одетый уже на немецкий лад, как и прочие присутсвовавшие, за исключением вдовствующей Царицы Прасковьи Феодоровны, сам поздравлял народ с Новым годом. Гвардия была в синих мундирах с красными обшлагами и в высоких ботфортах. "Лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах", Пётр Великий изменил коренным образом и летоисчисление, и способ празднования Нового года.

В первый год 18 столетия он уже приказал вести летоисчисление от Рождества Христова, отменив летоисчисление от дня сотворения мира.

Не желая совершенно изгонять обычай празднования Нового года, он установил его по обычаям, заимствованным им из Голландии и других странах Западной Европы.

В оправдание своих начинаний Царь приводил те простые и очевидные основания, что "не только во многих Европейских и Христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашей церковью во всём согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его Великого Государя подданные черкасы (т.е. малороссы) и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, т.е. генваря 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь счисления в тех летах".

Известный сподвижник царствования Великого Государя, архиепископ Новгорода и Великих Лук, Российский Златоуст, Феофан Прокопович для объяснения этой перемены спрашивал "пономарей и апостатей", недовольных этим "погублением лет Божиих": "Что приличнее и честнее есть? праздновати ли новолетие на память даней и податей, от Константина наложенных, или тогда, когда празднуем пришествие в мире Сына Божия, Им же мы от долгов вечных и от уз нерешимых свободимся?"

Далее, кратко, с большим учёным авторитетом, он разъяснял: "От начала Христовой церкви ни пастыри, ни прочие христиане в посланиях и деяниях своих не писали числа лет ни от сотворения мира, ниже от Рождества Иисуса Христа, но именами настоящих (современных) римских консулов означали время. Только в шестом веке в римской церкви начали означать время от Рождества Христова, а в греческой за полторы тысячи лет не означивано и недавно означати стали, и то ещё не повсеместным обычаем. Что же теперь скажете, слепые хронологи? Какая мечтаете лета Божии? И кто и где непреступно означати оная узаконил? И кто и когда новолетие привязал к сентябрю? Привязано было, ведаем, но не крепким союзом. Силён же другой обычай и разрешити союз тот, кольми же паче силен есть устав монарший".

Болезненно отозвалась в умах и сердцах людей старого закала такая перемена, но, ограничившись одним лишь глухим ропотом невежественных людей, привилось это нововведение без всяких смут, площадных драк и уличных кровопролитий, вызывая лишь время от времени бранные писания "ревнителей древляго благочестия".

Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь.

Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ о том, что Великий Государь Пётр Алексеевич повелел "впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова".

В знак того доброго начинания и нового столетнего века, "после благодарения Богу и молебного пения в церкви" повелено было:

"по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых.

А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым Годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится.

А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же".

Сам Царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой извиваясь в воздухе, возвестила народу наступление Нового года, а вслед за нею согласно царскому указу, началась потеха и по всей Белокаменной...

Народные приметы к Новому Году

Кто во время новогодней пирушки много чихает, тот весь год проживет счастливо. «Сколько раз чихнешь – столько девушек тебя полюбят».

Если в январе эхо далеко уходит - морозы крепчают

Облака идут против ветра - к снегопаду.

Как Новый год встретишь, так его и проведешь.

В Новогоднюю ночь с обновкой, целый год ходить в обновках.

Нельзя отдавать деньги перед Новым годом, иначе весь год отдавать придется.

Француженки, встречая Новый год, обязательно надевают новое белье красного цвета. Они считают, что это отпугнет злых и расчетливых мужчин, а привлечет господ порядочных.

На Новый год небо звездное - к урожаю.

К Новому году стараются закончить все свои дела, особенно неприятные, с тем, чтобы они не перешли вместе с человеком в следующий год. Однако спешка и неминуемое при этом ослабление внимания к окружающей обстановке – главный ваш враг в самый канун Нового года. Взгляните на жизнь реально: то чего вы не успеете сделать до 17 часов, пусть перейдет на другой год.

О 13-дневном священном новогоднем празднике наших древних славянских предков см. Новогодняя Ночь - волшебная 12-я Ночь великого языческого Йоля.

В Англии, кроме ёлки, дом украшается веточками омелы. Букетики омелы есть даже на лампах и люстрах, и, по обычаю, вы можете поцеловать человека, стоящего в середине комнаты под букетиком омелы.

В Италии под Новый год принято избавляться от старых вещей, а Рождество ознаменовано сжиганием рождественского полена.

Во Франции Дед Мороз – Пер Ноэль – приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмаках. Тот, кому достается боб, запеченный в новогодний пирог, получает титул «бобового короля», и в праздничную ночь все подчиняются его приказам. Деревянные или глиняные фигурки – сантоны – ставят возле елки.

В Швеции перед Новым годом дети выбирают королеву света Люцию. Ее наряжают в белое платье, на голову надевают корону с зажженными свечами. Люция приносит подарки детям и лакомства домашним животным: кошке – сливки, собаке – сахарную косточку, ослику – морковь.

Весело встречают Новый год в Болгарии. Когда люди собираются у праздничного стола, во всех домах на три минуты гасится свет. Эти минуты называют «минутами новогодних поцелуев», тайну которых сохраняет темнота.

В Колумбии главный герой новогоднего карнавала — Старый год — разгуливает на высоких ходулях и рассказывает детям смешные истории. Папа Паскуале — колумбийский Дед Мороз — устраивает фейерверки.

На Кубе перед наступлением Нового года наполняют все кувшины, ведра, тазы и миски водой и в полночь воду выливают из окон. Так уходящему году желают светлого, как вода, пути. Пока часы бьют 12 раз, необходимо скушать 12 виноградинок, и тогда добро, согласие, процветание и мир будут сопровождать человека весь год.

В Мексике Новый год встречают огнем праздничных фейерверков, стрельбой из ракетниц, звоном особых новогодних бубенчиков. А детям в полночь вручают вкусные пряничные куклы.

В Японии в новогоднюю ночь 108 раз звонят в колокола. Каждый удар колокола соответствует одному из пороков. Всего их шесть: жадность, глупость, злость, легкомыслие, нерешительность и зависть, однако у каждого порока есть 18 различных оттенков, что в сумме и составляет 108 ударов колокола.

В Мьянме Новый год наступает в самое жаркое время года, поэтому его приход отмечается так называемым «фестивалем воды», когда люди при встрече поливают друг друга водой. Традиция обливания водой — это своего рода пожелание счастья в Новом году.

Пользоваться пиротехническим изделиями для празднования нового года начали в странах Азии и в первую очередь в Китае. Так как считалось, что громкий шум и яркий свет получаемый от взрывов пороха позволяет отогнать злых духов. Позже данная традиция распространилась по всему миру.

При праздновании Нового года активно используются разнообразные пиротехнические изделия: хлопушки, бенгальские свечи и, в последнее десятилетие - салюты, ракеты, римские свечи, петарды большие и малые и др.

В настоящее время многие столицы мира или даже отдельные страны тратят многие миллионы долларов, чтобы устроить масштабное пиротехническое шоу на новый год. Наиболее известные, красивые и масштабные шоу проводятся в Китае, Лондоне и Сиднее, а видео кадры с грандиозными салютами и фейерверками из этих стран и городов транслируются по всему миру.

История Новогрудка

Город известен по разным данным с 1044 года, 1116 года или 1252 года. Первое летописное упоминание о поселении как городе, связывают с заложением на этом месте крепости киевским князем Ярославом Мудрым, около 1044 года, но по некоторым предположениям это известие относится к Великому Новгороду[3].

Археологические раскопки, проведенные в Новогрудке в 60-х годах XX века, свидетельствуют что на этом месте в IX—X веках уже существовал город, имевший торговые связи с Византией, Ближним Востоком, Западной Европой и Скандинавией. Археологически Новогрудок исследовался в 1957—1977 гг. М. К. Каргером, П. А. Раппопортом, М. А. Ткачевым, Ф. Д. Гуревич. Древнейшее поселение возникло в конце X в. на холме Малый Замок. В первой половине 11 в. город состоял из двух неукрепленных поселений, расположенных на Малом замке и на Замковой горе. Во второй половине XI в. вокруг поселения на Замковой горе были возведены укрепления, сформировав таким образом детинец. На Малом Замке сформировался посад. В XII в. посад также укрепляется и превращается в окольный город.

На территории детинца исследованы деревянные наземные постройки с глинобитными печами и дощатыми полами. Важнейшей деятельностью населения города были ремесло и торговля. Особенно часто встречаются свидетельства ювелирного ремесла — имелись литейные и ювелирные мастерские, образовывавшие целый квартал на Малом Замке[5]. Распространены были также косторезное дело, обработка дерева, камня. Чрезвычайно широки были торговые связи в XII—XIII вв., что фиксируется по огромному количеству импортных изделий. Из Киева в Новогрудок поступали стеклянные браслеты, украшения из цветных металлов, энколпионы, иконки, шиферные пряслица. Из Ирана поступали фаянсовые сосуды. Из Византии и Сирии — стеклянная посуда. Из Прибалтики — янтарь[6].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: