Работа с суждением историка




Прочитайте отрывок из работы историка и публициста И. Солоневича. Является ли высказанная им точка зрения общепризнанной? Можете ли вы опровергнуть какие-либо аргументы автора?

«Не прошло и трех-четырех десятков лет [после Смуты], и московское крестьянство по­дымается до того материального уровня, какого оно не имело никогда — или во всяком слу­чае никогда в послепетровскую эпоху. Присоединяется Малороссия... Обескровленная Поль­ша делает свой окончательный шаг в пропасть... Растет и крепнет военная сила Москвы. При Алексее Михайловиче не только строились оружейные и пушечные заводы, но стало фабриковаться даже нарезное огнестрельное оружие... В Москве появились первый театр, первая аптека, первая газета, на Дону был построен первый русский корабль — «Орел», у которого петровский ботик впоследствии безо всякого зазрения совести украл звание «Де­душки русского флота»... Москва первых Романовых росла поразительными темпами».


 

Посад  
Слобода  
Мануфактура  
Ярмарка  
Старообрядчество  
Раскол  
Парсуна  
Полки нового (иноземного) строя  
Стрельцы  
Ясак  

Россия при первых Романовых 1613-1682

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Столбовской мирный договор

2) Раскол церкви

3) Соляной бунт

     

Ответ:

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

События Годы
А) Соборное уложение 1) 1648
Б) Восстание Степана Разина 2) 1667-1671
В) Восстание Богдана Хмельницкого 3) 1649
Г) Переяславская Рада 4) 1676-1682
5) 1654
6) 1648-1654

Ответ:

А Б В Г
       

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к церковным событиям XVI в.

1) двуперстие; 2) ревнители благочестия; 3) раскол; 4) стрельцы;

5) старообрядцы; 6) Стоглавый собор.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

 

Ответ:

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Крестьяне, которые не были лично зависимыми, а потому несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу Российского государства

Ответ: ___________________________.

 


5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ(ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ
А) правительство удовлетворило важнейшие требования восставших 1) Восстание С. Разина 2) Соляной бунт 3) Восстание Е. Пугачева 4) Соловецкое восстание 5) Медный бунт 6) Восстание Болотникова
Б) восставших поддержал патриарх Никон
В) длительная осада центра восстания царскими вой­сками
Г) причина восстания — денежная реформа

Ответ:

А Б В Г
       

 

6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

Событие Год Участники
_________________(А) 1632-1634 _________________(Б)
Война с Турцией и Крымом _________________(В) Федор Алексеевич
_________________(Г) _________________(Д) И. Мещеринов
Чукотская экспедиция 1648-1660 _________________(Е)

Пропущенные элементы:

1) Смоленская война

2) 1654-1668

3) Соловецкие восстание

4) Б. Хмельницкий

5) 1677-1681

6) 1668-1676

7) Национально-освободительное движение на Украине

8) М.Б. Шеин

9) С.И. Дежнёв

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б В Г Д Е
           

7. Прочтите отрывок из письма.

«Ты, ведь, Михайлович, русак, а не грек! Говори своим природным языком; не уничижай его и в церкви, и в дому, и в пословицах. Как нас Христос научил, так подобает говорить. Любит нас Бог не меньше греков; предал нам и грамоту нашим языком Кириллом святым и братом его. Чего же нам еще? Разве языка ангельскова? Да нет, ныне не дадут, до общаго воскресения. Да аще бы и ангельски говорил, Павел рече, любве же не имам, бых яко медь звеняща или кимвал бряцая,– барабаны ваши!.. А ты, миленькой, посмотри-тко в пазуху-ту, царь християнский! Всех-ли християн-тех любишь? Нет больше, отбеже любовь и вселися злоба. Еретиков-никониян токмо любишь, а нас, православных християн, мучишь, правду о церкви Божией глаголющих ти. Перестань-ко ты нас мучить-тово. Возми еретиков-тех, погубивших душу твою, и пережги их, скверных собак, латынников и жидов, а нас распусти, природных своих. Право, будет хорошо»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) Автор источника – патриарх Никон

2) Письмо было направлено московскому патриарху

3) Автор источника – протопоп Аввакум

4) Речь в отрывке идет о церковном расколе

5) Письмо направлено из заграницы

6) Аввакум был против изменения церковных устоев.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

     

Ответ:

 

Рассмотрите схему и выполните задания 10–13.

8. Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками и цифрой «3».

Ответ: _________________

9. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «4».

Ответ: ___________________________.

10. Укажите название похода, указанного под цифрой на карте.

Ответ: ___________________________.

11. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Все восстания, изображенные на карте, потерпели поражение

2) Главарем восстания был Болотников

3) Причины "бунташности" XVII в. - падение крепостничества и рост государственных повинностей

4) Одно из восстаний было вызвано слишком большими налогами на определенные продукты

5) Казаки ходили походами в Красное море

6) Опорным пунктом казаков Разина был Яицкий городок.

Ответ: ___________________________

12. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Повесть о Шемякином суде 1) Является автобиографией
Б) Славяно-греко-латинская академия 2) Создано в преддверье Никоновской реформы
В) Житие протопопа Аввакума 3) Критикует земельные порядке в стране
Г) «Богоматерь Владимирская» 4) Открыта в 1687 г.
5) Автором является родоначальник своего жанра – С. Ушаков
6) Повествует о времена Михаила Федоровича

Ответ:

А Б В Г
       

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

13. Какие суждения о памятнике, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Памятник посвящен русскому путешественнику - Е.П. Хабарову

2) Человек, изображенный на фотографии – полководец

3) Установлен в середине 20 века

4) Памятник был открыт в честь основания Владивостока

5) Памятник посвящен Степану Разину.

   

Ответ:

14. Какой из персоналий, представленных ниже, действовали в тоже время, когда жил представленный выше деятель? В ответе запишите цифру, под которой указано это здание.

1) 3)
2) 4)
 

Ответ:

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в ответех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору.

А великий государь его царское величество для православныехристиянские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнскойостерегати и зашищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданных своих от всякия верности и послушанья чинит свободными.

И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здержал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божии многие разорил, а в-ыныхунею учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскомусалтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди.

И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять.

А стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и жильцы, и дворяне ж и дети боярские из городов, и головы стрелецкие, и гости, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен и дворцовых слобод тяглые люди, и стрельцы о государской чести и о приеме гетмана Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского допрашиваны ж по чином, порознь.

И они говорили то ж, что за честь блаженные памяти великого государя царя и великого князя … всеаРусии и за честь сына его государева, великого государя царя и великого князя … всеаРусии, стояти и против литовского короля война весть. А они, служилые люди, за их государскую честь учнут с литовским королем битися, не шадя голов своих, и ради помереть за их государскую честь. А торговые всяких чинов люди вспоможеньем и за их государскую честь головами ж своими ради помереть.

А гетмана Богдана Хмельницкого для православныехристиянские веры и святых божиих церквей пожаловал бы великий государь царь и великий князь … всеаРусии по их челобитью, велел их приняти под свою государскую высокую руку».

15. Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в источнике. Укажите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории, когда этот политический деятель был руководителем страны.

16. Какие условия выдвинул князь для заключения договора? Укажите любые три.

17. Каков итог ситуации, описанной в источнике? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

18. В.О. Клю­чев­ский оха­рак­те­ри­зо­вал XVII в. как «новый пе­ри­од рус­ской ис­то­рии». Объясните его точку зрения (приведите три объяснения).

19. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической

науке.

«Россия в XVII в. находилась в изоляции от экономических, военных и культурных достижений Европы».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

 

20. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1613-1645 гг.; 2) 1645-1672 гг.; 3) 1672-1689 гг.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях

(явлениях, процессах) данного периода истории России;

– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: