ВОПРОС № 45 КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ




Наряду с наличием объекта, предмета, методов исследования, любую науку характеризует наличие определённого понятийного аппарата. В отличие от естественного разговорного языка, обслуживающего потребности повседневной жизни и обыденного сознания, язык науки должен отвечать ряду особых требований. Прежде всего, должно быть чётко определено значение научных терминов. Не допускается неопределённости, т.к. это приводит к непониманию учёными друг друга или неверному пониманию в процессе научного общения и передачи научной информации. Поэтому в науке большое внимание уделяется определению и уточнению значения научных терминов.

Несмотря на молодость института профессиональной социальной работы, в настоящее время она располагает определённым понятийным инструментарием, который активно используется в теории и практике социальной работы. В силу полидисциплинарногого характера социальной работы она обращается к понятиям самых разных дисциплин.

Весь арсенал понятий социальной работы можно классифицировать по различным критериям. Классифицируя понятия по степени общности, можно выделить четыре группы понятий, используемых социальной работой.

 

Как всякая научная дисциплина социальная работа использует философские и общенаучные понятия для самого общего описания объекта, целей, задач, взаимодействия своих субъектов. Сюда могут быть отнесены понятия система, элемент, часть, целое, причина, следствие, закономерность и др.

Понятия социальных наук обеспечивают более конкретное описание субъектов социальной работы, их взаимодействие и сопряжение с общественными ресурсами в рамках определённой культурной и социальной среды. Понятия субъект, индивид, общность, институт, потребности, мотивы, цель, деятельность, общество, культура, поведение и многие другие позволяют социальной работе подробно и всесторонне рассматривать и описывать свои объекты.

Понятия смежных дисциплин, более точно обозначающие процессы, являющиеся объектом социальной работы, берут начало в различных разделах социологии, психологии, педагогики, правоведения. К ним можно отнести понятия социализации, социальной нормы, социального отклонения, отклоняющегося поведения, реабилитации и т.д.

Некоторые понятия, используемые преимущественно социальной работой, обозначают субъектов социальной работы и связанные с ними социальные явления. К ним можно отнести такие понятия, как социальное сиротство, социально опасное положение, трудная жизненная ситуация и т.д. Они не просто фиксируют некое явление или проблему, но оценивают их как требующие вмешательства.

 

Понятия, характеризующие собственно социальную работу в свою очередь также можно классифицировать по определённым критериям. Прежде всего, можно выделить понятия, раскрывающие сущность, структуру и направления самой социальной работы. Сюда относятся понятия индивидуальная СР, групповая СР, мобильная СР и т.п.

Невозможно обойти вниманием и наиболее общие понятия, отражающие сущность социальной работы. Помимо центрального понятия «социальная работа» сюда стоит отнести социальная защита, социальное обеспечение, социальная поддержка, социальное обслуживание, социальная реабилитация, обозначающие различные формы и направления социальной работы.

Далее, можно говорить о понятиях, которые выделены в соответствии с различными типами клиентов – СР с семьёй, СР с престарелыми гражданами, СР с безработными и т.д.

Следующую группу понятий выделяют в зависимости от той сферы социальной практики, в которой осуществляется социальная работа. Сюда можно отнести понятия, отражающие специфику СР в здравоохранении, образовании, пенитенциарных учреждениях, социальную работу в армии.

Помимо этого, требуют развития понятия, отражающих специфику социальной работы в различных ситуациях – в зонах техногенных катастроф, экологического бедствия, национальных конфликтов, эпидемий.

 

Поскольку социальная работа находится в процессе динамичного развития, поиска новых форм и методов деятельности, интенсивно развивается блок понятий, отражающий её технологический аспект, методы и принципы профессиональной социальной работы. Скажем, понятие активное слушание означает подчёркнуто внимательное отношение к клиенту в процессе беседы или консультирования, эмоциональную открытость, поддержку клиента, которые помогли бы ему искренне поделиться своими проблемами со специалистом. Понятие центрирование на клиенте означает сосредоточение внимания специалиста и его интеллектуального потенциала на проблемах клиента. Понятие вмешательство означает всякое профессиональное целенаправленное воздействие социального работника на клиента или его ситуацию с целью добиться положительных изменений.

 

Очевидно, что находясь в процессе становления, профессиональный и научный язык социальной работы сталкивается с неизбежными трудностями. К задачам развития понятийного аппарата социальной работы, в первую очередь, нужно отнести поиск, создание, введение новых терминов, которые смогли бы зафиксировать и органично отразить многие хорошо знакомые из опыта социальные явления. В настоящее время в социальной работе наблюдается значительный понятийный и терминологический дефицит.

Одна из проблем, связанная с ним – не всегда оправданные и продуманные заимствования терминов из иностранных языков. Конечно, заимствования – это один из путей развития научного языка, и в некоторых ситуациях они неизбежны и возможно необходимы. Но в ряде случаев происходит совершенно неоправданное и не обоснованное реальной необходимостью заимствование иноязычных терминов – там, где можно и нужно обходиться ресурсами русского.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: