Общая характеристика учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

По истории для 11 классов (базовый уровень)
учебный предмет, курс, дисциплина (модуль), класс
 
Хрущёва Дина Александровна
Ф.И.О. учителя

 

 

Учебный год


Пояснительная записка

 

(конкретизируются общие цели и задачи общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; дисциплины (модуля) и пр)

 

 

Рабочая программа по истории создана на основе:

§ Программы С. И. Козленко, Н.В. Загладин и др. История Отечества XX – начала XXI века – М.: Русское слово, 2008.

М: Русское слово, 2012 – 56 с.

§ Загладин, Загладина: Программа курса и тематическое планирование к учебнику Н.В. Загладина «Всеобщая история». 11 класс – М.: М.: ООО «ТИД-«Русское слово –РС»,2011

УМК курса:

§ Н.В. Загладин, С.Т. Минаков, С.И. Козленко, Ю.А. Петров. История Отечества XX – начало XXI века – М.: Русское слово, 2008;

§ Н. В. Загладин. Всеобщая история. ХХ век: Учебник для 11 класса ОУ – М.: ООО «ТИД-«Русское слово –РС», 2012 – 400с.

Программа истории на базовом уровне в соответствии с Образовательной программой школы рассчитана на 68 часов. – 2 часа в неделю.

Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочих программ учебных предметов:

· Закон Российской Федерации «Об образовании»;

· Приказ Минобразования РФ №1919 от 03.06.2011 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

· Приказ Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

· Приказ Минобразования России №822 от 23.12.2009 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

· САНПиН 2.4.2 №2821-10, зарегистрированныев Минюсте России, от 03.09.2011 года, «19993;

· Учебный план МКОУ «Новоярковская средняя общеобразовательная школа»

Обоснование выбора учебников: Учебник Н. В. Загладина и др. «Всеобщая история» даст характеристику важнейшим процессам и тенденциям общественно-политической, социальной и духовной жизни нашей страны в XX - начале XXI в. В нем выделяются основные дискуссионные проблемы отечественной истории, ориентируя учащихся на развитие самостоятельного мышления. В учебнике продолжается рубрика «История в лицах».

Учебник Н. В. Загладина «Новейшая история, XX век» характеризует важнейшие процессы мировой истории прошлого века и современности, помогает синхронизировать события российской и мировой истории.

Цель: Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе

Задачи изучения истории в 11 классе:

§ Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся

§ Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности, относить свои взгляды принципы с мировоззренческими системами

§ Освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе

§ Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

§ Результаты обучения.

§ Результаты обучения предмета «История» приведены в разделе «требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.

Основные содержательные линии базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов истории – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих куров основывается на проблемно – хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами.

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 11 класса


Описание места учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане

 

(Информация об общем количестве часов, на которое рассчитана Рабочая программа; недельное количество часов)

 

 

Рабочая программа по истории для 11 класса составлена на основе примерной программы и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования.

Рабочая программа для 11 класса рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю). 34 учебные недели. Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 11 классе реализуются в рамках двух курсов – «Всеобщей истории» и «Истории России». Предполагается их последовательное изучение. Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до начала XXI в. 10- 11классы». Авторы:

Н.В. Загладин, С.И.Козленко, Х.Т.Загладина, М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2007.

 


Общая характеристика учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

 

(общая характеристика учебного процесса: содержательные линии, особенности содержания курса, основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий; система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся (текстовой описание + таблица)

 

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

· воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

· развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

· освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

· овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

· формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Наименование разделов рабочей программы Кол-во часов, отводимое на изучение раздела Характеристика основных содержательных линий Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса  
 
Раздел 1. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ   Раздел I. Мир в индустриальную эпоху: 1900 – 1945гг. (13ч.) Второй технологический переворот и становление индустриального производства. Научно - технический прогресс в конце XIX- последней трети XX века. Появление монополий и их типы. Изменения в социальной структуре. Модернизация в странах Европы, США и Японии. Борьба держав за рынки ресурсы и сферы влияния. Создание военно-политических союзов. Пути развития народов Азии. Африки и Латинской Америки. Колониальный раздел мира и колониальные империи. Антиколониальные движения. Особенности развития стран Латинской Америки. Державное соперничество и Первая Мировая война. Причины и характер войны в Европе. Боевые действия в 1915-1917 годах и истощение воюющих стран. Революция 1917 года в России и вступление в войну США. Капитуляция Германии и ее союзников. Реформы и революции в общественном развитии после Первой мировой войны. Формы социальных отношений и их национальная специфика. Социал-демократическое движение, его ревизионистское и революционное течение. Создание Коминтерна и конфликт между коммунистами и социал-демократами в 20-е – 30-е годы. Эволюция либеральной демократии. Демократизация общественной жизни и рост активности гражданского общества в странах Запада в конце XIX – первой половине XX века. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта в США и рост масштабов вмешательства государства в экономику. Особенности политического развития Великобритания и Франции в 1920-1930-е годы. Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм как феномен XX века. Идеология фашистских партий и установление фашистских режимов в Италии и Германии. Особенности внутренней политики гитлеровского режима. Завоевательная программа фашизма и холокост. Проблемы войны и мира в 1920-е годы. Милитаризм и пацифизм. Конфликт между странами Антанты и Советской Россией. Лига Наций и создание Версальско-Вашингтонской системы. Национально-освободительные движения в колониях и зависимых странах Азии и Северной Африки в 1920-1930-е годы. Международные отношения в 1930-е годы. На путях ко Второй мировой войне. Очаги военной опасности в Азии и Европе. Теория и практика создания коллективной безопасности в Европе. Политика умиротворения агрессоров, Мюнхенское соглашение и советско-германский пакт о ненападении. Начальный этап Второй мировой войны (1939-1940). Вторая мировая и Великая Отечественная война. Нападение Германии на СССР и создание антигитлеровской коалиции. Перелом в ходе войны. Открытие второго фронта. Разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии. Итоги Второй мировой войны и роль Советского Союза в победе над фашизмом. Мировое развитие во второй половине 20-начале 21 века (14 ч.) Ускорение научно-технического прогресса и становление глобального информационного общества. Возникновение ТНК и ТНБ и их роль в мировой экономике. Глобализация и ее социально-экономические последствия. Социальные и этнические процессы в информационном обществе. Начало «холодной войны» и становление двухполюсного мира. Причины и предпосылки «холодной войны». Создание и развитие системы военно-политических блоков. Крушение колониальной системы: причины и последствия. Военно-политические конфликты «холодной войны». От разрядки к завершению «холодной войны». Итоги военного и экономического соревнования СССР и США. Разрядка и ее значение. Кризис в советско-американских отношениях в конце 1970-х - начале 1980-х годов. «Новое политическое мышление» и завершение «холодной войны». Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия. Становление смешанной экономики в конце 1940-х - 1950-е годы. Создание социально ориентированной рыночной экономики в 1950-1960-е годы. Кризис «общества благосостояния», конец 1960-х - 1970-е годы, и его проявления. Страны Запада на рубеже XX-XXI веков. Неоконсервативная революция 1980-х годов. Этапы развития и новый облик социал-демократии. США: от «третьего пути» к социально ориентированному неоконсерватизму. Старые и новые массовые движения в странах Запада. Интеграция в Западной Европе и Северной Америке. Этапы развития интеграционных процессов в Западной и Центральной Европе. Учреждение Евросоюза и его структура. Углубление интеграционных процессов и расширение ЕС. Интеграция в Северной Америке. Восточная Европа во второй половине XX века. Переход стран Восточной Европы в орбиту влияния СССР. Первые кризисы в странах Восточной Европы. Углубление противоречий в восточноевропейских странах в начале 1980-х годов. Восточноевропейские страны после социализма. Кризис в Югославии. Государства СНГ в мировом сообществе. Образование СНГ и проблемы интеграции на постсоветском пространстве. Вооруженные конфликты в СНГ и миротворческие усилия России. Особенности развития стран СНГ. Характер и причины цветных революций. Китай и китайская модель развития. КНР после завершения гражданской войны. Внутренняя и внешняя политика КНР в 1950-1970-е годы. Прагматические реформы 1980-х годов и их итоги. Внешняя политика современного Китая. Япония и новые индустриальные страны. Японское «экономическое чудо» и его истоки. Поиски новой модели развития на рубежеXX-XXI веков. Опыт развития новых индустриальных стран (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур). «Второй эшелон» НИС и их проблемы. Развивающиеся страны Азии и Африки. Особенности послевоенного развития Индии, ее превращение в один из мировых «центров силы». Исламские страны: общее и особенное. Страны Центральной и Южной Африки: обострение проблем развития. Латинская Америка во второй половине XX - начале XXI века. Модернизационная политика в Латинской Америке и ее итоги. «Экономическое чудо» в Бразилии. Перонизм и демократия в Латинской Америке. Рост влияния левых сил в латиноамериканских странах конца XX века. Интеграционные процессы в Латинской Америке. Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий. Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления. Международные организации и их роль в современном мире. Политика «глобального лидерства» США и ее последствия. Роль Российской Федерации в современном мире.   1. Аудиоколонки колонки. 2. Видеопроектор. 3. Персональный компьютер. 4. Принтер. 5. Экран. 6. Карта.  
Раздел 2. История России   Раздел 1. Российская империя накануне Первой мировой войны. (5ч.) Россия на рубеже XIX - XX вв. Территория и население страны. Влияние их особенностей на развитие России на рубеже XIX—XX вв. Россия - многонациональное и поликонфессиональное государство. Российская модель модернизации. Место России в мировой экономике рубежа XIX-XX вв. Промышленный подъем накануне Первой мировой войны. Лидирующие позиции отечественно-го капитала в народном хозяйстве страны. Буржуазия и рабочие. Экономическая политика правительства. Особенности развития сельского хозяйства. Роль аграрного сектора в экономике России. Помещичье и крестьянское хозяйство. Основные проблемы российской деревни. Расслоение крестьянства. Выделение слоя зажиточных крестьян. Кризис империи: русско-японская война и революция 1905—1907 гг. Необходимость модернизации политической системы России. Углубление разрыва между относительно развитым индустриальным и архаичным аграрным секторами. Рост социального напряжения в стране. Консервативный курс Николая II. Столкновения взглядов в политической верхушке России по вопросу о путях развития страны (позиции С.Ю. Витте и В.К. Плеве). Обострение ситуации в деревне. Изменение характера выступления рабочих и выдвижение ими политических требований. Традиционно-попечительская политика правительства по отношению к рабочим. Полицейский социализм. Положение на национальных окраинах империи. Русификация. Студенческие выступления. Обострение международной обстановки на Дальнем Востоке в начале XX в. Столкновение России и Японии' по территориальному вопросу. Русско-японская война: ход боевых действий, причины военных неудач России. Портсмутский мир - успех дипломатии России в условиях проигранной войны. Причины революции 1905-1907 гг. «Кровавое воскресенье». Характеристика политических сил, участвовавших в революции, их состав, цели, методы борьбы. Крестьянские волнения. Революционные выступления в армии. Движение в защиту монархии. Черносотенцы. Всероссийская октябрьская политическая стачка 1905 г. Манифест 17 октября 1905 г. - первый шаг в преобразовании государственного строя на конституционно-парламентской основе. Различное отношение в российском обществе к Манифесту. Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в Москве, его уроки и значение. Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г. Особенности оформления политических партий в России. Влияние Манифеста 17 октября 1905 г., кампаний по выборам в Государственную думу и массовых народных выступлений на создание партий. Основные политические партии России начала XX в. Реформы государственного строя. Новая редакция «Основных законов Российской империи». Характерные черты выборов в Государственную думу (выборы - не всеобщие, не прямые и не равные). I и II Государственные думы: состав, деятельность, причины роспуска. Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина. Третьеиюньская монархия. Борьба властей с революционным движением и, легальной оппозицией. Подавление оппозиции со стороны Думы. III Государственная дума. Программа преобразований П.А. Столыпина. Основное содержание аграрной реформы: свободный выход крестьян из общины; отмена ограничений личных прав крестьян; переселенческая политика; создание фонда для наделения крестьян землей через Крестьянский банк. Отруб и хутор. Создание артелей и кооперативов. Противоречивые итоги реформ П.А. Столыпина. Политический кризис 1912-1913 гг. Ленские события 1912 г. Культура России в конце XIX — начале XX в. Крупные города как центры сосредоточения основных учебных и культурно-просветительских учреждений. Российская деревня как обособленный мир в общественно-культурной среде. Достижения российской науки. Идейные искания и художественная культура. Отражение сложности и противоречивости эпохи в художественной культуре начала XX в. Декадентство. «Серебряный век». Создание Художественного театра. Система К.С. Станиславского. Кинематограф России. Музыка. Изобразительное искусство. Культурно-эстетическое объединение «Мир искусства». Архитектура. Основные направления в искусстве. Элитарная культура. Традиционная культура основной массы населения. Спорт в Российской империи. Раздел 2. Россия в годы революций и Гражданской войны. (4ч.) Россия в Первой мировой войне: Российская дипломатия накануне Первой мировой войны. Дипломатическая изоляция России в 1904-1905 гг. Вступление России в Антанту. Начало и характер Первой мировой войны. Кампании 1914 г., 1915 г.: основные события, значение для хода войны. Брусиловский прорыв и итоги кампании 1916 г. Война и российское общество. Конфликт власти и Думы. Углубление кризиса монархии. «Прогрессивный блок». «Министерская чехарда». Толкования роли Г.Е. Распутина в политической жизни империи в научной и публицистической литературе. Политический кризис накануне 1917 г. Февральская революция 1917 г. Падение самодержавия. Предпосылки и причины Февральской революции 1917 г. Создание Временного правительства. Апрельский кризис Временного правительства. «Революционное оборончество» -сторонники и противники. Июньский и июльский кризисы власти. I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Переход власти к партии большевиков. Углубление кризиса власти осенью 1917 г. Вооруженное восстание в Петрограде. Установление советской власти. Точки зрения на октябрьские события 1917 г. в исторической литературе. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Революционно-демократические преобразования. «Декрет о власти». «Декрет о мире». «Декрет о земле». Новые органы власти и управления. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР. Конституция РСФСР 1918 г. Заключение Брестского мира и его последствия. Предпосылки Гражданской войны. Гражданская война и военная интервенция. 1918-1922 гг. Начальный этап Гражданской войны и интервенции. Периодизация Гражданской войны. Цели и состав белого и красного движений, другие участники войны. Советская республика в кольце фронтов. Создание Красной Армии. Революционный Военный Совет (РВС). Политика военного коммунизма. Решающие сражения Гражданской войны (март 1919 - март 1920 г.). Война с Польшей. Компромиссный характер мира с Польшей. Причины победы красных и поражения белого движения. Завершающий этап Гражданской войны (конец 1920 - 1922 г.). Борьба с «зелеными». Итоги Гражданской войны. Раздел 3. Советское государство и советское общество в1920-1930-е гг. (8ч.) Новая экономическая политика. Советская Россия в 1920-е гг. Экономическое и политическое положение Советской России после окончания Гражданской войны и интервенции. Создание и принятие плана ГОЭЛРО. Распространение новой экономической политики на промышленность и торговлю, неп в деревне. Роль государства в экономике периода нэпа. Денежная реформа. Первые итоги нэпа. Противоречия нэпа и его кризисы. Борьба власти с лидерами оппозиции - судебные процессы 1921-1923 гг. над руководителями партий эсеров и меньшевиков. Репрессии против представителей интеллигенции, служителей Церкви. Политика ускоренной индустриализации. Образование СССР и его международное признание. Предпосылки образования СССР. Образование СССР, высшие органы власти. Первая Конституция СССР (1924). Международное положение России после окончания Гражданской войны и интервенции. Белая эмиграция, ее влияние на отношение стран Запада к СССР. Европейская политика страны в 1920-е гг. Генуэзская конференция и заключение советско-германского соглашения в Рапалло. Развитие отношений России и Германии. Период дипломатического признания СССР со стороны большинства стран мира (1924 -1926). Военная тревога 1927 г. Культура и искусство после октября 1917 г. Раскол деятелей культуры на сторонников новой власти, наблюдателей и ее противников. Разнообразие литературно-художественных группировок в культурной жизни страны в 1920-е гг. Рождение идеологического диктата в художественной жизни. Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг. Культурная революция. Задачи индустриализации. Коллективизация, ее принципы - провозглашенные и реальные. «Ликвидация кулачества». Итоги насильственной коллективизации. Стабилизация положения в деревне во второй половине 1930-х гг. Социалистическое соревнование. Основные результаты индустриализации. Создание индустриальной базы страны в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. Важнейшее звено социалистической индустриализации - модернизация вооруженных сил и развитие их экономической базы - военно-промышленного комплекса (ВПК). Модернизация и изменение социально-демографической структуры советского общества. Культурная революция: ее составляющие и итоги. Развитие образования и науки. Спорт и физкультурное движение. Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления обществом. Партия большевиков в 1920-е гг. Письмо Ленина к XI съезду РКП(б) (осень 1922 г.). Борьба за власть с 1923 по 1928 г. Негативные последствия возвышения И.В. Сталина и утверждения его в качестве лидера партии. Культ личности и политический террор в СССР в 1930-е гг. Создание системы ГУЛАГа. Убийство СМ. Кирова и апогей репрессий в 1935-1938 гг. Создание сталинской системы управления. Конституция СССР 1936 г. Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие. Партийное руководство художественным процессом. Утверждение метода социалистического реализма в искусстве. Воспитание нового человека. Роль кинематографа. Ужесточение цензуры. Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг. Возникновение очагов военной опасности в Азии и Европе. СССР и проблемы коллективной безопасности. Рост военной угрозы (нападение Италии на Эфиопию, война в Испании, вторжение Японии в Китай). Военное столкновение СССР с Японией у озера Хасан. Мюнхенский договор и его последствия. Боевые действия СССР с Японией в районе реки Халхин-Гол. Советско-германские отношения. Советско-германский пакт о ненападении 23 августа 1939 г. и секретный протокол к нему. Влияние советско-германских отношений на развитие событий накануне Второй мировой войны. СССР в 1939-1941 гг. Политика СССР в начальный период Второй мировой войны. Договор о дружбе и границе между СССР и Германией от 28 сентября 1939 г. Вхождение в состав СССР прибалтийских государств. Присоединение к СССР Бессарабии и Буковины. Советско-финская война. Создание германского плана «Барбаросса». Подготовка Красной Армии к войне. Основные задачи третьего пятилетнего плана. Меры по подготовке страны к войне: формирование государственных материальных резервов; изменения в трудовом законодательстве; введение всеобщей воинской повинности. Идеологическая и моральная подготовка СССР к войне. Раздел 4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (5ч.) Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 - ноябрь 1942 г. Причины летней катастрофы 1941 г. Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Начало блокады Ленинграда. «Дорога жизни». Битва под Москвой. Зарождение антигитлеровской коалиции. Боевые действия весной - летом 1942 г. Наступление фашистских войск на юге страны. Оборона Сталинграда. Бои за Кавказ. Перевод экономики СССР на военные рельсы. «Все для фронта, все для победы!» Создание новых образцов военной техники. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь 1942 - зима 1943 г. Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом, причины и значение победы. Начало коренного перелома в Великой Отечественной и Второй мировой войне. Битва на Орловско-Курской дуге и ее значение. Укрепление антифашистской коалиции. Проблема открытия второго фронта. Тегеранская конференция, ее значение для совместных действий союзников. Идеология, культура и война. Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны. Операция «Багратион», освобождение Белоруссии. Государственная политика на освобожденных территориях. Депортация народов. Наступление Красной Армии в Восточной Европе. Открытие второго фронта. Варшавское восстание. Ялтинская конференция. Арденнская и Висло-Одерская операции. Падение Берлина. Капитуляция Третьего рейха. Антифашистское восстание в Праге. Освобождение Чехословакии советскими войсками.. Потсдамская конференция. Противоречия между союзниками и их последствия. Парад Победы в Москве. Участие СССР в войне с Японией. Масштаб Второй мировой войны. Причины Победы. Цена Победы и итоги войны. Раздел 5. Советский Союз в первые послевоенные десятилетия. 1945-1964 гг. (5ч.) Внешняя политика СССР и начало «холодной войны». Причины «холодной войны». Перемены в советско-американских отношениях. Доктрина Трумэна и «политика сдерживания СССР». «Доктрина отбрасывания». СССР и «план Маршалла». Значение конфликта между СССР и Югославией для формирования политики И.В. Сталина в Восточной Европе. Формирование биполярного мира. Создание двух германских государств - ФРГ и ГДР. Роль двух военно-блоковых систем в обострении международной обстановки. Локальные вооруженные конфликты. Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина. Постепенный переход страны на мирный путь развития. Влияние сложного положения страны, в том числе на международной арене, на принятие чрезвычайных мер. Источники высоких темпов развития экономики в послевоенное время. Проблемы сельского хозяйства. Денежная реформа 1947 г. Итоги четвертой пятилетки (1946-1950). Послевоенные репрессии. Соперничество в верхних эшелонах власти. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитами». «Дело врачей». Первые попытки реформ и XX съезд КПСС. Смерть И.В. Сталина. Начало периода борьбы за власть в руководстве СССР, поиска новых путей развития советского общества. Объективные и субъективные причины необходимости изменения внутренней и внешней политики страны. Сложности экономического развития. Положение деревни, крестьянства. Преемники И.В. Сталина на пути преобразований. Инициативы Л.П. Берии и Г.М. Маленкова и начало осуществления реформ. Борьба в руководстве КПСС и СССР за власть. Переход политического лидерства к Н.С. Хрущеву. XX съезд КПСС, значение разоблачения культа личности И.В. Сталина для последующего развития общества. Противоречия политики мирного сосуществования. Пересмотр наследия И.В. Сталина в области внешней политики. Мирные инициативы СССР. Нормализация отношений между СССР и Югославией. Вопрос о заключении мирных договоров с Германией и Японией. XX съезд КПСС о возможности предотвращения новой мировой войны и о мирном сосуществовании государств с различным социальным строем как «формы классовой борьбы». Углубление военно-блокового противостояния. СССР и страны Восточной Европы. Венгерские и польские события 1956 г. Берлинский кризис. Берлинская стена. СССР и конфликты в Азии, Африке и Латинской Америке. Карибский кризис. Советское общество конца 1950-х - начала 1960-х гг. Противоречивые тенденции во внутренней политике СССР после XX съезда КПСС. Продолжение реабилитации жертв массовых репрессий, публикация художественных и публицистических работ, освещавших ранее запретные темы. Борьба за власть в конце 1950-х гг. Концентрация власти в руках Н.С. Хрущева. Экономика и политика в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Итоги освоения целинных и залежных земель, реализация жилищной программы, изменения в жизни крестьянства, реформа в военной сфере. Начало освоения космоса. Административные реформы. КПСС о полной и окончательной победе социализма в СССР, переходе к созданию коммунистического общества. Успехи и неудачи социально-экономического развития СССР в годы правления Н.С. Хрущева. Нарастание противоречий в обществе. Итоги октябрьского Пленума ЦК КПСС 1964 г. Духовная жизнь в СССР в 1940- 1960-е гг. От жесточайшего контроля над всеми формами творческой деятельности к «оттепели». Сосуществование двух пластов культуры - официального, подцензурного и неофициального, существовавшего вне и помимо учреждений культуры. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры в условиях мобилизации сил на восстановление разрушенной экономики. Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Достижения советской науки. Борьба с «чуждыми» идейными влияниями в науке. Изменение отношения власти к Православной церкви. Духовная жизнь в период «оттепели». VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Отступление от «оттепели». Ужесточение партийного контроля над духовной жизнью страны. «Дело» Б.Л. Пастернака. Гонения на Церковь. Раздел 6. СССР в годы «коллективного руководства». (4ч.) Политика и экономика: от реформ - к «застою». Приход к власти Л.И. Брежнева. Система «коллективного руководства». Экономические реформы 1960-х гг.. Новые ориентиры аграрной политики. Рост экономической самостоятельности предприятий. Введение хозрасчета. Рост производства. Складывание модели советского «общества потребления». Проблемы «застоя» в жизни страны. Политика консервации сложившихся методов руководства. Ограниченность эффективности проведенных реформ. Рост зависимости страны от ввоза сельскохозяйственной продукции из-за рубежа. Нерентабельность экономики. Дефицит товаров народного потребления. СССР на международной арене. 1960-1970-е гг. Начало распада «социалистического лагеря». Конфликт с Китаем. События 1968 г. в Чехословакии. Доктрина Брежнева. Обострение отношений СССР с Югославией, Албанией и Румынией. Война в Юго-Восточной Азии. Помощь СССР Северному Вьетнаму. СССР и военный конфликт на Ближнем Востоке. Переход к политике разрядки международной напряженности. Договоры между СССР и США. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Причины срыва политики разрядки. Духовная жизнь в СССР середины 1960-х -середины 1980-х гг. Партийный аппарат и общество. Тезис о построении в СССР общества развитого социализма. Идеология инакомыслия и его подавление. Самиздат. Правозащитная деятельность. Отражение международных обязательств СССР по соблюдению прав человека в Конституции 1977 г. Основные направления альтернативной идеологии. Углубление кризисных явлений в СССР. Провал политики разрядки. Ввод советских войск в Афганистан, последствия этого решения. Обострение отношений между СССР и США. Военные действия КНР против Вьетнама. События в Польше 1980-1981 гг. и СССР. Деятельность Ю.В. Андропова: попытки оздоровления экономики и политики страны. Борьба с коррупцией. Наука, литература и искусство. Спорт. 1960-1980-е гг. Раздел 7. Перестройка и распад советского общества. (3ч.) Политика перестройки в сфере экономики. Приход к руководству страной М.С. Горбачева. Возобновление борьбы с коррупцией. Обновление высшего звена правящей элиты. Стратегия ускорения как основа экономических программ и причины ее провала. Кампания борьбы с пьянством, ее итоги. Авария на Чернобыльской АЗС 26 апреля 1986 г. и ее последствия. Закон о государственном предприятии (объединении): перевод предприятий на самоокупаемость и хозрасчет. Принятие законов, разрешающих создание кооперативов и индивидуальную (частнопредпринимательскую) трудовую деятельность. Забастовки 1989 г. Проведение денежной реформы. Кризис потребления. Трения между союзными республиками, в том числе Россией, и союзным центром власти. Развитие гласности и демократии в СССР. Средства массовой информации: от единой, утвержденной сверху позиции к плюрализму мнений. Основные направления политической дифференциации: проперестроечное - за обновление общества на базе социалистических ценностей; консервативное - за коррекцию процесса перестройки, пошедшего в ошибочном направлении; радикально-демократическое - поддерживающее движение на пути к либеральным ценностям; державно-патриотическое; националистическое. Создание Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий. Свободные дискуссии в СМИ. Политический раскол советского общества. Возникновение политических организаций, независимых от КПСС. Выборы народных депутатов СССР в 1989 г. на новой основе. Консолидация сил, оппозиционных курсу перестройки, в рядах КПСС. Рост популярности Б.Н. Ельцина в обществе. Его избрание Президентом Российской Федерации. Новое политическое мышление: достижения и проблемы. Поиск новых подходов к определению внешнеполитических задач. Идеи нового политического мышления. Новая цель внешней политики - решение глобальных проблем современности, связанных с ядерной и экологической угрозами, развитием стран, освободившихся от колониальной зависимости, а также прекращение локальных конфликтов. Пути нормализации отношений с США. Новые инициативы в военной области. СССР и перемены в Азии. Вывод советских войск с афганской территории. Распад системы союзов СССР. Падение советской модели социализма в странах Восточной Европы. Кризис и распад советского общества. Обострение межнациональных конфликтов. Причины кризиса в межнациональных отношениях в СССР. Превращение националистических партий и движений в союзников радикальных сторонников ускоренного осуществления рыночных реформ и демократизации в России. Развитие кризиса Союза ССР. Обострение противоречий между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Оформление в Латвии и Эстонии народных фронтов, в Литве - организации «Саюдис», выступавших за выход этих республик из состава СССР. Очаги напряженности в Узбекистане, Южной Осетии, Грузии (заявление Абхазии о выходе из Грузии), Молдавии (появле


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: