Школа контент-анализа Г. Лассвелла

Анализ документов

 

В социологии под документом понимают не только письменные документы, но и любые носители информации (аудио-видеозаписи, фотографии и т. д.) Однако письменные документы составляют основной массив. Ихисточником являются архивы, публикации в прессе, личные документы, письма, дневники. Огромное и вполне самостоятельное значение имеют данные государственной статистики, которыми надо уметь пользоваться, а также знать, с какой регулярностью они собираются и публикуются.

Виды анализа документов:

· качественный (неформализованный)

· количественный (формализованный) анализ, или контент-анализ.

Качественный анализнаправлен на выявление необходимой исследователю информации, которая находится в документе в скрытом виде, и представление ее в нужной форме. Примером качественного анализа является толкование правовой нормы.

В зависимости от цели исследования анализу могут подвергаться как форма (установление подлинности, авторства, времени и места создания и т. д.), так и содержание (выявление личной позиции автора, достоверность изложенных фактов и обоснованность выводов, степень полноты приводимых сведений и т.д.) документа.

В ПР-деятельности проводится анализ организационной документации, архива: речи исполнительных директоров, выдержки из новостей и писем работников в газеты, отчеты. Официальные документы изучаются ПР-специалистами для выработки основ стратегического планирования, корпоративной философии, создания маркетинговых коммуникаций.

Достоинство качественного анализа — возможность глубоко проникнуть в содержание документа, проанализировать все нюансы и выявить скрытые положения. Качественный анализ требует высокой квалификации исследователя. Продолжением достоинств метода являются его недостатки, основной недостаток качественного анализа — субъективизм. От него трудно избавиться, поскольку точность интерпретации и правильное толкование документа зависят как от профессиональных (знание предмета, опыт, объективность), так и от индивидуальных (личные пристрастия и идеологические предубеждения) качеств исследователя. Это делает практически невозможным точное произведение такого же анализа другими. Указанного недостатка лишен количественный анализ, или контент-анализ.

Контент-анализ -

перевод текстовой информации в количественные показатели с последующей статистической обработкой.Он направлен на поиск признаков или характеристик в документе, которые, с одной стороны, отражали бы его содержание, с другой — делали бы это содержание измеримым (индекс цитирования). Его достоинство - воспроизводимость и возможность обработки большого количества документов, а недостаток — неполное раскрытие содержания документа.

Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц, которые входит в содержание документа как элементы

В качестве смысловых единиц выступают:

1) понятия, выраженные в словах и отдельных терминах по данной теме (анализ текстов по содержанию понятий показывает, в какой степени анализируемый источник ориентирован на изучаемую проблематику);

2) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текста, стать­ях, передачах (данные темы на страницах СМИ показывают актуаль­ность проблематики во всех аспектах ее развития);

3) имена персоналий, связанных с проблематикой (упоминание в СМИ определенных лип свидетельствует об их влиянии на процессы в области изучаемой проблемы);

4) события, имеющие отношение к проблематике, упо­минание которых в СМИ свидетельствует об их важности.

Затем выбирают единицу счета,в чем измерять смысловую единицу анализа. Самый распространенный способ измерения содержания — подсчет частоты появления определенных показателей в тексте документа. Другим способом измерения является подсчет валовых характеристик: строк, колонок, абзацев, посвященных теме, — для письменных документов; время, отведенное освещению темы - для радио и телевидения.

Контент-анализу сопутствует процедура монито­ринга. Монито­ринг – дайджестирование по определенной проблеме материалов прессы в режиме – «синтез-аннотация» с указанием источника и времени выхода.

В этом случае материалы в СМИ рассматриваются с точки зрения:

а) частоты информации (определяется частота упоминания данной темы, частота положительных, отрицательных и нейтральных оценок и частота описательно-оценочной информации);

б) объема (фиксируется двумя единицами: по числу строк текста и по удельному весу информации по данной проблеме в общем объеме всей информации);

в) содержания, которое, в свою очередь, группируется по темам;

г) знака информации (определяется как«положительное», «отрица­тельное», «сбалансированное» и «нейтральное» отношение, что соответ­ственно кодируется как (+), (-), (+/-), 0

д) типа материалов по информации:

· фактографическая (дается факт события без комментариев);

· комментаторская, когда факт комментируется автором — свидетелем, очевидцем события;

· комментаторская с оценками фактов, свидетели которых не указыва­ются;

· художественно-фактографическая (безадресные очерки с упомина­нием событий, реальность которых сомнительна);

· общетеоретическая информация, не содержащая ссылок на конкрет­ные факты;

· абстрактно-художественная информация и т.д.

Контент-анализ часто применяется по отношению к письмам и теле­фонным звонкам, которые представляют собой прекрасный индикатор реакции общественности на политику организации и предоставляемые ею услуги.

 

Школа контент-анализа Г. Лассвелла

«Патриархом» контент-анализа называют американского социолога первой пол. 20 в. Лассвелла. Лассвелл изучал пропагандистские тексты и разработал существенный принцип этого метода. Основную цель изучения текстов он сфор­мулировал так: определить, что пропагандист ставит в центре вни­мания, чтобы добиться определенного эффекта у Аудитории. В 1927 г. Лассвелл выпустил в свет книгу «Техника пропаганды в Первую мировую войну». Автор поставил задачей проанализиро­вать, какими социальными моделями поведения манипулирует про­паганда воюющих стран, какие цели ставит она себе в военное время.

Анализу подверглись многие из возможных каналов пропаганды Америки, Англии, Франции и Германии: газеты, централизованные выпуски бюллетеней информационных агентств, пропагандистские материалы в журналах, тексты проповедей и т. д. В анализируемых материалах пропаганды каждой из воюющих стран автор обнаружил преобладание следующих утверждений; «мы» защищаемся, «враг» — коварный агрессор; «враг» разрушил райское благоденствие и поэто­му должен быть уничтожен; «мы» победим, «враг» будет уничтожен.

Все утверждения, заявления, призывы к действию, которые содер­жались в пропагандистских материалах, Лассвелл обобщал до конеч­ных целей пропаганды стратегического характера, использовав один из методов обобщения, характерный для контент-анализа. В итоге ба­зисные цели пропаганды воюющих стран выглядели так: возбудить ненависть к врагу, крепить дружбу с союзниками, укреплять дру­жественные отношения с нейтральными странами, деморализовать противника.

Лассвелл подчеркнул здесь главные принципы анализа содержа­ния: расчленить, определенным образом анатомировать сплошной массив пропаганды — так, чтобы мельчайшая частица несла всебе свойства целого — и обнаружить ее тенденции, основываясь на преоб­ладании тех или иных утверждений.

Отсюда берет свое начало лассвелловская школа контент-анализа. Систематическое исследование — подсчет и анализ — значимых еди­ниц, репрезентируемых в тексте словом, суждением, фрагментом, со­ставляет, по Лассвеллу, суть этого метода. Популярность контент-ана­лиза в социологических исследованиях в годы, когда работал с ним Лассвелл, давала, очевидно, право самому исследователю говорить даже об особой единице измерения под названием «мент» (от англ, «mention» — упоминание). Самое существенное в этой единице измере­ния то, что она конструируется для каждого конкретного исследования.

В рамках исследований в школе Лассвелла были разработаны методические вопросы: выбор единицы контекста при частотном подсчете символов, способы про­верки результатов на обоснованность, на сопоставимость и т. д. В одной из последних работ самого Лассвелла содержится мысль, что социальные трансформации в обществах неизбежно находят свое отражение в текстах СМК и, соответственно, могут быть зафиксированы.

Лассвелл указал на важнейшую характеристику контент-ана­лиза: анализ работает только с «откры­тым» (manifest) содержанием. Лассвелл употреблял этот термин по контрасту с содержанием «скрытым, подразумеваемым (latent). «Мы расцениваем содержание как открытое, — писал он, — если слова ин­терпретируются так, как они понимаются большинством носителей данного языка». Контент-анализ не может работать на значениях и смыслах скрытого, второго плана, он будет оперировать содержанием, что называется, находящимся «на поверхности».





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.


ТОП 5 активных страниц!

...