ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ДГТУ)
Кафедра «Организация производства и маркетинг»
Методические указания по изучению дисциплины
«Управленческая экономика»
для специальности 080200
«Менеджмент» программа маркетинг
Составитель д.э.н., профессор
«Организация производства и маркетинг» Симонян Т.В.
Дисциплина «Управленческая экономика» относится к циклу дисциплин направления федерального компонента при подготовке магистров маркетинга. Изучение дисциплины формирует знания по основным видам деятельности квалификационной характеристики по направлению 080200.68 «Магистр маркетинга». Программа разработана с ориентацией на существующий российский опыт в области управления организацией и ее ресурсов, а также теорию и практику зарубежного опыта.
Данная дисциплина связана с курсами «Экономический анализ», «Бизнес-планирование», «Принятие управленческих решений», «Бухгалтерский учет». Курс рассчитан на слушателей, обладающих общей подготовкой по экономическим дисциплинам.
Тематический план дисциплины
№ п/п | Раздел (название) | Название темы, литература | Содержание |
Введение в дисциплину «Управленческая экономика». | 1.1 Введение в дисциплину «Управленческая экономика». [ 1.1, 2.1, 3.1] | Ключевые концепции управления экономическими системами. Основные понятия в управлении экономическими системами. Связь управленческой экономики с другими науками. Содержание, значение и задачи экономического анализа. Предмет, объект и метод экономического анализа. Система аналитических показателей и их классификация. Приемы экономического анализа и их классификация. | |
Организационная основа экономического анализа | 2.1 Организационная основа экономического анализа [ 1.1, 1.2, 1.5, 2.2, 2.3, 3.1, 3.2] | Организация экономического анализа. Типология видов экономического анализа. Информационное обеспечение экономического анализа. | |
Приемы общего экономического анализа | 3.1. Приемы общего экономического анализа [1.2, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 2.1, 2.5, 2.6, 3.3] | Сравнение: сущность и область применения в экономическом анализе. Применение индексного метода при общем экономическом анализе. Прием детализации. Средние величины. Группировка и ранжирование. Относительные величины. Показатели вариации. Способы отражения аналитических данных. | |
Бизнес-игра: «Рыкок, социально-экономические последствия. Стратегия. Конкуренция. Партнерство». | 4.1 Бизнес-игра: «Рыкок, социально-экономические последствия. Стратегия. Конкуренция. Партнерство». [ 1.1, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 2.2, 2.4, 3.3, 3.4] | Участники игры: число участников определяется количеством играющих команд, число которых должно быть от 8-и до 11-ти. В каждой команде может быть любое количество играющих, однако лучше, если команду составляет от 2 до 4 человек. Правила игры: вся игра целиком охватывает период в 5 условных лет, а каждый игровой год разбивается на 4 условных квартала, так что каждая команда и все участники игры в целом «проживают» в течение всей игры 20 периодов (кварталов). На каждый из этих 20 периодов каждая команда выбирает свою стратегию поведения. Выбор у каждой команды ограничен пятью условными стратегиями: I - II - III - IV - V. Социально-экономическая интерпретация этих стратегий носит условный характер и не несет какой-либо содержательной нагрузки. Каждая команда – это коммерческое предприятие, организация или учреждение. Цель деятельности – получение прибыли. Результат, который получают команды в каждом периоде, определяется по матрице, которая находится на виду у всех играющих в течение всей игры. В матрице указаны доходы, получаемые игроками в зависимости от выбранной им стратегии и от уровня развития рынка. Доходы команд зависят от состояния рынка в матрице результатов. | |
Бизнес-планироване деятельности организации. | 5.1 Бизнес-планироване деятельности организации. [ 1.1, 1.4, 1.8, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2] | Разновидности и формы бизнес-плана. Этапы разработки бизнес-плана. Структура бизнес-плана. Резюме в структуре бизнес-плана организации. Характеристика продукции в структуре бизнес-плана организации. Оценка рынка сбыта. Анализ конкуренции и конкурентных позиций организации. Анализ конкуренции и конкурентных позиций. План маркетинга в структуре бизнес-плана организации. План производства организации структуре бизнес-плана. Организационная структура и культура структуре бизнес-плана организации. Финансовые риски организации. Финансовый план в в структуре бизнес-плана организации. |
Практические занятия
Тема и содержание практического занятия | № темы из раздела 2 | Объем времени, час | |
Введение в курс «Управленческая экономика», разъяснение целей учебного курса. Объект, предмет и содержание курса. Межпредметная связь. | |||
Современные проблемы управленческой экономики |
Самостоятельная работа магистров
Вид самостоятельной работы | Объем времени, час | |||
норм. срок обучения | сокращ. (ускорен.) | |||
очная | заочная | очная | заочная | |
Усвоение текущего материала | - | – | – | – |
Работа с электронными учебными ресурсами | - | – | – | – |
Изучение материалов периодической печати, интернет-ресурсов | - | – | – | – |
Индивидуальные задания по темам | - | – | – | – |
Выполнение КР | - | – | – | – |
Подготовка к зачету | - | – | – | – |
Всего: | - | – | – |