ПРИМЕЧАНИЕ: курсивом выделены уроки по Всеобщей истории.




 


Общая характеристика учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

 

(общая характеристика учебного процесса: содержательные линии, особенности содержания курса, основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий; система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся (текстовой описание + таблица)

Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Наименование разделов рабочей программы Кол-во часов, отводимое на изучение раздела Характеристика основных содержательных линий Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса  
 
Вводные уроки 2 часа   1. Аудиоколонки колонки. 2. Видеопроектор. 3. Персональный компьютер. 4. Принтер. 5. Экран. 6. Карта.  
Раздел 1. Мир в 1900 – 1920-х годах 8 часов Второй технологический переворот и становление индустриального производства. Научно - технический прогресс в конце XIX- последней трети XX века. Появление монополий и их типы. Изменения в социальной структуре. Модернизация в странах Европы, США и Японии. Борьба держав за рынки ресурсы и сферы влияния. Создание военно-политических союзов. Пути развития народов Азии. Африки и Латинской Америки. Колониальный раздел мира и колониальные империи. Антиколониальные движения. Особенности развития стран Латинской Америки. Державное соперничество и Первая Мировая война. Причины и характер войны в Европе. Боевые действия в 1915-1917 годах и истощение воюющих стран. Революция 1917 года в России и вступление в войну США. Капитуляция Германии и ее союзников. Реформы и революции в общественном развитии после Первой мировой войны. Формы социальных отношений и их национальная специфика. Социал-демократическое движение, его ревизионистское и революционное течение. Создание Коминтерна и конфликт между коммунистами и социал-демократами в 20-е – 30-е годы. Эволюция либеральной демократии. Демократизация общественной жизни и рост активности гражданского общества в странах Запада в конце XIX – первой половине XX века. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта в США и рост масштабов вмешательства государства в экономику. Особенности политического развития Великобритания и Франции в 1920-1930-е годы. Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм как феномен XX века. Идеология фашистских партий и установление фашистских режимов в Италии и Германии. Особенности внутренней политики гитлеровского режима. Завоевательная программа фашизма и холокост. Проблемы войны и мира в 1920-е годы. Милитаризм и пацифизм. Конфликт между странами Антанты и Советской Россией. Лига Наций и создание Версальско-Вашингтонской системы.    
Радел 2. Россия в 1900 – 1922 годах 16 часов Россия на рубеже XIX - XX вв. Территория и население страны. Влияние их особенностей на развитие России на рубеже XIX—XX вв. Россия - многонациональное и поликонфессиональное государство. Российская модель модернизации. Место России в мировой экономике рубежа XIX-XX вв. Промышленный подъем накануне Первой мировой войны. Лидирующие позиции отечественно-го капитала в народном хозяйстве страны. Буржуазия и рабочие. Экономическая политика правительства. Особенности развития сельского хозяйства. Роль аграрного сектора в экономике России. Помещичье и крестьянское хозяйство. Основные проблемы российской деревни. Расслоение крестьянства. Выделение слоя зажиточных крестьян. Кризис империи: русско-японская война и революция 1905—1907 гг. Необходимость модернизации политической системы России. Углубление разрыва между относительно развитым индустриальным и архаичным аграрным секторами. Рост социального напряжения в стране. Консервативный курс Николая II. Столкновения взглядов в политической верхушке России по вопросу о путях развития страны (позиции С.Ю. Витте и В.К. Плеве). Обострение ситуации в деревне. Изменение характера выступления рабочих и выдвижение ими политических требований. Традиционно-попечительская политика правительства по отношению к рабочим. Полицейский социализм. Положение на национальных окраинах империи. Русификация. Студенческие выступления. Обострение международной обстановки на Дальнем Востоке в начале XX в. Столкновение России и Японии' по территориальному вопросу. Русско-японская война: ход боевых действий, причины военных неудач России. Портсмутский мир - успех дипломатии России в условиях проигранной войны. Причины революции 1905-1907 гг. «Кровавое воскресенье». Характеристика политических сил, участвовавших в революции, их состав, цели, методы борьбы. Крестьянские волнения. Революционные выступления в армии. Движение в защиту монархии. Черносотенцы. Всероссийская октябрьская политическая стачка 1905 г. Манифест 17 октября 1905 г. - первый шаг в преобразовании государственного строя на конституционно-парламентской основе. Различное отношение в российском обществе к Манифесту. Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в Москве, его уроки и значение. Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г. Особенности оформления политических партий в России. Влияние Манифеста 17 октября 1905 г., кампаний по выборам в Государственную думу и массовых народных выступлений на создание партий. Основные политические партии России начала XX в. Реформы государственного строя. Новая редакция «Основных законов Российской империи». Характерные черты выборов в Государственную думу (выборы - не всеобщие, не прямые и не равные). I и II Государственные думы: состав, деятельность, причины роспуска. Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина. Третьеиюньская монархия. Борьба властей с революционным движением и, легальной оппозицией. Подавление оппозиции со стороны Думы. III Государственная дума. Программа преобразований П.А. Столыпина. Основное содержание аграрной реформы: свободный выход крестьян из общины; отмена ограничений личных прав крестьян; переселенческая политика; создание фонда для наделения крестьян землей через Крестьянский банк. Отруб и хутор. Создание артелей и кооперативов. Противоречивые итоги реформ П.А. Столыпина. Политический кризис 1912-1913 гг. Ленские события 1912 г. Культура России в конце XIX — начале XX в. Крупные города как центры сосредоточения основных учебных и культурно-просветительских учреждений. Российская деревня как обособленный мир в общественно-культурной среде. Достижения российской науки. Идейные искания и художественная культура. Отражение сложности и противоречивости эпохи в художественной культуре начала XX в. Декадентство. «Серебряный век». Создание Художественного театра. Система К.С. Станиславского. Кинематограф России. Музыка. Изобразительное искусство. Культурно-эстетическое объединение «Мир искусства». Архитектура. Основные направления в искусстве. Элитарная культура. Традиционная культура основной массы населения. Спорт в Российской империи. Россия в Первой мировой войне: Российская дипломатия накануне Первой мировой войны. Дипломатическая изоляция России в 1904-1905 гг. Вступление России в Антанту. Начало и характер Первой мировой войны. Кампании 1914 г., 1915 г.: основные события, значение для хода войны. Брусиловский прорыв и итоги кампании 1916 г. Война и российское общество. Конфликт власти и Думы. Углубление кризиса монархии. «Прогрессивный блок». «Министерская чехарда». Толкования роли Г.Е. Распутина в политической жизни империи в научной и публицистической литературе. Политический кризис накануне 1917 г. Февральская революция 1917 г. Падение самодержавия. Предпосылки и причины Февральской революции 1917 г. Создание Временного правительства. Апрельский кризис Временного правительства. «Революционное оборончество» -сторонники и противники. Июньский и июльский кризисы власти. I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Переход власти к партии большевиков. Углубление кризиса власти осенью 1917 г. Вооруженное восстание в Петрограде. Установление советской власти. Точки зрения на октябрьские события 1917 г. в исторической литературе. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Революционно-демократические преобразования. «Декрет о власти». «Декрет о мире». «Декрет о земле». Новые органы власти и управления. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР. Конституция РСФСР 1918 г. Заключение Брестского мира и его последствия. Предпосылки Гражданской войны. Гражданская война и военная интервенция. 1918-1922 гг. Начальный этап Гражданской войны и интервенции. Периодизация Гражданской войны. Цели и состав белого и красного движений, другие участники войны. Советская республика в кольце фронтов. Создание Красной Армии. Революционный Военный Совет (РВС). Политика военного коммунизма. Решающие сражения Гражданской войны (март 1919 - март 1920 г.). Война с Польшей. Компромиссный характер мира с Польшей. Причины победы красных и поражения белого движения. Завершающий этап Гражданской войны (конец 1920 - 1922 г.). Борьба с «зелеными». Итоги Гражданской войны.      
Раздел 3. Мир между двумя мировыми войнами 6 часа Национально-освободительные движения в колониях и зависимых странах Азии и Северной Африки в 1920-1930-е годы. Международные отношения в 1930-е годы. На путях ко Второй мировой войне. Очаги военной опасности в Азии и Европе. Теория и практика создания коллективной безопасности в Европе. Политика умиротворения агрессоров, Мюнхенское соглашение и советско-германский пакт о ненападении. Начальный этап Второй мировой войны (1939-1940).  
Раздел 4. СССР в 1922 – 1941 годах 13 часов Новая экономическая политика. Советская Россия в 1920-е гг. Экономическое и политическое положение Советской России после окончания Гражданской войны и интервенции. Создание и принятие плана ГОЭЛРО. Распространение новой экономической политики на промышленность и торговлю, неп в деревне. Роль государства в экономике периода нэпа. Денежная реформа. Первые итоги нэпа. Противоречия нэпа и его кризисы. Борьба власти с лидерами оппозиции - судебные процессы 1921-1923 гг. над руководителями партий эсеров и меньшевиков. Репрессии против представителей интеллигенции, служителей Церкви. Политика ускоренной индустриализации. Образование СССР и его международное признание. Предпосылки образования СССР. Образование СССР, высшие органы власти. Первая Конституция СССР (1924). Международное положение России после окончания Гражданской войны и интервенции. Белая эмиграция, ее влияние на отношение стран Запада к СССР. Европейская политика страны в 1920-е гг. Генуэзская конференция и заключение советско-германского соглашения в Рапалло. Развитие отношений России и Германии. Период дипломатического признания СССР со стороны большинства стран мира (1924 -1926). Военная тревога 1927 г. Культура и искусство после октября 1917 г. Раскол деятелей культуры на сторонников новой власти, наблюдателей и ее противников. Разнообразие литературно-художественных группировок в культурной жизни страны в 1920-е гг. Рождение идеологического диктата в художественной жизни. Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг. Культурная революция. Задачи индустриализации. Коллективизация, ее принципы - провозглашенные и реальные. «Ликвидация кулачества». Итоги насильственной коллективизации. Стабилизация положения в деревне во второй половине 1930-х гг. Социалистическое соревнование. Основные результаты индустриализации. Создание индустриальной базы страны в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. Важнейшее звено социалистической индустриализации - модернизация вооруженных сил и развитие их экономической базы - военно-промышленного комплекса (ВПК). Модернизация и изменение социально-демографической структуры советского общества. Культурная революция: ее составляющие и итоги. Развитие образования и науки. Спорт и физкультурное движение. Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления обществом. Партия большевиков в 1920-е гг. Письмо Ленина к XI съезду РКП(б) (осень 1922 г.). Борьба за власть с 1923 по 1928 г. Негативные последствия возвышения И.В. Сталина и утверждения его в качестве лидера партии. Культ личности и политический террор в СССР в 1930-е гг. Создание системы ГУЛАГа. Убийство СМ. Кирова и апогей репрессий в 1935-1938 гг. Создание сталинской системы управления. Конституция СССР 1936 г. Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие. Партийное руководство художественным процессом. Утверждение метода социалистического реализма в искусстве. Воспитание нового человека. Роль кинематографа. Ужесточение цензуры. Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг. Возникновение очагов военной опасности в Азии и Европе. СССР и проблемы коллективной безопасности. Рост военной угрозы (нападение Италии на Эфиопию, война в Испании, вторжение Японии в Китай). Военное столкновение СССР с Японией у озера Хасан. Мюнхенский договор и его последствия. Боевые действия СССР с Японией в районе реки Халхин-Гол. Советско-германские отношения. Советско-германский пакт о ненападении 23 августа 1939 г. и секретный протокол к нему. Влияние советско-германских отношений на развитие событий накануне Второй мировой войны. СССР в 1939-1941 гг. Политика СССР в начальный период Второй мировой войны. Договор о дружбе и границе между СССР и Германией от 28 сентября 1939 г. Вхождение в состав СССР прибалтийских государств. Присоединение к СССР Бессарабии и Буковины. Советско-финская война. Создание германского плана «Барбаросса». Подготовка Красной Армии к войне. Основные задачи третьего пятилетнего плана. Меры по подготовке страны к войне: формирование государственных материальных резервов; изменения в трудовом законодательстве; введение всеобщей воинской повинности. Идеологическая и моральная подготовка СССР к войне.    
Раздел 5. Вторая мировая и Великая Отечественная война 11 часов   Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 - ноябрь 1942 г. Причины летней катастрофы 1941 г. Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Начало блокады Ленинграда. «Дорога жизни». Битва под Москвой. Зарождение антигитлеровской коалиции. Боевые действия весной - летом 1942 г. Наступление фашистских войск на юге страны. Оборона Сталинграда. Бои за Кавказ. Перевод экономики СССР на военные рельсы. «Все для фронта, все для победы!» Создание новых образцов военной техники. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь 1942 - зима 1943 г. Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом, причины и значение победы. Начало коренного перелома в Великой Отечественной и Второй мировой войне. Битва на Орловско-Курской дуге и ее значение. Укрепление антифашистской коалиции. Проблема открытия второго фронта. Тегеранская конференция, ее значение для совместных действий союзников. Идеология, культура и война. Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны. Операция «Багратион», освобождение Белоруссии. Государственная политика на освобожденных территориях. Депортация народов. Наступление Красной Армии в Восточной Европе. Открытие второго фронта. Варшавское восстание. Ялтинская конференция. Арденнская и Висло-Одерская операции. Падение Берлина. Капитуляция Третьего рейха. Антифашистское восстание в Праге. Освобождение Чехословакии советскими войсками.. Потсдамская конференция. Противоречия между союзниками и их последствия. Парад Победы в Москве. Участие СССР в войне с Японией. Масштаб Второй мировой войны. Причины Победы. Цена Победы и итоги войны.    
Раздел 6. Мировая культура первой половины ХХ века 4 часа В начале XX в. значительно ускоряются культурные процессы. Возникают новые научные теории, художественные направления. Стремительно меняется повседневная жизнь людей. На заре нового века все прежние истины в области человеческих знаний и практической деятельности подверглись пересмотру. В сфере науки значительно расширилась способность человека понимать и контролировать окружающий мир. На рубеже ХІХ-ХХ веков начался революционный переворот в сознании, который в первой половине ХХ в. привел к важным изменениям в производстве и в быту. Прежде всего, он затронул физику. В1898 г. мадам Кюри открыла радий, в 1905 г. А.Эйнштейн создал теорию относительности, Р.Амундсен достиг Южного полюса (1911 г.). Изобретение Г.Маркони беспроволочного телеграфа (1899 г.) напрямую связало Европу с Америкой. Первый полет братьев Райт в 1903 г. положил начало эпохе авиации. Накопленные научные знания существенно меняли представления о физической картине мира. В области химии на основе периодической системы Д.И.Менделеева продолжались открытия новых элементов. Вместе с тем были заложены научные основы для производства искусственных материалов. Это способствовало быстрому развитию химической промышленности. В биологии были заложены основы генетики, которая сыграла огромную роль в развитии сельского хозяйства и медицины. Большое значение имело открытие витаминов, гормонов. В 20-е годы благодаря исследованиям австрийского ученого З.Фрейда значительные успехи наблюдались в психологии и психиатрии. Развивалась тенденция превращения науки в непосредственную производительную силу. Научная система организации труда привела к применению конвейера. Развитие механики позволило наладить производство вычислительных машин. В 1924 г. появилась знаменитая фирма IBM. Стали активно использоваться телеграф, телефон, радио. В 20-е годы кинематограф прошел путь от немого до звукового кино. Благодаря использованию технических средств, изменялась повседневная жизнь людей. В нее вошли личные автомобили, мотоциклы, трамваи. В городах широко распространилось электрическое освещение, радио, телефон, появились лифт, пылесос, холодильник. Сложилась «индустрия досуга» – кинотеатры, концертные и танцевальные залы, стадионы. Более рациональной и демократичной стала мода. Открытия в области естественных наук и социальные потрясения начала XX в. не могли не отразиться на развитии общественных наук. Переворот в физике вызвал растерянность как у физиков, так и у философов, стремившихся найти закономерности в развитии природы и общества. Философы-материалисты увидели в достижениях науки новые подтверждения неисчерпаемости материи, бесконечности природы. Первая мировая война и революция в России показали, что природа человека, его духовность изучены гораздо хуже, чем глубины материи. Война подтвердила, что огромные массы цивилизованных людей могут использовать достижения науки и техники для массовых убийств. Катастрофа войны нашла отражение в общественных науках. После первой мировой войны немецкий философ О.Шпенглер издал труд «Закат Европы», где он говорит о закате западной цивилизации в соответствии с действующим законом круговорота в развитии цивилизаций – от катастрофы к катастрофе. В 20 – 30 годы стали популярны идеи немецкого философа Ф.Ницше (умершего в 1900 г.) о кризисе капитализма как проявлении закона «вечного возвращения всех вещей». Человека он связывал с господством машин и призывал прислушаться к «голосу крови», «зову земли». В дальнейшем некоторые идеи Шпенглера и Ницше были использованы в нацистской идеологии. Среди демократической интеллигенции популярным было такое новое течение в философии, как экзистенциализм. Его основоположники – немецкие философы М.Хайдеггер, К.Ясперс, француз Ж.П.Сартр. Стремясь объяснить общественную катастрофу, они исходили из бытия, «экзистенций» (существования) отдельно взятого человека. Стремясь восполнить односторонность и буржуазно-позитивистской, и марксистской концепций человека, экзистенциалисты утверждали, что свободный человек – это не тот, который формируется под влиянием естественной или социальной необходимости, а тот, который формирует себя сам. Другими влиятельными философскими течениями были неопозитивизм и неотомизм. Первое из них было популярно в Австрии, Англии, США в форме прагматизма, продолжая позитивистскую философию XIX в. – учения о пользе, успехе как проявлении истинности деятельности человека. Неопозитивисты отвергали возможность философии как теоретического познания, противопоставляли специальные науки философии. Второе получило распространение в Италии и других католических странах. Неотомизм как официальная идеология католической церкви был призван дать философско-религиозное объяснение реальным процессам. Многие западные философы, историки, политологи откликнулись на революцию в России, стараясь понять и объяснить ее истоки (К.Каутский, Т.Масарик, В.Рассел). Преобладали негативные, критические, но сочувственные ее оценки. Революция в России усилила интерес к изучению общественных движений, роли народных масс в истории. Этот круг вопросов оказался в центре внимания сложившейся в конце 20-х годов школы «Анналов», одной из ведущих научных школ в исторической науке на Западе. Кризис западной цивилизации, проявившийся в годы первой мировой войны, нашел свое отражение и в художественной литературе. Она столкнулась с необходимостью переосмысления представлений о гуманности, справедливости. Рассеялись нашедшие яркое воплощение в творчестве Жюля Верна оптимистические иллюзии о роли науки и техники в обеспечении прогресса человечества. В фантастической литературе (Г.Уэллс) осваивалась тема «войны миров». Демократическое направление в литературе представлено такими писателями, как Бернард Шоу, Томас Манн, Стефан Цвейг, Теодор Драйзер, Лион Фейхтвангер, талантливыми деятелями искусства – Чарли Чаплиным (кино). В 20-е годы заявила о себе группа молодых писателей, которые пережили первую мировую войну, ее ужасы и утратили ориентиры в жизни. Это Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Ричард Олдингтон. Они противопоставляют простые духовные человеческие ценности жестокости, фальши, бессмысленности войны. Многие мастера искусства (Ромен Роллан, Анри Барбюс, Давид Сикейрос) пытались понять революцию в России и происходившие в Советском Союзе изменения. Некоторые писатели (А.Жид, Б.Шоу, Г.Уэллс) с ужасом обнаружили в советской действительности признаки тоталитаризма. Многие литераторы проявляли интерес к скрытым мотивам деятельности человека. На развитие литературы оказали влияние писатели-модернисты Франц Кафка, Марсель Пруст. Одной из главных для них стала тема отчуждения, одиночества человека в мире. И здесь несомненный интерес представляет драматургия Эжена Ионеско, его «Театр абсурда». В личной судьбе и творчестве многих прогрессивных деятелей культуры важное место занял фашизм. Некоторые из них с оружием в руках выступили против него во время гражданской войны в Испании (Э.Хемингуэй, Р.Альберти, В.Бредель). Талантливейший испанский поэт Ф.Гарсия Лорка был расстрелян фашистами. Мировую известность получила картина П.Пикассо «Герника» – город в Испании, уничтоженный фашистской авиацией за одну ночь. В сфере художественной культуры авангардистские движения ХХ в. опрокинули каноны и нормы прежних традиционных представлений. Художники решительно сжигали мосты с прошлым в поисках абсолютно новых решений, которые бы наглядно отразили дух современности. Хотя правдивое и близкое природе искусство никогда не прекращало существовать, рядом с ним возникло новое, которое стремилось к достоверной передаче природы, но ставило своей целью выражение чувств и настроений художника. Такое «искусство выражения» принято называть модернизмом. Искусству модернизма свойственно одновременное существование различных течений и объединение в группы художников с общими программами. Искусство модернизма отбросило старые, привычные традиции и тем самым породило многие проблемы и вызвало горячие споры. Модернисты часто отказывались от таких важных для прежнего искусства задач, как тщательное исполнение, созвучие цветов, точность рисунка, стремление к внешней красоте. На деле главным недостатком модернизма явилось его безразличие к острым общественным проблемам или изображение темных сторон жизни без того, чтобы противопоставить им что-либо положительное. Одно из главных стремлений художников модернизма сводилось к подчеркнутому выражению своей индивидуальности, этим и продиктованы постоянные поиски новых изобразительных средств. Основные направления модернизма: фовизм (Анри Матисс); yкспрессионизм (Эмиль Нольде, Отто Дикс); кубизм (Пабло Пикассо); футуризм (Джакомо Балла); сюрреализм (Марк Шагал, Сальвадор Дали); абстракционизм (Василий Кандинский, Пит Мондриан). Экспрессионисты (как и фовисты) ставили своей целью подчеркнутое выражение душевных состояний художника, его чувств и настроений. Их не удовлетворяла существующая действительность, но выход из положения они найти не могли. Результатом было состояние удрученности, разочарования и досады. Для выражения порывов чувств они использовали яркие кричащие краски, небрежные движения кисти, резкие и упрощенные формы. После первой мировой войны в искусстве экспрессионистов преобладают ноты общественной критики. Войну с ее ужасами, напуганных пережитым людей, раненых, калек, нищих, притоны большого города и т.п. изображал Отто Дикс. С экспрессионизмом как художественным течением покончили пришедшие к власти в Германии в 1933 г. нацисты. Гитлер лично объявил модернизм «дегенеративным искусством», которое следует уничтожить. Главным принципом кубистов было не следование видимой реальности, а сотворение новой, которая подчиняется особым законам – не жизни, а искусства. Они как бы расчленяли реальные предметы и существа на части и затем укладывали эти части в новом порядке, они упрощали предметы до геометрических фигур. Используя приемы кубизма, Пабло Пикассо создал огромное полотно «Герника», которое изображает этот город во время бомбежки; убитые, раненые – все это сильно деформировано, а кубистические приемы усиливают страшное впечатление. Пабло Пикассо трудился более семи десятилетий, и в его творчестве нашли отражение многие перемены в искусстве. В его произведениях так сильно чувствуется яркая индивидуальность их создателя, что их всегда можно узнать – независимо от того, в каком стиле они исполнены. В поисках новых выразительных средств кубисты наклеивали на свои картины куски газет, обоев, тканей. Такого рода произведения получили название коллажей. В работах сюрреалистов реальные существа и предметы выступают в необычных сочетаниях, и таким образом возникают образы, напоминающие фантастические видения или сны. В картинах жившего во Франции выходца из Белоруссии Марка Шагала память о городе его юности Витебске сплетается с парижскими впечатлениями. Воспоминания осаждают художника и, словно выйдя из подчинения, самовольно заполняют холст в причудливом беспорядке. У него многое повторяется: покосившиеся бревенчатые домики, летающие над землею люди, козы, настенные часы, скрипачи и многие другие небрежно набросанные существа и вещи. Двойственное чувство вызывают произведения известнейшего из сюрреалистов Сальвадора Дали. Неоспоримое мастерство, с которым выполнены все детали картины, делает особенно впечатляющими его фантазии. Среди знаменитых мотивов художника – огромные карманные часы из мягкого материала, пылающие жирафы, жуткие вздыбленные кони на длинных, тонких ногах, чудовища, которые должны изображать ужасы гражданской войны. В 1936 г. С.Дали создал картину «Предчувствие гражданской войны» и вслед за ней – «Осеннее каннибальство ». На последней, в соответствии с пояснениями автора, два испанца, вооруженные ножами и вилками, пожирают друг друга. Таким образом художник свойственными ему средствами отражал исторические события. Сюрреализм с его склонностью к абсурду и безумию был отражением некоторых сторон жизни своей эпохи с ее противоречиями, кризисами, войнами. В первой половине ХХ в. зародилось и получило развитие, прежде всего, в работах В.Кандинского, К.Малевича одно из сложных и самых спорных направлений искусства – абстракционизм. Абстрактная живопись не пытается изобразить чтонибудь реально существующее, она пытается придать сочетаниям пятен, линий, цветов особые значения, отвечающие настроениям и чувствам художника, передающие его отношение к миру. Наиболее ярким примером абстракционизма является знаменитый образец живописи К.Малевича – «Черный квадрат на белом фоне». Чтобы понять и оценить современное искусство, недостаточно простого наблюдения, а иногда, несмотря на все усилия, смысл произведения остается загадочным и неуловимым. В архитектуре первой половины ХХ в. используются совершенно новые принципы строительства, новые строительные материалы. Широко используются стальные и бетонные конструкции. Одним из главных принципов проектирования зданий стало их соответствие своему назначению, т.е. функции. Отсюда и название такой архитектуры – функционализм. Даже внешний вид здания должен выражать его назначение, содержание. Основную идею функционализма можно изложить так: что целесообразно, то красиво. В первой половине XX в. получило развитие такое сложное и неоднозначное явление, как «массовая культура». Она была вызвана ростом городов и численности городского населения, развитием средств массовой коммуникации – радио, периодической печати, кино, средств звукозаписи. В этом явлении отражался и процесс демократизации культуры, ее доступность. Но культура, рассчитывавшая на массовое потребление, принижалась, упрощалась. Появилась возможность с ее помощью манипулировать сознанием и нравственным миром людей. Типичными жанрами массовой культуры стали детективные романы и повести, комиксы, некоторые жанры эстрадной музыки. Преодоление негативных сторон массовой культуры было возможно благодаря росту общеобразовательного и культурного уровня населения.  
Раздел 7. Зарождение информационной цивилизации 23 часов Ускорение научно-технического прогресса и становление глобального информационного общества. Возникновение ТНК и ТНБ и их роль в мировой экономике. Глобализация и ее социально-экономические последствия. Социальные и этнические процессы в информационном обществе. Начало «холодной войны» и становление двухполюсного мира. Причины и предпосылки «холодной войны». Создание и развитие системы военно-политических блоков. Крушение колониальной системы: причины и последствия. Военно-политические конфликты «холодной войны». От разрядки к завершению «холодной войны». Итоги военного и экономического соревнования СССР и США. Разрядка и ее значение. Кризис в советско-американских отношениях в конце 1970-х - начале 1980-х годов. «Новое политическое мышление» и завершение «холодной войны». Страны Западной Европы и США в первые послевоенные десятилетия. Становление смешанной экономики в конце 1940-х - 1950-е годы. Создание социально ориентированной рыночной экономики в 1950-1960-е годы. Кризис «общества благосостояния», конец 1960-х - 1970-е годы, и его проявления. Страны Запада на рубеже XX-XXI веков. Неоконсервативная революция 1980-х годов. Этапы развития и новый облик социал-демократии. США: от «третьего пути» к социально ориентированному неоконсерватизму. Старые и новые массовые движения в странах Запада. Интеграция в Западной Европе и Северной Америке. Этапы развития интеграционных процессов в Западной и Центральной Европе. Учреждение Евросоюза и его структура. Углубление интеграционных процессов и расширение ЕС. Интеграция в Северной Америке. Восточная Европа во второй половине XX века. Переход стран Восточной Европы в орбиту влияния СССР. Первые кризисы в странах Восточной Европы. Углубление противоречий в восточноевропейских странах в начале 1980-х годов. Восточноевропейские страны после социализма. Кризис в Югославии. Государства СНГ в мировом сообществе. Образование СНГ и проблемы интеграции на постсоветском пространстве. Вооруженные конфликты в СНГ и миротворческие усилия России. Особенности развития стран СНГ. Характер и причины цветных революций. Китай и китайская модель развития. КНР после завершения гражданской войны. Внутренняя и внешняя политика КНР в 1950-1970-е годы. Прагматические реформы 1980-х годов и их итоги. Внешняя политика современного Китая. Япония и новые индустриальные страны. Японское «экономическое чудо» и его истоки. Поиски новой модели развития на рубежеXX-XXI веков. Опыт развития новых индустриальных стран (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур). «Второй эшелон» НИС и их проблемы. Развивающиеся страны Азии и Африки. Особенности послевоенного развития Индии, ее превращение в один из мировых «центров силы». Исламские страны: общее и особенное. Страны Центральной и Южной Африки: обострение проблем развития. Латинская Америка во второй половине XX - начале XXI века. Модернизационная политика в Латинской Америке и ее итоги. «Экономическое чудо» в Бразилии. Перонизм и демократия в Латинской Америке. Рост влияния левых сил в латиноамериканских странах конца XX века. Интеграционные процессы в Латинской Америке. Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий. Глобальные угрозы человечеству и поиски путей их преодоления. Международные организации и их роль в современном мире. Политика «глобального лидерства» США и ее последствия. Роль Российской Федерации в современном мире.    
Повторение курса Всеобщей истории 4 часа Мир в индустриальную эпоху: 1900 – 1945гг. Державное соперничество и Первая Мировая война. Причины и характер войны в Европе. Боевые действия в 1915-1917 годах и истощение воюющих стран. Реформы и революции в общественном развитии после Первой мировой войны. Формы социальных отношений и их национальная специфика. Социал-демократическое движение, его ревизионистское и революционное течение. Создание Коминтерна и конфликт между коммунистами и социал-демократами в 20-е – 30-е годы. Эволюция либеральной демократии. Демократизация общественной жизни и рост активности гражданского общества в странах Запада в конце XIX – первой половине XX века. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта в США и рост масштабов вмешательства государства в экономику. Особенности политического развития Великобритания и Франции в 1920-1930-е годы. Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм как феномен XX века. Проблемы войны и мира в 1920-е годы. Милитаризм и пацифизм. Конфликт между странами Антанты и Советской Россией. Лига Наций и создание Версальско-Вашингтонской системы. Национально-освободительные движения в колониях и зависимых странах Азии и Северной Африки в 1920-1930-е годы. Международные отношения в 1930-е годы. Теория и практика создания коллективной безопасности в Европе. Политика умиротворения агрессоров, Мюнхенское соглашение и советско-германский пакт о ненападении. Начальный этап Второй мировой войны (1939-1940). Вторая мировая и Великая Отечественная война. Разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии. Итоги Второй мировой войны и роль Советского Союза в победе над фашизмом. Глобализация и ее социально-экономические последствия. Социальные и этнические процессы в информационном обществе. Начало «холодной войны» и становление двухполюсного мира. Причины и предпосылки «холодной войны». Учреждение Евросоюза и его структура. Углубление интеграционных процессов и расширение ЕС. Интеграция в Северной Америке. Восточная Европа во второй половине XX века. Переход стран Восточной Европы в орбиту влияния СССР. Первые кризисы в странах Восточной Европы. Углубление противоречий в восточноевропейских странах в начале 1980-х годов. Восточноевропейские страны после социализма. Кризис в Югославии. Международные организации и их роль в современном мире. Политика «глобального лидерства» США и ее последствия.  
Раздел 8. СССР в 1945 – 1991 годах – 18 часов Внешняя политика СССР и начало «холодной войны». Причины «холодной войны». Перемены в советско-американских отношениях. Доктрина Трумэна и «политика сдерживания СССР». «Доктрина отбрасывания». СССР и «план Маршалла». Значение конфликта между СССР и Югославией для формирования политики И.В. Сталина в Восточной


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: