Политический режим и его разновидности




 

На фоне относительного консерватизма форм правления и форм государственного устройства политический режим более изменчив и подвижен. С учетом этого в литературе высказана точка зрения, согласно которой категория «политический ре­жим», хотя и связана теснейшим образом с категорией «форма государства», но непосредственно не является составной час­тью этой формы. Категория «политический режим» предназ­начена для содержательного анализа ряда важных, внутренних сторон политического процесса и в этом смысле является опре­деленным аспектом категории «содержание государства». Ка­тегория «политический режим» в собственном смысле слова означает не фактическую форму правления, не все перечислен­ные постоянно действующие и временные факторы политичес­кой жизни, а сами условия, климат, в которых они существу­ют. Поэтому непосредственным объектом исследования в рам­ках этой категории являются те реально действующие нормы, образцы поведения, которые формируют политическое созна­ние личности и регламентируют взаимоотношения участников политического процесса — классов, социальных групп и их орга­низаций, и те методы, которые используются политическим руководством при осуществлении ими своих прерогатив соци­ального контроля и управления.

Политический режим дает возможность определить, кто является действительным властителем в стране, каков набор средств и методов, с помощью которых они властвуют над умами и поступками людей.

Существенными свойствами политического режима следу­ет назвать характеристики правового статуса личности; отно­шение субъекта власти к обществу и к меньшинствам, входя­щим в его состав; степень централизации управления террито­риями.

Теперь полагаем необходимым перейти к современной клас­сификации политических режимов.

Демократический политический режим («democratia» — на­родовластие) — это одна из разновидностей либерального ре­жима, основанного на признании принципа равенства и свобо­ды всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, де­мократическое государство не ограничивается только их про­возглашением, т.е. формальным равенством правовых возмож­ностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате широкие права и свободы становятся ре­альными, а не формальными.

В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактичес­ким положением дел. Представительные органы и должност­ные лица в демократическом государстве, как правило, изби­раются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионали­зация власти — отличительный признак государства, в кото­ром существует демократический политический режим. В ос­нове деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.

Демократическое общество характеризуется развитием ас­социативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существуют институциональный и политический плюрализм, партии, профсоюзы, народные движения, массо­вые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, обще­ства, клубы, объединения людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют разви­тию государственности и свободы личности.

Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуж­дения, демонстрации, митинги, собрания становятся необхо­димыми атрибутами общественной жизни. Объединения граж­дан участвуют и в управлении делами общества и государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается парал­лельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекоменда­ций, а также осуществляют контроль над исполнительной вла­стью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум лини­ям: выборы управленцев-профессионалов и прямое участие в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. Демократичес­кое общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления.

Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при при­нятии решений.

На новый уровень поднимается система разграничения пол­номочий между центральными и местными органами. Цент­ральная государственная власть берет на себя только те вопро­сы, от решения которых зависит существование общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом обществе, предотвращение конфликтов и т.д. Осталь­ные вопросы решаются децентрализованно. В результате этого снимается вопрос о концентрации, монополизации власти и необходимости ее нейтрализации.

Нормативное регулирование приобретает качественно но­вый характер. В идеале, поскольку демократическое общество характеризуется достаточно высоким уровнем сознания и, кро­ме того, граждане сами принимают прямое и непосредствен­ное участие в выработке решений, снимается вопрос о массо­вом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия ре­шению большинства.

Противоположностью демократического политического ре­жима является режим тоталитарный.

Тоталитарный политический режим является, как прави­ло, порождением XX в., это фашистские государства, социа­листические государства периодов «культа личности». Тотали­тарный режим является крайней формой авторитарного режи­ма. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроникающая власть.

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, нали­чием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа, в большинстве случаев харизматическим.

Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стре­мится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматри­ваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о соци­альном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного правления: происходит сращивание партийно­го и государственного аппаратов. В результате этого становит­ся массовым явлением одновременное занятие партийной и го­сударственной должности, а там, где этого не происходит, го­сударственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.

В государственном управлении тоталитарный режим харак­теризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициа­тива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывает­ся. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фак­тическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пре­секается.

На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т. е. должност­ных лиц, назначение которых согласуется с высшими органа­ми правящей партии или производится по их указанию.

Тоталитарный режим широко и постоянно применяет тер­рор по отношению к населению. Физическое насилие, несмот­ря на его широкое использование, уже не становится самоце­лью, как при деспотии и тирании. Око выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти.

При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. Государство стремится бук­вально «слить» общество с собой, полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализа­ции, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. Демаго­гия, догматизм становятся способом идеологической, полити­ческой, правовой жизни. Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободно­го человека, всячески ограничивает предприимчивость работ­ника.

Милитаризация — также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об «осаж­денной крепости» становится необходимой для сплочения об­щества, для построения его по принципу военного лагеря. То­талитарный режим агрессивен по своей сути, и агрессия помо­гает достичь сразу нескольких целей: отвлечь народ от его бед­ственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей злите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-про­мышленный комплекс, армия — основные опоры тоталитариз­ма.

Государство при тоталитаризме как бы берет на себя заботу о каждом члене общества. Со стороны населения при тотали­тарном режиме развивается идеология и практика социального иждивенчества. Члены общества полагают, что обеспечивать их, поддерживать, защищать во всех случаях должно государ­ство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищ­ной сфере. Развивается психология уравнительности, идет су­щественная люмпенизация общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: