ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИОЛОГИИ




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЗАДАНИЯ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИОЛОГИЯ»

 

Методические указания к выполнению контрольных работ

В соответствии с учебным планом студент заочной формы обучения, изучающий дисциплину «Физиология», выполняет контрольную работу.

Контрольная работа состоит из решения ситуационных задач по вариантам. Вариант контрольной работы выбирается в зависимости от последней и предпоследней цифры номера его зачетной книжки. Например, если последняя цифра зачетной книжки 1, предпоследняя - 3, то соответственно, номер варианта контрольной работы будет 11.

Контрольная работа выполняется на листах формата А4 в рукописном или компьютерном варианте, в сшитом виде. Контрольная работа выполняется аккуратно. В начале дается содержание задания, затем – полные и развернутые ответы на вопросы.

Выполняя контрольную работу, студент должен показать умение излагать усвоенный учебный материал, а также использовать практический материал. В процессе подготовки и выполнения контрольной работы необходимо изучить официальные материалы, учебники и учебные пособия, периодические издания.

 

Схема распределения вариантов контрольной работы

  Последняя цифра зачетной книжки
                   
Предпоследняя цифра зачетной книжки   -                  
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

Распределение заданий по вариантам

Номер варианта Номер задания
1. 1, 11, 21, 31, 41, 51, 61, 71, 81, 91
2. 2, 12, 22, 32, 42, 52, 62, 72, 82, 92
3. 3, 13, 23, 33, 43, 53, 63, 73, 83, 93
4. 4, 14, 24, 34, 44, 54, 64, 74, 84, 94
5. 5, 15, 25, 35, 45, 55, 65, 75, 85, 95
6. 6, 16, 26, 36, 46, 56, 66, 76, 86, 96
7. 7, 17, 27, 37, 47, 57, 67, 77, 87, 97
8. 8, 18, 28, 38, 48, 58, 68, 78, 88, 98
9. 9, 19, 29, 39, 49, 59, 69, 79, 89, 99
10. 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100
11. 1, 11, 21, 31, 41, 51, 61, 71, 81, 91
12. 2, 12, 22, 32, 42, 52, 62, 72, 82, 92
13. 3, 13, 23, 33, 43, 53, 63, 73, 83, 93
14. 4, 14, 24, 34, 44, 54, 64, 74, 84, 94
15. 5, 15, 25, 35, 45, 55, 65, 75, 85, 95
16. 6, 16, 26, 36, 46, 56, 66, 76, 86, 96
17. 7, 17, 27, 37, 47, 57, 67, 77, 87, 97
18. 8, 18, 28, 38, 48, 58, 68, 78, 88, 98
19. 9, 19, 29, 39, 49, 59, 69, 79, 89, 99
20. 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100
21. 1, 11, 21, 31, 41, 51, 61, 71, 81, 91

 

Оценивание работы

Отметка «Зачтено» ставится при верном полном и точном выполнении 70% заданий.

Отметка «Не зачтено» ставится при выполнении менее 70% заданий, при неполных и неточных ответах на задания. При выставлении отметки «Не зачтено» работа возвращается на доработку.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫПО ФИЗИОЛОГИИ

1. Порог раздражающего тока 3 В. Ткань раздражается током в 10 В, но возбуждения не возникает. В каком случае это может наблюдаться?

2. Возникает ли распространяющееся возбуждение в нерве, если известно, что мембранный потенциал равен 90 мВ, критический уровень деполяризации на 30% ниже, а раздражающий ток сдвигает мембранный потенциал в одном случае на 10 мВ, в другом – на 30 мВ?

1. Гигантский аксон кальмара поместили в среду, которая по своему составу соответствовала межклеточной жидкости. При раздражении в аксоне возник ПД. Затем концентрацию ионов натрия в среде уравняли с их концентрацией в аксоне и повторили раздражение. Что обнаружили?

2. Мышцу нервно-мышечного препарата подвергают непрямому раздражению. Через некоторое время амплитуда сокращений начинает уменьшаться. Означает ли это, что в мышце наступило утомление? Как проверить это предположение?

3. В опытах Леви (1921 г.) было показано, что если раздражать блуждающий или симпатический нерв изолированного сердца лягушки, а затем переносить жидкость из этого сердца в другое, тоже изолированное, но не подвергающееся нервному воздействию, второе сердце дает аналогичную первому реакцию. Чем можно объяснить результаты опытов Леви?

4. При повышении проницаемости клеточной мембраны для ионов натрия увеличивается диффузионный поток положительно заряженных ионов, входящих в клетку. Это приведёт к деполяризации клеточной мембраны, т.е. к уменьшению значения ПП клетки.

5. При повышении концентрации ионов калия в межклеточной жидкости возникает деполяризация мембран миокардиальных волокон. Значение их ПП приблизится к нулю, в результате чего генерация ПД станет невозможной.

6. После воздействия на мышцу токсического препарата её возбудимость стала прогрессивно снижаться. Как это удалось установить?

7. Как изменится мембранный потенциал, если поток натрия внутрь клетки увеличится, а количество калия останется прежним? Как изменится мембранный потенциал нервного волокна, если закрыть натриевые каналы? Как изменится мембранный потенциал, если заблокировать работу Nа-K-зависимой АТФ-азы?

8. Возникает ли распространяющееся возбуждение в нерве, если известно, что мембранный потенциал равен 90 мв., критический уровень деполяризации на 30% ниже, а раздражающий ток сдвигает мембранный потенциал в одном случае на 10 мв., в другом - на 30 мв.?

9. В художественной литературе встречается словосочетание «голубая кровь», призванное характеризовать высокое происхождение человека. принадлежность его к аристократическому кругу. Могут ли быть люди с «голубой кровью»? Ответ обоснуйте.

10. Какая зависимость существует между высотой над уровнем моря и числом эритроцитов в крови? Что нужно учитывать человеку, проживающему на высоте, близкой к уровню моря, и решившемуся совершить горное восхождение: Ответ обоснуйте.

11. Назовите наиболее важную особенность онтогенеза эритроцитов человека. Могут ли гемоглобин и другие белковые соединения образовываться в зрелом эритроците? Происходит ли дыхание у взрослого эритроцита, если известно, что он не содержит митохондрий?

12. Какой объем воздуха необходим человеку в течение 30 минут, если известно, что в организме гемоглобина содержится около 750 г (1 г гемоглобина может связать 1,34 см3 кислорода)?

13. Даже несильный удар по носу может вызвать носовое кровотечение. Почему это происходит?

14. В каком случае возможно рождение детей с отрицательным резус-фактором? У мальчика резус-фактор положительный, а у его сестры – отрицательный; что можно сказать о группах крови их родителей? В каких случаях знания о резус-факторе жизненно необходимо для человека?

15. Когда берут кровь из вен предплечья, врач накладывает жгут на плечо и предлагает пациенту сжимать кисть руки в кулак и разжимать ее. При этом вены набухают и становятся четко обозначенными. Как это можно объяснить?

16. На каких особенностях физиологии кровообращения основаны следующие рекомендации: при артериальном кровотечении жгут накладывается по отношению к ране ближе к сердцу. а при венозном – дальше от него?

17. Сравните строение и функции лимфатической и кровеносной системы. В чем их сходство и в чем различие?

18. Как изменится частота генерации автоматических импульсов, если мем­бранный потенциал пейсмекера сердца уменьшится на 20 мв?

19. До выполнения работы при частоте сокращения сердца в70 ударов в мину­ту минутный объем крови (МОК) составлял 5 литров. Чему будет равен МОК, если во время работы ударный объем сердца (УОС) увеличится на 20%, а частота сокращения сердца (ЧСС) - на 100%

20. Человек почувствовал неожиданный укол иглой. Изменится ли при этом частота сердцебиения и почему?

21. Определить ударный объем сердца, если известно, что минутный объем равен 8 литрам, расстояние - R на ЭКГ =0,6 сек?

22. Время проведения возбуждения от предсердий к желудочкам возросло в 1,5 раза. Какие изменения ЭКГ обнаруживаются при этом? Как называемся это явление?

23. Какие изменения произойдут на ЭКГ, если полностью заблокировано проведение возбуждения через пучок Гиса?

24. Определите минутный объем сердца, если АД у человека равно 120/80 мм.рт. ст., возраст 30 лет. а частота сердцебиений 70 в мин?

25. Человек находится в затонувшей подводной лодке уже несколько часов. Системы жизнедеятельности разрушены. Какие изменения работы сердца и АД можно ожидать у такого человека?

26. У человека, как и у всех млекопитающих, сердце четырехкамерное. Зародыш млекопитающего имеет в перегородке между предсердиями овальное отверстие (боталлов проток), через которое большая часть крови поступает из правого предсердия в левое. К моменту рождения это отверстие перекрывается. С чем связано такое изменение в строении сердца млекопитающего?

27. Почему сердце способно работать непрерывно и без видимого утомления в течение всей жизни человека? Как вы это объясните?

28. В результате измерений артериального давления получены следующие данные: 120/70 мм рт. ст., 175/90 мм р. ст. и 90/50 мм рт. ст. Что означают цифры в числителе и знаменателе дроби? Рассчитайте по формуле ваше нормальное артериальное давление. Нормальное давление для молодых людей вычисляется следующим образом: АДсист= 1,7 возраст+83; АДдиаст=1,6возраст + 42.

29. Людей, у которых артериальное давление крови постоянно повышено, называют гипертониками. Чем опасна гипертония и какую помощь надо оказывать больному при этом заболевании?

30. Объясните, почему у людей с возрастом кровяное давление (артериальное давление) увеличивается

31. Пульсовая волна от сердца распространяется вдоль артерии быстрее, чем сама кровь протекает по сосудам. Как можно объяснить такую закономерность?

32. В 5 л крови взрослого человека теоретически можно растворить 100 см3 кислорода. Для нормального функционирования организма этого количества кислорода недостаточно. Каким путем организм получает необходимое количество нужного ему кислорода?

33. В процессе эволюции млекопитающих произошло разделение на ротовую и носовую полости. Объясните, почему только эти животные способны пережевывать пищу, а животные всех остальных классов позвоночных заглатывают добычу кусками, а то и целиком.

34. У мужчин щитовидный хрящ выступает вперед и поэтому голосовые связки у них длиннее, чем у женщин. Как такое строение отражается на тембре голоса? Почему у детей голос более высокий, чем у взрослых?

35. «Жизнь - это горение» – эти слова принадлежат французским ученым 18 века А. Лавуазье и П. Лапласу. Объясните, какое отношение это имеет к процессу дыхания.

36. Второй этап дыхания – транспорт газов к органам и тканям. Объясните каким образом осуществляется перенос кислорода и углекислого газа кровью?

37. Перед тем как нырнуть в воду, нужно набрать в легкие как можно больше воздуха или сделать ряд быстрых глубоких вдохов и вдохов. В каком случае человек дольше продержаться под водой? Ответ поясните.

38. Человек и любое млекопитающее нормально дышат, когда пища пережевывается во рту. Дышат ли они во время проглатывания пищи?

39. В больницу был доставлен человек, грудная клетка которого с двух сторон была пробита. Легкие при этом остались неповрежденными. Через некоторое время больной умер от удушья. Почему это произошло?

40. Из романов Ф. Купера мы знаем, что индейцы, прячась от врагов в водоемах, дышали при помощи пустотелых стеблей камыша. Однако дышать таким способом, находясь подводой, можно лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5. С какими особенностями дыхания связано такое ограничение?

41. Если к губам спящего ребенка прикоснуться соской-пустышкой, то он делает сосательные движения. Какова рефлекторная дуга рефлекса, если сосательный центр находится в продолговатом мозге?

42. Многим известно, что при приеме большого количества пищи или при принятии алкоголя может возникнуть изжога. Что это такое? Каковы способы устранения этого неприятного ощущения?

43. Какова роль печени и желчного пузыря в пищеварении? Объясните, почему врачи и физиологи называют печень «химической лабораторией, продовольственным складом и диспетчером организма».

44. Во время зондирования желчного пузыря врач получает порции желчи разного цвета: одни порции более светлые, другие – более темные. Чем можно объяснит такие отличия в окраске?

45. В печени людей, питающихся в основном белковой пищей, накапливается большое количество гликогена. Как можно объяснить это явление?

46. Поджелудочный сок начинает выделяться через 2 – 3 минуты после начала еды и продолжает выделяться 6 – 14 часов. Каковы способы регуляции работы поджелудочной железы?

47. В Древнем Вавилоне считали, что печень – орган злобы. Это представление древних сохранилось на протяжении многих веков. Как с современных научных позиций можно объяснить данное заблуждение?

48. Если кровь сыто собаки ввести в кровеносное русло голодной собаки, железы желудка которой находятся в относительном покое, то у последней начинается обильное сокоотделение. Как можно объяснить полученный в эксперименте результат?

49. В середине 19 века на острове Ява судовым врачом Р. Майером с лечебною целью было проведено кровопускание нескольким матросам. При этом Р. Майер заметил, что венозная кровь почти не отличается по цвету от артериальной. Какой вывод сделал врач из наблюдений?

50. Часто в медицинской литературе встречается словосочетание «водное депо». Что это такое? Почему в жаркий день рекомендуется пить воду небольшими глотками, а иногда лишь прополоскать рот водой, чтобы подавить неприятное ощущение жажды?

51. Проследите путь молекулы крахмала от момента попадания в ротовую полость до момента превращения в углекислый газ и воду?

52. Предположим, что вы съели бутерброд с ветчиной. В каких отделах пищеварительной системы и с помощью каких веществ будут перевариваться его составные части?

53. Известно, что человек в течение достаточно длительного времени может обходиться без пищи, сохраняя физическую и психическую активность. Способность организма обходиться без поступления извне энергетического материала издавна привлекала к себе внимание физиологов. Какие приспособительные реакции происходят в это время в организме?

54. Какие раздражители из внешней среды воспринимаются кожей? Что такое загар и какое значение он имеет для кожи?

55. Известно, что эпидермис непроницаем для води и для газов. Однако за сутки при температуре 300С через кожу выводится 7 – 9 г углекислого газа и 3 –4 г кислорода. Объясните механизм кожного дыхания.

56. В жаркую погоду пота выделяется больше, чем мочи, а в холодную наоборот. Как можно объяснить эту закономерность?

57. Представьте себе, что вы озябли и дрожите. Как возникает «рефлекс дрожания? Объясните, каково значение для организма такой реакции

58. После употребления спиртного в организме ощущается тепло. Почему в состоянии алкогольного опьянения замерзание человека на морозе происходит гораздо быстрее, чем человека, находящегося в трезвом состоянии?

59. Почему при длительном ношении головного убора чувствительность корней волос уменьшается?

60. Обязательный признак любого инфекционного заболевания – повышение температуры. Какое это имеет значение для организма? Нужно ли ее понижать?

61. Во время водных процедур кровь приливает к коже. Почему не следует купаться сразу же после принятия пищи?

62. Известно, что температура тела человека в течение дня колеблется в пределах десятых долей градусов. В какое время суток температура тела максимально высокая, а в какое – максимально низкая?

63. Неоднократный анализ крови больного показал, что содержание сахара в ней превышает норму. С чем связано увеличение сахара в крови?

64. Для изучения принципа работы того или иного органа физиологи части прибегают к помощи радиоактивных элементов. Какое вещество используется для исследования функций щитовидной железы? Ответ обоснуйте.

65. Физиологи часто называют гипофиз «дирижером оркестр гормонов». Почему появилось такое образное название гипофиза?

66. Какие пары гормонов – функциональных антагонистов (гормонов с противоположным действием) вы знаете? Зачем нужны эти гормоны?

67. Сравните между собой нервную и эндокринную регуляции. Какой способ регуляции более древний? Почему?

68. Одним из конечных продуктов белкового обмена является мочевина. Какой путь (через какие органы и сосуды) она проходит в организме человека?

69. Если в крови, притекающей к почке, содержится много сахара и белка. то окажутся ли они в моче? Ответ обоснуйте.

70. Почему почку можно назвать сложным фильтром? Как образуется первичная моча? Как образуется вторичная моча?

71. Известно, что деятельность почек регулируется с помощью нервных и гуморальных механизмов. Какое влияние на работу почек оказывает симпатическая нервная система? Какое влияние оказывает блуждающий нерв?

72. Существует мнение, что нервные клетки произошли от секреторных клеток. Какие факты подтверждают эту гипотезу?

73. Объясните высказывание: «Высшие проявления человеческой психики – гений, талант зависят не от величины нервных клеток и не от их числа, а от того, как эти клетки связаны друг с другом».

74. При изучении рефлекторной дуги И. П. Павлов образно назвал центростремительные нервные волокна «осведомительными». а центробежные – «командными». Дайте объяснение, почему?

75. Остановка кровоснабжения мозга на 20 с вызывает обморок. потерю сознания, повышение температуры до 40 – 420С, бред (нарушение сознания). Реанимация возможна, если клиническая смерть продолжается не более 5 – 6 минут. С какими особенностями нервной ткани связаны эти явления?

76. В древние времена ученые называли продолговатый мозг «жизненным узлом». На основании каких наблюдений сделано такое заключение?

77. При некоторых заболеваниях нервной системы у человека нарушается проведение возбуждения из головного мозга в спинной. Сохраняется ли при этом сухожильный коленный рефлекс? Ощущается ли укол кожи ноги? Ответ поясните.

78. Человек хочет взять стакан, но промахивается, после нескольких попыток берет его и роняет; при попытке писать делает лишние движения. Определите местонахождение опухоли в головном мозге. Объясните такое состояние больного.

79. В основе высшей нервной деятельности человека лежит память. Сформулируйте правила, с помощью которых можно значительно улучшить ее объем.

80. И. П. Павлов называл речь «чрезвычайной прибавкой к механизмам работы мозга». Объясните высказывание ученого.

81. Что такое анализатор? В чем отличие анализатора от органов чувств?

82. Может ли один анализатор заменить другой? Приведите примеры. За счет чего в мозгу человека строится полная картина мира?

83. Какое бактерицидное вещество содержит слезная жидкость? Как выводится отработанная слезная жидкость из глазной щели?

84. В состав сетчатки глаза входят колбочки, с помощью которых человек различает цвета. При более тонком изучении зрения было выяснено. что встречаются три вида колбочек. которые отличаются друг от друга содержанием пигментов. Какие цвета видимого света воспринимают эти пигменты?

85. Широко известны отклонения в цветном зрения некоторых людей (их называют дальтоники). В чем причина нарушения зрения у дальтоники?

86. Как вы объясните, что слепорожденные, прозревшие после удачно сделанной операции, вначале не различают ни формы, ни величины, ни удаленности окружающих предметов.

87. Художники давно заметили, а ученые это объяснили. что при одновременном восприятии белого круга на черном фоне и черного круга на белом фоне последний кажется несколько меньше. Какая закономерность восприятия проявляется в этом примере?

88. Многолетние исследования ученых показали, что при рассмотрении объекта глаз никогда не остается в покое: он совершает скачкообразные движения, останавливается на отдельных деталях воспринимаемого образа и фиксирует их, а затем переходит к следующим деталям. Какую роль играют движения глаз в сложном восприятии изучаемого образа?

89. Где особенно много осязательных рецепторов? Где располагается зона кожной чувствительности в коре больших полушарий?

90. Ребенок, который учится играть на пианино, первое время играет не только руками, но и «помогает» себе головой, ногами и даже языком. Каков механизм этого явления?

91. При некоторых заболеваниях нервной системы у человека нарушается проведение возбуждения из головного мозга в спинной. Сохраняется ли при этом коленный рефлекс? Ощущается ли укол кожи ноги? Возможны ли произвольные движения ноги? Ответ поясните.

92. В чем состоит, как считают некоторые исследователи, психолого-педагогическое значение ретикулярной формации?

93. Рефлекторный принцип нервной деятельности был открыт еще в XVII веке великим французским философом, физиком и математиком Рене Декартом. Позднее рефлекторная теория получила дальнейшее развитие в трудах И.М. Сеченова. В 1863 году в работе в работе «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченов высказал мысль о том, что не только спинной, но и головной мозг работает по принципу рефлекса: «…без внешнего чувственного раздражения невозможна, хоть на миг, психическая деятельность и ее выражение – мышечное движение». Далее ученый писал «… если выключить все рецепторы, то человек должен заснуть мертвым сном и некогда не проснуться». Как можно объяснить высказывания ученого?

94. Согласно правилам поведения, учащиеся в школе должны продолжать работу до тех пор, пока учитель скажет: «Урок окончен. Можно идти». – даже если звонок прозвенел раньше. Однако очень часто звонок в конце урока сразу вызывает у школьников двигательное возбуждение, и они прекращают работу, пытаясь выйти из класса. Какой нервно-физиологический механизм лежит в основе описанного поведения учащихся?

95. Ученик во время диктанта пишет «карова», «драва», «улеца» и получает оценку «2». После разъяснения сущности ошибок, повторение соответствующих правил ученик во время следующего проверочного диктанта не делает аналогичных ошибок и получает положительную оценку. Какая разновидность и какого нервного процесса была использована преподавателем в данном случае в качестве метода обучения?

96. Каков физиологический механизм процессов, происходящих в организме человека, следующего поговорке: «Повторение – мать учения»? В чем положительные и отрицательные стороны конечного результата такой деятельности для обучения организма?

97. Определите типы ВНД школьников (по И.П. Павлову): Боря – типичный непоседа. На уроке ни минуты не сидит спокойно. Постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Исключения составляют уроки математики, на которых он сосредоточен, деловит и настойчив. Говорит он очень быстро – «проглатывает слова». Быстрая походка вприпрыжку. Требованиям дежурного не подчиняется. Легко увлекается каким-нибудь делом (и хорошим и плохим), но быстро охладевает. На замечание учителя не реагирует. Слывет среди товарищей человеком, которому «все нипочем».

98. Человек, ведущий упорядоченный образ жизни, оказывается в командировке в другом городе, где не имеет возможности регулярно питаться. Тем не менее, в привычное обеденное время у него усиливается моторика желудка, отмечается легкое головокружение, появляется выраженное чувство голода. Чем вызвано описанное состояние?

99. Глядя ночью на звездное небо, можно обнаружить, что при фиксации взором слабо светящейся звезды она через некоторое время исчезает. Если избрать фиксируемую точку несколько в сторону от такой звезды, то она появится вновь. В связи с этим, астрономы при наблюдении отдаленных слабо светящихся звезд предпочитают пользоваться боковым зрением. Дайте физиологическое обоснование использованию такого приема.

100. Во время прослушивания записи собственного голоса на магнитофонной пленке человек удивился его искаженному звучанию по сравнению с восприятием при естественной речевой деятельности. Объясните установленное различие в восприятии собственного голоса в записи по сравнению с его естественным звучанием.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: