Предыстория западничества и славянофильства




Реферат

На тему

Западники и славянофилы

Выполнил

Брянск 2017


Содержание

 

 

Введение

1. История западничества и славянофильства в России

1.1 Предыстория западничества и славянофильства

1.2 Западники

1.3 Славянофилы

2. Мировоззренческие и политические взгляды западников

3. Основные идеи славянофильства

4. Западничество и славянофильство как два направления русской об-щественной мысли первой половины девятнадцатого века: сравнительный анализ

Заключение

Список использованной литературы

 

 


 

Введение

История в нашей современности занимает особое место. Мы черпаем там и истоки своего вдохновения, и попытки найти образ будущего.

Не случайно больше двух веков у нас идет спор между ориентацией на свои пространства от Балтики до Тихого океана и на Европу.

Славянофильство и западничество – очень важная страница русской истории, общественной мысли и идеологической борьбы. Изучение этой проблемы должно помочь понять те процессы, которые мы сегодня наблюдаем в СМИ, в культуре, во внутренней и внешней политике. Дискуссии о том, что есть в русской культуре и политике индивидуализм и духовность, соборность, а что есть прогресс и каковы средства его достижения, как понимать русскую историю, эти споры продолжаются и теперь.

История идейного спора славянофилов и западников приобретает особое значение особенно сейчас, когда так остро встала проблема нашего сегодняшнегоотношения к Западу. Перед нами встал с новой силой вопрос о том, каким должен быть ответ на современную политику Запада, проводимую по отношению к России и проявляющуюся во введении санкций, обострении противоречий по вопросам Украины, Крыма, Сирии и т.д., фактическомвозобновлении «холодной войны». Как нам строить свое отношение к современной западной «толерантной» культуре.Но, надо заметить, что не стоит механически прилагатьк реалиям XXI века термины, возникшие для описания общественно-политической идейной борьбы XIX века.Пути развития современной России имеют гораздо больше альтернатив, моделей, вариантов, чем в позапрошлом веке. Сейчас возникли разные виды патриотизма, национализма, неоимпериализма. И славянофилов, и западников в первоначальном значении этого слова в современности отыскать нельзя. Но, еще в древности говорили, что история – учительница жизни. Поэтому, изучение и осмыслениетеоретической мысли и практического опыта прошлого необходимо для решения насущных проблем современности, особенно тогда, когда общество стоит перед перспективой выбора своих дальнейших путей развития.

Объектом моей небольшой исследовательской работы являются известные в истории России теченияполитико-философской мысли России первой половины XIX века – западничество и славянофильство.

Целью данного реферата является изучение политических воззрений славянофилов и западников, история становления и развития их основных концепций, различие и сходствоих взглядов.

 


 

История западничества и славянофильства в России

Предыстория западничества и славянофильства

На рубеже1830-1840-х годов происходит заметное оживление общественной жизниРоссии. В обществе бурно обсуждаются пути развития страны, внимательно изучается отечественная история, вырабатываются и предлагаются многообразные проекты настоящего и будущего устройства России. Открываются литературные салоны, возникают интеллектуальные кружки, участники которых спорят друг с другом об истории, культуре и политике. Эти споры продолжаются на страницах многочисленных журналов, каждый из которых становится общественным рупором одного измировоззрений.

Постепенно складывается несколько направлений в российской общественной мысли. Наибольшим влиянием пользовалось государственно-охранительное направление.Граф С.С. Уваров и его теория «официальной народности», в недавнем прошлом именуемая теорией «казенного патриотизма», отражали и выражали самодержавную точку зрения. Но рядом с этим возникли и иные идеологические направления.

По мнению большинства отечественных историков, начало либеральному течению в русской общественной мысли положил литературно-философский кружок, который возник зимой 1831-1832 гг.в Московском университете вокруг студента филологического факультета Н.В. Станкевича и просуществовал до 1837 года.[1] В этом кружке объединились будущие славянофилы(К.С. Аксаков,А.С. Хомяков) и западники (Т.Н.Грановский), революционеры(М.А. Бакунин, В.Г. Белинский) иохранители (М.Н. Катков). Здесь изучалисьиобсуждались философские системы выдающихся немецких ученых имыслителейИ. Канта, Ф.Шеллинга, И. Фихтеи особенно Г. Гегеля, который был длявсехкружковцев общепризнанным кумиром. Всекружковцы ненавидели крепостноеправо иполицейско-бюрократический режим, созданный Николаем I. Однакоони никогданевыступали за революционный путь обновления страны, а ратовалилишь за формирование передовогообщественного мнения.

Впервыес открытой критикой самодержавия слиберальных позицийвыступилПетрЯковлевичЧаадаев, который в1836 г. опубликовал влиберальном журнале «Телескоп» свое первое "Философическое письмо». Эта публикация потрясла все думающее общество. Наибольшее возмущение вызывали высказывания Чаадаева о том, что Россия, отказавшись в древности от католицизма и приняв православие, совершенно оторвалась от общемирового культурного развития, и потому русский народ пока составляет пробел в порядке разумного существования человечества».[2]

«Философическое письмо» Чаадаева вызвало столь бурный всплеск мнений в русской общественной мысли, что положило начало размежеванию русского интеллектуального общества на несколько мировоззренческих направлений.

Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу.

В недрах либерально-оппозиционного движения практически сразу сформировались два основных течения – западники и славянофилы. Они возникли как одна из форм протеста против самодержавного деспотизма. И славянофилы, и западники росли из одного декабристского корня. Хотя они и расходились в интерпретации путей достижения этой свободы, но вместе противостояли официальной идеологии.

Западники

Родоначальником русского западничества считается, выше упомянутый» П.Я.Чаадаев. Реакция на сочинение Чаадаева, откровенно западнической ориентации, была незамедлительной, причем, с двух сторон. Николай I приказал закрыть журнал «Телескоп», где было опубликовано «Письмо». ИздательН.И.Надеждин был сослан на дальний Север, а Чаадаева объявили сумасшедшим. [3]

Один из идеологов славянофилов П.В.Киреевский резко выступил против «чаадаевщины» — утверждений о неисторичности русского народа, отсутствии у него богатого прошлого. «Ругани над могилами отцов» он противопоставлял «великое откровение воспоминаний», накопленных русским народом за его многовековую историю. Судя по всему, именно этот эпизод открыл историю многолетних мировоззренческих споров между славянофилами и западниками о старой и новой Европе, о старой (допетровской) и новой России и об отношении последней к Западу.[4]

Западническая система ценностей восходила к идеалам итальянских гуманистов эпохи Возрождения, деятелей немецкой Реформации, английских либералов XVIII в., французских просветителей, а также философов Г.Гегеля, И.Канта, И.Фихте, Л.Фейербаха и др.

Большинство западников по происхождению и социальному положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учеными и литераторами.В конце 30-х - начале 40-х тт. постоянным местом встреч, бесед и споров западников со славянофилами были московские литературные салоны Д.Н.Свербеева, А.П.Елагиной, К.К.Павловой, Аксаковых, Сенявиных и других, а также дружеские кружки, продолжавшие традиции кружка Станкевича.

Видными представителями московских западников были В.П.Боткин, Т.Н.Грановский, Е.Ф.Корш, К.Д.Кавелин, Н.Х.Кетчер, М.Н.Катков, П.Н.Кудрявцев, позднее Ф.И.Буслаев, Б.Н.Чичерин, С.М.Соловьев и другие.

В Петербурге начала 1840-х гг. западники группировались вокруг В.Г.Белинского. В кружок входили П.В.Анненков, М.А.Языков, Н.Н.Тютчев, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров и др. В конце 1840-х гг. в Петербурге выделилась еще одна группа западников, известная в обществе как «партия петербургского прогресса», объединявшая, главным образом, молодых чиновников. Своеобразным центром западников стал кружок молодых профессоров Петербургского университета, группировавшийся вокруг Кавелина. Свои идеи западники распространяли в печати (их органами фактически стали журналы «Московский наблюдатель», «Отечественные записки», «Русский вестник» и «Атеней», газета «Московские ведомости»), в публичных лекциях (Грановский), на кафедрах университетов (многие западники были профессорами Московскою, Петербургского и Харьковского университетов).[5]

В западничестве на его раннем этапе выделяются «левый» (или леворади-кальный) лагерь (Герцен, Белинский) и те, кого можно назвать «правыми» западниками (Боткин, Корш и др.). Центральную позицию, не примыкая ни к той, ни к другой стороне, а, наоборот, примиряя их, занимал Грановский. Но и ему пришлось сделать выбор: в 1846 г. происходит его ссора и разрыв с Герценом. Все это свидетельствует о неоднородном составе западнического направления, если рассматривать его в мировоззренческом и политическом плане[6].

В период царствования Николая западничество было чисто идейным течением. С началом «эпохи великих реформ» для многих западников открылась возможность активной практической деятельности. Многие теоретические положения западничества стали идеологической основой ряда радикальных и либеральных течений русской общественной мысли.

Славянофилы

Зарождение славянофильства относится к зиме 1838- 1839 гг., когда в литературных салонах Москвы произошел обмен посланиями между А.С.Хомяковым («О старом и новом») и И.В.Киреевским («В ответ А.С.Хомякову»). В статье Хомякова были впервые изложены не только историко-философские, но и основополагающие социально-политические воззрения славянофилов, а именно: вера в особый путь русского исторического развития и связанное с ней убеждение, что именно Россия призвана исполнить особую миссию по отношению к Западной Европе; внимание к народу как главному деятелю истории; признание важного значения общественного мнения; интерес к прошлому и настоящему славянских народов.

К 1843-1844 гг. в Москве сложился славянофильский кружок, где ведущую роль играли А.С.Хомяков, И.В. Киреевский, Д.А. Валуев, П.В.Киреевский, К.С.Аксаков. Возникновение кружка было крупным событием русской общественной жизни. Славянофилов насчитывалось немного, но они были видными, литературно одаренными представителями дворянской интеллигенции, чье участие в идейной борьбе было ярким, чьи убеждения были самостоятельны и оригинальны, а общественная позиция — принципиальна. Общие интересы сплачивали славянофилов, узы родства и давней дружбы обеспечивали кружку внутреннее единство, которое, в свою очередь, придавало заметную со стороны согласованность выступлениям его членов.

Славянофильский кружок был совершенно уникален в истории русского либерализма — он смог просуществовать четверть века. Его долгая история — свидетельство не только больших организационных усилий славянофилов, но и умеренности их либеральных убеждений. Осторожность славянофилов редко давала властям повод для вмешательства во внутреннюю жизнь кружка. И все-таки ряд видных участников кружка (Ф.Чижов, Ю.Самарин, И.Аксаков) были арестованы, хотя и ненадолго. Это утвердило за славянофилами значение оппозиции, поставило их под постоянный полицейский надзор (до 1957 г.).

Замечательной особенностью кружка было активное и равноправное участие в его делах женщин - А.П.Елагиной. О.С.Аксаковой, Н.П.Киреевской, М.В.Киреевской, Е.М. Хомяковой и др. Они вели беседы в салонах, спорили, обсуждали политические новости, философские статьи. Они много переводили и переписывали. Нередко через них шел обмен письмами — важнейшее средство поддержания внутреннего единства кружка. Женщины хранили традиции славянофильства, их интерес к вопросам общественным был неподделен.[7]

В 1840-е годы, в ранний период истории славянофильства, общественная деятельность его зачинателей и руководителей имела важное значение, так как она свидетельствовала о сохранении в среде передового дворянства либеральных настроений. В трудных условиях николаевского царствования славянофилы были хранителями либеральной традиции русского общественного движения, славянофильский кружок играл роль общественно-политической оппозиции правительству.

Во второй половине 1850-х годов деятели славянофильства сосредоточили свои усилия на подготовке отмены крепостного права. Ю.Самарин, В.Черкасский, А.Кошелев работали в губернских комитетах, Самарин и Черкасский, кроме того - в Редакционных комиссиях. В отличие от революционных демократов, славянофилы искренне приветствовали крестьянскую реформу 19 февраля 1861 года.

К середине 60-х годов славянофильский кружок распался, углубились серьезные идейные разногласия среди славянофилов, наступил кризис славянофильской идеологии. К середине 1870-х годов славянофильство изжило себя и перестало существовать как особое направление русского общественного движения.

Помимо самобытной политической доктрины славянофилы оставили огромное духовное наследие: глубокие философские и богословские труды, яркую публицистику, литературно-критические статьи, эпистолярику (более 9000 писем). Русские народные песни, собранные П.В.Киреевским, внесли значительный вклад в фольклористику.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: