Модуль 3 Политические и правовые воззрения XVIII – XIX вв.




6.1.3.1. Контрольные вопросы

1. Почему Руссо нельзя относить к сторонникам теории разде­ления властей? В чем своеобразие взглядов Гегеля на разделение властей?

2. Можно ли считать представителями теории разделения властей Десницкого и Сперанского? В чем главное отличие их взглядов на разделение властей от идей конституционных проектов Муравьева?

3. Почему разделение властей отвергалось в теории марксизма-ленинизма?

4. Какие политические мыслители XVIII – XIX вв. теоретически обосновывали различия между правом и моралью?

5. Какое значение это различие имело в политико-правовых концепциях Марсилия Падуанского, Томазия, И.Канта?

6. Можно ли относить к числу мыслителей, проводивших различие между правом и моралью, Макиавелли и, если нет, то почему? Каково понимание нравственности и морали в правовом учении Гегеля?

7. Какие мыслители доказывали зависимость государства и его форм от экономики и классовой структуры общества? Что нового в исследование этой проблемы внесли Маркс и Энгельс?

8. Какие идеи о связи государства и права с экономикой общества, содержащиеся в произведениях Аристотеля, Руссо, Десницкого, Бабёфа и других мыслителей (назовите), актуальны в паше время и заслуживают осуществления либо критики?

9. Насколько обоснованно распространенное представление о Платоне как идеологе тоталитаризма?

10. Назовите (в хронологическом порядке) известных Вам представителей теории анархизма. Переведите слово "анархия" на русский язык. В чем отличие теории анархизма от идеи отмирания государства?

11. Объясните, пожалуйста, чем теория анархизма и идея отми­рания государства отличаются от теории непосредственной демок­ратии Руссо. Каковы идейные истоки анархизма? Случайно ли вес первые видные теоретики анархизма и сторонники идеи отми­рания государства первоначально были гегельянцами, хотя Гегель обожествлял государство?

12. Когда возникла идея правового государства? Почему родо­начальником этой идеи считается И.Кант, а не Платон, Аристотель и другие античные мыслители, писавшие о законах и считавшие необходимым строгое соблюдение законов всеми, в том числе правителями государства?

13. Какие мыслители обосновывали идею социального госу­дарства и почему эта идея поначалу противопоставлялась идее государства правового?

14. Кому принадлежит определение "республика — дело народное"? Расскажите, как развивалось это понятие в истории политической мысли, Какие определения республики (государства) даются в произведениях Бодена, Кампанеллы? В чем состоит особенность понятия "республика", содержащегося в книге Руссо "Об общественном договоре"? Почему в концепции И.Канта "республикой" называлась конституционная монархия?

15. Найдите общую идею в политических учениях Прокоповича, Татищева и Монтескье. Как эта идея выражена в "Наказе" Екате­рины II? Что, ссылаясь на такую же идею, писал де Местр о грядущей судьбе Франции и Соединенных Штатов Америки? Сбылось ли предсказание де Местра?

6.1.3.2. Задания для проведения текущего контроля успеваемости

Задания к ПЗ-4

1. Жозеф де Местр считал, что человек не может сочинить конституцию, так же, как не может сочинить язык. Что он считал источником конституционного законодательства? Почему он высказывался, что истинные конституции появляются исторически из народных обычаев и традиций?

Сопоставьте его взгляды на конституционное законодательство с идеями американских мыслителей.

2. Жозеф де Местр писал, что «европейская монархия не может быть утверждена иначе, как посредством религии», а «универсальным монархом может быть только папа». Какую модель государства он считал наиболее эффективной? Почему он призывал вернуться к средневековым порядкам и устоям?

3. Луи де Бональд относился к теоретикам традиционализма, критически относясь к идее революции. В чем он видел преимущества традиций, опыта, преемственности? Почему он называл революцию – разложением общества?

4. Эдмунд Бёрк называл народный суверенитет «самой фальшивой, безнравственной, злонамеренной доктриной, которая когда-либо проповедовалась народу». Проанализируйте данный подход.

Почему права человека, народный суверенитет, равенство людей он считал фикциями? На чем была основана его критика Декларации прав человека и гражданина?

5. В учение И. Бентама классический либерализм приобретает иной характер. Проанализируйте отношение Бентама к идее индивидуализма, свободы человека. Что он имеет в виду под «интересами и безопасностью личности»? Почему он не разграничивает понятия свободы и своеволия, а свободу считал не менее чем проявление зла?

6. «Законодательство должно, наконец, найти непоколебимую основу в чувствах и опыте» (Иеремия Бентам). В своем учение Бентам не разграничивал понятие права и закона. Что он называл источником права? Можно ли его воззрения отнести к школе позитивного права?

7. «Ценность государства в конечном счете измеряется ценностью индивидов, которые его составляют; государство, которое... ущемляет людей для того, чтобы сделать их послушными инструментами в своих руках, даже в том случае, когда провозглашает благие намерения... вскоре обнаружит, что с маленькими людишками невозможно достичь ничего великого, а совершенствование аппарата управления, которому все приносилось в жертву, в конечном итоге ничего не дало...» (Джон Милль). Проанализируйте данное высказывание. В чем он видел преимущества свободы? Как он соотносил государственную власть и свободы граждан?

8. Проведите сопоставление сущности «утилитаризма» в учениях И. Бентама и Джона Остина. Какова была, по их мнению, роль суверена в государственных отношениях?

9. Джон Остин изучал юриспруденцию в Геттингене, Берлине у известных представителей исторической школы права Савиньи и Гуго. Однако он не признавал исторического происхождения права, отстаивая юридико-позитивистский подход к пониманию праву. Проведите соотношение данных учений.

Каково было отношение Джона Остина к естественно-правовой теории?

10. Бенжамен Констан называл право «ангелом-хранителем человеческого общества», «единственно возможной основой отношений между людьми». Охарактеризуйте его позицию. Почему, по его мнению, только право способно противостоять произволу? Как он соотносил понятия свободы и права?

11. «В позитивном состоянии, не опирающемся на божественные начала, идея права исчезает безвозвратно. Каждый имеет обязанности перед всеми, но никто не имеет прав как таковых…Иначе говоря, никто не имеет другого права, кроме права всегда исполнять свой долг» (Огюст Конт). Проанализируйте данное высказывание. Почему Конт считал право авторитарно-теологическим понятием?

Сопоставьте определения и содержание права в концепциях Дж. Остина и О. Конта.

12. «Позитивизм по существу слагается из философии и политики, которые по необходимости нераздельны, как образующие одна – основание, другая – цель единой универсальной системы, где разум и общественность находятся в тесном сочетании…» (Огюст Конт, «Общий обзор позитивизма»). Проанализируйте данный подход.

Почему О. Конт считал, что политика обязательно должна быть подчинена морали? Какова роль отдельного гражданина в политическом процессе?

13. Идеальной государственно-общественной моделью Огюст Конт называл «социократию». Охарактеризуйте, что он вкладывал в это понятие? Почему он называл социократию «некой казармой, где нет частной собственности»? Сравните систему социократии с социалистической моделью.

14. Проведите соотношение между мыслителями и их произведениями

 

И. Бентам «Принципы законодательства»

Б. Констан «О демократии в Америке»

Огюст Конт «Лекции об основах политической обязанности»

Э. Бёрк «Система позитивной политики»

«Утилитаризм»

К. Галлер «Курс конституционной политики»

Т. Грин «Реставряция политической науки»

Л. Де Бональд «Старый режим и революция»

«Теория политической и религиозной

власти в гражданском обществе»

А. де Токвиль «Деонтология, или Наука о морали»

Дж. Остин «Введение в основы нравственности

и законодательства»

Дж. Милль «Размышления о французской революции»

«Лекции о юриспруденции или

философии позитивного права»

«Курс позитивной философии»

 

15. Определите, кому из мыслителей принадлежат данные цитаты

«Каждый закон есть нарушение свободы»

«Единственное право, которым каждый человек обладает – это право выполнять свой долг»

«Бедняки слабы умом как дети»

«Нет ничего труднее, чем учиться жить свободным»

«Наибольшее счастье для наивозможно большего числа членов общества: вот единственная цель, которую должно иметь правительство»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: