ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА




 

Как известно, на развитие любого явления оказывают влияние не один или два фактора, а целая совокупность. Иногда бывает довольно сложно выделить из общей массы факторы более или менее важные.

Но у каждого процесса есть условия, невыполнение которых приводит к тому, что развитие явления невозможно в принципе. Таких факторов очень много (политические, экономические, социальные, культурные и пр.), но из множества факторов развития туризма было выделено 3 основных:

1.Генерирующий. Это фактор населения, точнее его рекреационных потребностей. Рекреационные потребности – это потребности человека в восстановлении и развитии своих психологических и физических сил.

Для успешного функционирования любой отрасли, в том числе и туристской, должна быть необходимость в ее развитии, отрасль должна быть востребованной. Такой потребностью является рекреационная потребность населения (суммарные рекреационные потребности населения региона) Генерирующий фактор развития туризма преобладает на тех территориях, где наблюдается высокий уровень урбанизации, который связан с высокой плотностью населения. В целом Россия относится к странам с высокими рекреационными потребностями, ведь по числу жителей Россия занимает девятое место в мире (примерно 141 млн. чел).

Однако, население страны размещено крайне неравномерно. Поэтому, по развитости генерирующего фактора территория России делится на 3 зоны (см. карту населения):

 

1. Зона с высокими рекреационными потребностями. Она занимает почти 1/3 территории страны. Здесь находится зона сплошного заселения страны и проживает 93% ее населения. В пределах этой зоны наблюдается высокая плотность населения, большое число крупных городов, городских агломераций, сосредоточена почти вся обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство.

Это Центр Европейской части России, где средняя плотность населения колеблется от 10 до 150 чел\км2 (В Подмосковье плотность равна 354 чел\км2) и большинство регионов являются сильно промышленно развитыми, экологически неблагополучными: Центральный, Ленинградский, Западный, Верхневолжский, Уральский, Южно- Российский, Поволжский, Азовский, Кавказский рекреационные районы.

 

2. Зона со средними рекреационными потребностями: средняя плотность- 1-10 ч/км2. Это территория Юга Сибири и Дальнего.

 

3. Зона с низкими рекреационными потребностями. Это территория крайнего Севера и Центральной Сибири. Она расположена к северу от основной полосы расселения и включает в себя почти 2/3 территории страны. Расселение в пределах этой зоны очаговое, то есть отдельные населенные пункты разбросаны островками по долинам рек и вдоль транспортных путей. Плотность населения здесь очень низкая. На огромной территории проживает всего 10 млн. человек, а средняя плотность населения составляет < 1 чел/км2

 


 

 


 

При определении рекреационных потребностей обращают внимание не только на плотность населения, но и на характер производства, в котором занято население и на уровень экологического состояния природной среды, которые определяют характер рекреационных потребностей.

Характер рекреационных потребностей, в свою очередь, определяет вид туризма, который необходимо развивать в первую очередь (при имеющихся ресурсных и материальных возможностях).

Нужно учитывать, также, какое население преобладает – городское или сельское. Ведь люди, живущие в регионах с высокой концентрацией промышленных предприятий, а, следовательно, и в экологически неблагоприятных регионах больше заинтересованы в развитии природоориентированных форм туризма: экологический, лечебно-оздоровительный, спортивный, хотя культурно-познавательный туризм также должен присутствовать. И, наоборот, жители экологически благоприятных территорий будут заинтересованы в развитии познавательного, экстремального видов туризма.

Фактор рекреационных потребностей относят к динамичным (изменяемым) факторам.

 

2. Реализующий. Для успешного развития отрасли мало иметь только потребности в ней. Нужны еще и условия для ее развития. Таким условием всегда являются ресурсы. Реализующий фактор- это фактор ресурсного потенциала территории. В соответствии с тем, какой вид туризма преобладает на данной территории, делают вывод о рациональности развития соответствующего вида туризма. Р.Р, с одной стороны показывают насколько могут быть удовлетворены рекреационные потребности местных жителей, а с другой – какой вид туризма может развиваться на данной территории. РР определяют функциональную структуру территории.

Фактор ресурсного потенциала относят к статичным факторам (то есть мало изменяемым) К ним относится совокупность природно-географических и климатических факторов, а также культурно- исторические факторы. Они имеют непреходящее, неизменное значение. Человек приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования.

 

Для развития туризма в регионах важнейшим условием выступает соотношение генерирующего и реализующего факторов. Существует 4 варианта их соотношения:

1 Высокие рекреационные потребности (генерирующий фактор) обеспечиваются достаточным ресурсным потенциалом (реализующий фактор).

Г = Р

Центр Европейской части России. Эти территории самодостаточны для развития: рекреация и туризм в любом случае развиваются в интересах местных жителей. Даже если никто не будет посещать эти территории, они все равно будут хорошо развиты в туристском отношении.

 

2 Высокие рекреационные потребности не обеспечиваются имеющимися рекреационными ресурсами

Г > р

Это сочетание характерно, как правило, для степных районов: Центрального района, Ростовской, Курской, Воронежской, Липецкой, Орловской, Белгородской областей. На этих территориях условия для развития рекреации и туризма крайне ограничены. Особую трудность представляет организация кратковременного отдыха для местных жителей: территория не располагает ресурсами для кратковременного отдыха, а уехать в другие регионы практически невозможно из-за ограниченного времени. Возможность нормально восстановить свои силы появляется только в период отпуска, когда жители отправляются в регионы с более богатым рекреационным потенциалом.

Как ни странно, но к такому же варианту соотношения относится и территория Краснодарского края. Туризм здесь стал доминирующей отраслью экономики, а также градообразующей отраслью, с наибольшей занятостью в ней населения. Данные территории привлекательны как для местного населения, так и для рекреантов из других территорий. Тем не менее, уникальные ресурсы данной территории распределены между кратковременным и длительным отдыхом неравномерно, приоритет отдан туристам, отсюда возникает целый ряд конфликтных ситуаций: а как результат - нехватка территорий для отдыха.

 

3 Уникальные или избыточные ресурсы по отношению к рекреационным потребностям местных жителей

г < Р

Это районы Европейского Севера и Южной Сибири (особенно, поскольку здесь что не регион – то уникальные ресурсы: Алтай, Саяны, Байкал, Дальний Восток и Камчатка…). Такого рода территории должны ориентироваться на развитие въездного туризма, так как за счет низких потребностей своих жителей эти регионы особого дохода с рекреационной деятельности местных рекреантов не получат, а ресурсный потенциал позволяет вместить дополнительные туристские потоки.

 

4 Низкие рекреационные потребности и труднодоступные и неосвоенные рекреационные ресурсы

г = р

Районы Азиатского Севера (Обско-Путоранский, Якутский, Колымско-Чукотский). На этих территориях туризм, как правило, не развит. Его развитие возможно в основном в форме экстремального, приключенческого видов туризма, которые не могут стать массовыми.

 

3. Локализующий. Это фактор концентрации благоприятных рекреационных ресурсов, приводящая к формированию туристских центров за счет информированности населения (Сочи, КМВ- лечебно- оздоровительный отдых; Приэльбрусье – спортивный туризм). как показывает практика, именно локализующие информационные факторы в последние десятилетия оказывают максимальное воздействие на формирование географии туристских центров. Иными словами, за счет информации у туристов создается искусственный интерес к территории, за счет этого активизируются туристские и!!! финансовые потоки, а следовательно есть на чем развиваться инфраструктуре и материальной базе туризма. Т.е «турцентр» развивается с точностью до наоборот.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: