Работа со словарем синонимов




- Обратимся к словарю синонимов. Назовите синонимы слова «культура».

(цивилизация)

- Какой смысл вложил автор в заголовок «Сокровищница народной культуры»?

(Запас ценностей народа)

- Какие бывают ценности, и о каких из них идет речь в заголовке?

(Материальные, духовные; в заголовке речь идет о духовных ценностях)

- Что автор рассматривает в качестве ценностей, сокровищ в данном тексте? Найдите слова, раскрывающие данное понятие.

(Язык, пословицы)

Вывод: таким образом, заголовок выражает позицию автора текста о том, что язык народа – это величайшая ценность.

5.3 Определение ключевых слов текста (слайд № 10)

- Выделите ключевые слова текста.

(Язык, культура, сокровище, народ, богатство)

- К анализу этих слов мы с вами вернемся после работы над структурой текста.

Анализ структуры текста

Определение микротем текста

- Еще одним средством выражения авторской позиции является структура текста.

- Давайте вспомним, что такое микротема? (Часть, на которую делится текст)

- Сколько микротем можно выделить в тексте? (4)

- Что характеризует каждую микротему?

(Ключевые слова)

- Выделим ключевые слова каждой микротемы (слайд № 12-14).

Микротема 1 Микротема 2 Микротема 3 Микротема 4
· пословицы · выражение · ум · история · мировоззрение · народ · пословицы · мудрость · поколение · пословицы · человеческие отношения · пословицы · изучение · культура  

- Зачем автор вводит несколько микротем?

(Каждая из них характеризует аспект значимости пословиц как богатства народа, работает на раскрытие главной темы в разных аспектах)

5.4.2 Составление плана текста

- Составьте план текста (слайд № 15)

1. Пословицы – форма выражения народной истории.

2. Пословицы – мостик от одного поколения к другому.

3. Пословицы – зеркало человеческих отношений.

4. Пословицы – богатство народной культуры.

Составление логико-структурной схемы текста.

- Давайте составим логико-структурную схему текста, связав ключевые слова между собой (слайд № 16).

-Итак, какие у нас слова ключевые для текста в целом?

(Язык, культура, сокровище, народ, богатство)

- Какое из этих слов характеризуется на протяжении всего текста? (язык)

- Какие из ключевых слов характеризуют язык? Как оценивается язык в данном тексте? В качестве чего? (богатство)

- Почему язык – это богатство (характеризуем все через ключевые слова)? (Богатство потому, что это сокровищница)

- Сокровищница чего? (мысли, опыта народа)

- Как в этой цепочке связаны слова "язык" и "пословицы"?

(Пословицы – форма функционирования языка)

- Какую функцию выполняют пословицы?

(Пословицы – это:

· копилка народной истории,

· мостик между поколениями,

· зеркало человеческих отношений)

- Чем являются пословицы благодаря указанным функциям?

(Богатством народной культуры)

- Сложив все, сформулируйте аргумент: почему язык – это богатство народа?

Вывод: Язык - это своеобразное хранилище культуры русского народа, его истории, отражение его представлений о добре и зле, смысле жизни… Язык – это святыня народная, которую каждый должен знать и беречь. Язык – вернейший, а иногда и единственный свидетель былой жизни народа.

Определение стиля текста

- Давайте определим, к какому стилю относится текст? Каковы признаки публицистического стиля? (слайд № 17)

Анализ изобразительно-выразительных средств

Работа со схемой

- Поскольку текст принадлежит к публицистическому стилю, то в нем автор активно использует изобразительно-выразительные средства.

Изобразительно - выразительные средства языка(слайд № 18) тропы фигуры речи     синтаксические возможности языка фонетические возможности языка   лексические возможности языка морфологические возможности языка  

 

- Давайте вспомним, какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?

Работа с таблицей

- Давайте посмотрим на таблицу изобразительно-выразительных средств языка, какие мы не упомянули?

- На основании этой таблицы в зависимости от знания и понимания вами того или иного типа средств, напротив каждого поставьте знак:

Знаю и понимаю, легко нахожу в тексте !
Знаю, понимаю, испытываю трудности при нахождении в тексте +
Не знаю -
Возник вопрос ?

- Скажите, какие из данных средств доминируют в тексте М.А. Шолохова?

(Лексические)

Работа с текстом



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: